Всеобщая декларация прав человека
Разработка Всеобщей декларации проходила в сложной дипломатической борьбе, ее принятие было итогом рассмотрения и согласования различных мнений и точек зрения.
Позиции западных держав опирались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 года, Конституцию США 1787 года, а также на другие законодательные акты, которые провозглашали естественный характер основных прав и свобод человека, принадлежащие каждому с момента рождения. Эти
документы содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны первоначально возражали против включения в разрабатываемый проект Декларации социально-экономических прав.
Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 года и имея негативное отношение к гражданским и политическим правам человека, настаивала на включение в проект перечня только социальных и экономических прав.
10 декабря 1948 годапосле долгих прений и тщательной разработки Всеобщая декларация прав человекабыла принята 48 голосами государств-членов ООН при 8 воздержавшихся. Дата принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.
Выступая по мотивам голосования, представители СССР и других социалистических стран отмечали, что они при голосовании воздержались, так как принятый документ нарушает суверенитет государств, не содержит ряда положений, внесенных ими, а также не гарантирует осуществление основных прав и свобод.
Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она впервой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах» (в чем проявляется преемственная связь с Французской декларацией 1789г.), также в первых двух статьях излагаются основные принципы равенства и недискриминации в пользовании правами и основными свободами.
Следующие 19 статей закрепляют гражданские и политические права, а именно: право на жизнь, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, свободу мысли, совести, религии и т.д.
В статьях 22-27 закрепляются экономические, социальные и культурные права, в том числе право социальное обеспечение, право на труд, свободный выбор профессии, на отдых, досуг, право на образование и т.д.
В соответствии со ст.28 каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены.
В ст. 29 говорится об обязанностях человека перед обществом и содержится указание на возможность правомерного ограничения прав.
В ст.ЗО говорится, что «ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что всемирно-историческое значение Декларациизаключается в том, что:
1. Декларация подвела итог длительной борьбы человечест
ва против угнетения и несправедливости, за уважение человече
ского достоинства и счастье;
2. положила начало разработке основных международных
норм и стандартов в области прав человека;
3. поставила задачу дальнейшего расширения диапазона ос
новных прав человека, и их реализации всеми имеющимися у ми
рового сообщества средствами.
Всеобщая декларациябыла принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, поэтому она носит лишь рекомендательный характер. Для того чтобы придать силу закона правам, закрепленным во Всеобщей декларации, возникла необходимость в разработке Международных пактов 1966 года.
Задача по разработке Пакта, который должен был быть единым и охватывать все права, была возложена на ЭКОСОС, Комиссию по правам человека и 3 Комитет ГА. После длительных споров ГА приняла решение о том, что следует разработать два пакта с тем, чтобы каждое государство могло по своему выбору ратифицировать либо оба пакта, либо только один. Республика Беларусь является участницей двух пактов и 1 Факультативного протокола 1966 года.
Международные пакты были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 года. Пакты признают и более подробно определяют большинство прав, изложенных во Всеобщей декларации 1948 года, а также закрепляют некоторые дополнительные прав и свободы человека.
Международный пакт о гражданских и политических правахбыл одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года.Пакт содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, «находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией», без каких-либо различий (ст.2). В этой связи участники Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и иные меры в соответствии со своими конституционными процедурам, «которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте» (ст.2).
Третья часть Пакта содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь (ст.6), запрещение пыток (ст.7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст.8), право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст.9), право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и др.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться в законодательствах различных государств. Принятые в 18-19 вв., законодательные акты и конституции содержали перечень гражданских и политических прав человека. В начале 20 века заключаются первые международные соглашения в области прав человека, регулирующие главным образом трудовые отношения. С принятием Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в международно-правовой регламентации экономических, социальных и культурных прав. Конкретный их перечень в Пакте начинается с провозглашения права на труд (ст.6), права каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст.7), права на социальное обеспечение (ст.9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), на образование (ст. 13) и др.
Для того чтобы должным образом осуществлялся контроль за соблюдением положений, изложенных в Международных пактах 1966 года, созданы специальные международные контрольные органы. За положениями Международного пакта о гражданских и политических правах контроль осуществляет Комитет по правам человека. За положениями Международного пакта об экономических социальных и культурных правах контроль осуществляет Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
Комитет по правам человекабыл создан в соответствии со ст.28 Пакта в сентябре 1976 года.Комитет состоит из 18 экспертов, которые должны являться гражданами участвующих в Пакте государств и обладать, согласно содержащейся в Пакте формулировке, «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Эксперты Комитета ра-
ботают в личном качестве, а не как представители своих государств. Избираются эксперты тайным голосованием государств-участников сроком на 4 года. Эксперты избирают своего председателя, заместителя председателя и докладчика на двухгодичный срок.
Комитет по правам человека в течение года проводит три сессии продолжительностью три недели каждая.
Для обеспечения достижения цели по осуществлению стандартов в области прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах ставит перед Комитетом по правам человека следующие основные задачи:
1. Комитет получает и рассматривает доклады государств-
участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав,
закрепленных в Пакте. На основе изучения докладов Комитет
высказывает государствам-участникам конкретные рекомендации
относительно путей, обеспечивающих более эффективное приме
нение положений Пакта в рамках национального законодательст
ва и практики. Ряд государств внесли изменения в свое законода
тельство в результате рассмотрения Комитетом представленных
ими докладов;
2. Комитет формулирует замечания общего порядка, кото
рые делаются в форме толкования тех или иным положений Пак
та и призваны помочь государствам-участникам в претворении в
жизнь положений Пакта (в замечаниях общего порядка затраги
вались такие вопросы, как: право на самоопределение, недискри
минация и равенство, равноправие мужчин и женщин в том, что
касается осуществления гражданских и политических прав, право
на жизнь и т.д.);
3. Комитет получает и рассматривает сообщения от какого-
либо государства-участника, утверждающего, что другое госу
дарство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту;
24
4. Получает и рассматривает сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством-участником положений Пакта. Эта функция Комитета по правам человека была закреплена в Факультативном протоколе к Пакту (принят ГА ООН 16 декабря 1966 года). Для того чтобы индивидуальное сообщение было признано Комитетом приемлемым, должны быть соблюдены следующие требования:
• сообщение не должно быть анонимным;
• сообщение должно быть представлено лицом (лицами),
который находится под юрисдикцией государства-участника и
Пакта о гражданских и политических правах и Факультативного
протокола;
• до подачи сообщение в Комитет должны быть исчерпа
ны все внутригосударственный средства правовой защиты;
• сообщение не подлежит рассмотрению, если та же самая
проблема рассматривается в соответствии с другой международ
ной процедурой.
Сообщения отдельных лиц Комитет по правам человека рассматривает на закрытых заседаниях и документы, касающиеся их дел, носят строго конфиденциальный характер.
Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН в 1985 году был учрежден Комитет по экономическим, социальным и культурным правам,сходный по составу с Комитетом по правам человека.
Комитет также рассматривает доклады государств о положении дел с осуществлением Пакта об экономических, социальных и культурных правах и вырабатывает заключительные замечания. Замечания состоят из пяти разделов:
• введение;
• позитивные аспекты;
• факторы и трудности, препятствующие осуществлению
Пакта;
• основные вопросы, вызывающие обеспокоенность;
• предложения и рекомендации.
В 1988 году Комитет приступил к подготовке «общих замечаний» по закрепленным в Пакте правам с целью оказания государствам-участникам содействия в выполнении их обязательств по Пакту:
1. общее замечание №1 о представлении докладов государ
ствами-участниками (1989г.);
2. общее замечание №2 о международных мерах в области
предоставления технической помощи (1990г.);
3. общее замечание №3 о природе обязательств государств-
учатников Пакта (1990г.);
4. общее замечание №4 о праве на достаточное жилище
(1991г.);
5. общее замечание №5 о лицах с какой-либо формой инва
лидности (1994г.);
6. общее замечание №6 об экономических, социальных и
культурных правах пожилых людей.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в 1991 году приступил к подготовке проекта Факультативного протокола к Пакту, который будет предусматривать рассмотрение жалоб государств-участников друг на друга о нарушении прав человека, а также рассмотрение жалоб индивидуальных лиц, групп лиц.
Несмотря на всеобщее признание Международного билля о правах человека в качестве обязательного эталона, на основе которого государства могут измерять прогресс в деле защиты прав человека, кодификация международно-правовых норм в этой области продолжается.
В последующие годы в рамках ООН и ее специализированных учреждений были разработаны и приняты различные международные соглашения в области прав человека, например:
• Конвенция 1948 года о предупреждении преступления
геноцида и наказании за него;
• Конвенция 1965 года о ликвидации всех форм расовой
дискриминации;
• Конвенция 1973 года о пресечении преступления апар
теида и наказании за него;
• Конвенция 1979 года и ликвидации всех форм дискри
минации в отношении женщин;
• Конвенция 1984 года против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания;
• Конвенция 1989 о правах ребенка;
• Конвенция 1990 года и защите прав всех трудящихся
мигрантов и членов их семей.