Вопрос 54 Понятие главы государства. Природа и развитие конституционно-правового института президентуры Республики Беларусь
Понятие главы государства
Понятие «глава государства» употребляется в различных значениях
1. как высшее государственное должностное лицо, верховный представитель государства. Глава государства стоит над законод, исполнит, судебной властью.
2. как глава исполнительной власти
3. как конституционный орган и одновременно как высшее должностное лицо государства, представляющее государство внутри и вне страны и, символ государственности народа
Часто данное понятие употребляется одновременно в нескольких значениях.
(Статья "Президент Республики Беларусь: эволюция конституционно-правового статуса" (Т.С.Масловская) (по состоянию на 17.11.2010))
Институт президентства является относительно новым институтом конституционного права, конституционной и политической практики Республики Беларусь. Введение этого института было вызвано как внешними, так и внутренними причинами, условиями переходного периода, необходимостью, с одной стороны, укрепить систему государственной власти, а с другой - ускорить темпы экономических реформ. Вместе с тем институт президентства за время, прошедшее с момента его введения, претерпел определенную эволюцию.
Должность Президента Республики Беларусь была учреждена Конституцией Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Необходимо обратить внимание на тот факт, что вопрос об учреждении данной должности ставился еще в 1991 году: Верховный Совет Республики Беларусь провел специальное голосование по вопросу об учреждении поста президента, большинство депутатов высказались за его введение. Был подготовлен проект закона о внесении соответствующих изменений в Конституцию БССР 1978 года, однако он не был поставлен на рассмотрение Верховного Совета.
Пост президента был введен в это время во многих союзных республиках: в 1990 году - в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Туркменистане; в 1991 году - в Грузии, России, Украине. Так, пост Президента РСФСР был учрежден общероссийским референдумом 17 марта 1991 г., Закон РСФСР N 1098-1 "О Президенте РСФСР" был принят Верховным Советом РСФСР 24 апреля 1991 г., а 24 мая 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения и дополнения, в том числе связанные с введением данного поста. Институт президентства в Украине был введен 5 июля 1991 г. с принятием Закона "О введении поста Президента Украинской ССР и внесением изменений и дополнений в Конституцию УССР".
Необходимо отметить, что период формирования института президентства в Республике Беларусь, как и в других бывших союзных республиках, был сложным ввиду наличия ряда обстоятельств. Учреждение и первые годы президентства совпали с радикальными экономическими, социальными, политическими изменениями в стране. В состоянии формирования находился как сам институт президентства, так и другие высшие государственные органы Беларуси (Парламент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь). Между ними трудно складывались отношения, что нередко приводило к конфликтам. Поэтому для того, чтобы укрепить государственную власть, придать ей больший динамизм и эффективность, необходимо было изменить конституционную модель взаимоотношений между высшими органами государственной власти. Из этой ситуации Главой государства в 1996 году был предложен выход - внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме была принята Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом Республики Беларусь, в результате чего произошло существенное перераспределение полномочий между ветвями государственной власти.
Факторы, повлиявшие на учреждение поста Президента:
1. утратилась руководящая роль правящей партии
2. нужен был единоличный лидер, глава государства, который мог бы оперативно принимать управленческие решения
3. социально-экономическое положение резко ухудшалось, а Верховный Совет не мог соответствующим образом урегулировать проблемы