Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

Общественное объединение― это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Выделяют следующие виды общественных объединений:

1) общенациональная организация (например, партия);

2) политическое движение;

3) общественный фонд;

4) общественное учреждение;

5) орган общественной самодеятельности.

Наиболее активными участниками политического процесса являются такие общественные объединения, как политические партии и движения.

Политическая партия(от латpas ― часть, частица) ― 1)это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 2)это организационная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, группа, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Политические партии можно классифицировать по различным критериям:

• по идеологической направленности ― на консервативные, либеральные, коммунистические, монархические и др.;

• по членству ― на кадровые и массовые;

• по принадлежности к власти ― на правящие и оппозиционные;

• по социальному составу ― на рабочие, крестьянские, буржуазные и др.;

• по методам деятельности ―― на революционные и реформистские и др.

Под политическим движением принято понимать негосударственное и непартийное, частично или полностью политизированное объединение, воздействующее на власть.

По характеристике политических движений используются разные типологии:

• элитарные и массовые движения;

• консервативные и движения протеста;

• реформаторские и революционные;

• по объекту борьбы ― антивоенные, правозащитные, экологические;

• по социальному составу ― молодежные, женские, национальные, рабочие.

Политические партии и движения хотя и являются разновидностями общественных объединений, однако существенно отличаются друг от друга. Чтобы лучше понять общие и отличительные черты двух видов общественных объединений, проведем их сопоставление по основным параметрам.

Социальная база. Партия обычно выражает интересы определенной группы людей или социального слоя, имеет свою социальную базу и электорат. В отличие от партии, для политического движения характерна массовость и пестрота социального состав.

Структура. Партию отличает наличие четкой структуры:

― местные и центральные органы партийного аппарата;

― партактив;

― рядовые члены партии;

― сторонники партии.

В партии действует вертикальный принцип построения и внутрипартийной дисциплины. Возможно деление партии на фракции (обособленные части). В политическом движении строгая структура и жесткая дисциплина обычно отсутствуют. Существует масса течений внутри движения.

Членство. В то время как для большинства партий характерно фиксированное членство, в политических движениях оно отсутствует.

Идеология. У партии должна быть четко разработанная идеология, отраженная в ее программе и уставе. Большинству политических движений свойственны противоречивость и слабое, недостаточное оформление идейно-политических позиций.

Основная цель. Важное различие между партиями и движениями заключается в целях, которые они ставят перед собой. Если партия ставит своей конечной целью завоевание и осуществление власти, то движение, как правило, добивается лишь уступок от власти, борется за влияние на политический процесс, а не за прямое участие во власти.

Условия возникновения. Партия возникает организационно, движение стихийно.

Политическая эволюция. Партии ориентированы на длительное существование. Движения обычно существуют недолго, достигнув цели, распадаются или преобразуются в партии,

***

Общественное объединение получает статус политической партии, если имеет:

1)региональные отделения имеют более чем в половине субъектов РФ, причем в одном субъекте РФ может быть только одно региональное отделение партии;

2)не менее 10 тыс. членов политической партии;

3)руководящие, иные органы политической партии, региональные отделения и иные структурные подразделения на территории РФ.

Цели создания партийной партии:

― формирование общественного мнения;

― политическое образование и воспитание граждан;

― выражение мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение его до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

― выдвижение кандидатов на выборах в законодательные собрания (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

Политическая партия обязанапройти государственную регистрацию в Минюсте РФ, иметь свой Устав в котором указываются наименование партии, официальная символика, порядок приобретения ее членства, руководящие органы партии, ее программа и другие основные сведения о партии.

Деятельность политической партии строится в сооотвествии со следующими принципами:

А)добровольности;

Б)равноправия;

В)самоуправления;

Г)законности;

Д)гласности.

Запрещается: а) создание и деятельность политической партии, цели и действия которой направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной и социальной борьбы; б) создание политической партии по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, по признакам принадлежности к одной профессии; в) деятельность политической партии в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в вооруженных силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях; г) создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и их структурных подразделений; д) деятельность партий в случае введения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.

NB!Если в парламент депутатов избирает народ, то руководителей партии избирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на которые содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная газета и литература и др. Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электорат. Вначале партии борются за создание своего электората, затем за его расширение и удержание, конкурируют между собой за электораты, так каждый из них имеет свою специфику.

Партии действуют как посредники между своими избирателями и правительством, являясь в то же время механизмами продвижения своих лидеров к власти.

Политическая партия выполняет следующие функции:

• политическая ― овладение государственной властью;

• представительская ― выражение интересов определенных групп и слоев населения;

• рекруиторская ― подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

• электоральная ― организация и участие в избирательных кампаниях;;

• социализации ― воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

NB!У каждой политической партии имеется: ― политическая программа, где сформулированы цели, стратегия и тактика партии; ― партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни; ― руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаще всего освобожденных; ― разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящая из добровольных активистов; ― список членов партии. Политическая программа― совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которым сталкивается народ. Ядром политической программы выступает политическая философия― стройная система взглядов на правильное устройство общества, восходящая своими корнями к той или иной мировой политической системе, ― коммунизму, либерализму, консерватизму, фашизму. Коммунизм(лат. communist ― общий) ― общее название различных концепций, в основе которых ― отрицание частной собственности (первобытный, утопический, «казарменный» коммунизм и т.п.). В марксистской концепции исторического процесса Коммунизм ― общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы, стадии): низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую собственно Коммунизмом, для которой будет характерным высокий уровень развития производительных сил, культуры и материальное изобилие, отсутствие классовой структуры, социального неравенства, государственности. Либерализм(лат liberalis ―свободный) ― идейное и общественно-политическое движение, возникшее в Европе в XVII в., которое провозглашает необходимость утверждения в социуме путем реформ гражданского общества, прав и свобод личности, правового государства, демократических политических институтов, свободы частного предпринимательства и др. Консерватизм(франц. conservatisme ― сохранять, предохранять) ― политическая идеология и практика общественно-политической жизни, которая ориентируется на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, традиционных ценностей и нравственно-правовых основ. Фашизм (итал.fascismo ― связка, объединение) ― социально-политическое движение и государственные режимы, основанные на идеологии тоталитаризма, беспрекословного подчинения духовному вождю, характерной чертой которой является проповедь национального превосходства одной нации над другой, демагогическое заигрывание с наиболее обездоленными слоями населения в целях использования их протестной энергии для достижения своих корыстных узкоклановых целей, главным образом, захвата и удержания государственной власти.

۩Типы партийных систем

Совокупность политических партий, существующих в государстве, составляет партийную систему общества. Партийные системы принято классифицировать по их количественному составу, то есть по числу партий, участвующих в политической жизни общества. исходя из этого критерия, выделяют следующие основные типы партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Однопартийная система (неконкурентная) обычно складывается в государствах с недемократическими режимами (авторитарными и тоталитарными). При такой системе существует одна легально разрешенная партия, которая находится в тесной взаимосвязи и зависимости от государства. Постепенно может происходить слияние партийной элиты с госаппаратом. Основные задачи, которые призвана решать партия, ― это легитимация существующего режима и мобилизация населения и ресурсов на решение сверхзадач. Яркими примерами партийных систем подобного типа являются системы, существовавшие в социалистических странах, где единственной партией являлась коммунистическая (например, Коммунистическая партия Советского Союза), а также однопартийная система в КНР.

Для демократических режимов характерно наличие в обществе множества партий, обеспечивающих выражение интересов различных социальных групп и слоев. Эта черта политической системы называется многопартийностью и служит инструментом саморегуляции политической системы.

При двухпартийной системе (бипартийной) в обществе существует большое число партий , но при этом наибольшим влиянием пользуются две крупнейшие, периодически сменяющие друг друга у власти (правительство формируется партией, получившей большинство).

Выделяют «жесткую» и «гибкую» разновидности двухпартийной системы. При «жесткой» депутаты от каждой партии при голосовании в парламенте должны всегда оставаться в рамках той программы, которая разработана их партией, и строго придерживаться решений, принятых на партийном собрании. Примером подобного варианта двухпартийности служат консервативная и лейбористская партии в Великобритании. Иная, «гибкая» система действует в США, где депутаты от демократической и республиканской партий имеют право голосовать по своему усмотрению, иногда отклоняясь от позиции своей партии.

Помимо четко выраженных двухпартийных систем иногда возникают сходные системы, но с несколько более сложной структурой.

Двухпартийная модифицированная система («система двух с половиной партий) состоит в том, что ни одна из двух основных соперничающих партий не могут получить на выборах квалифицированного (более 50%) или тема более абсолютного (более 2/3) большинства. В этой ситуации партиям приходится искать поддержку со стороны других сил, участвующих в политической борьбе за власть. Партия, получившая простое большинство (менее 50% голосов) на парламентских выборах, заключает политический союз с какой-либо иной маловлиятельной партией, для того чтобы увеличить число своих сторонников. При такой системе, когда партии-лидеры вынуждены искать союзников, не рассчитывая на собственные силы, политическая жизнь в государстве стабилизируются. Таковы, например, партийные системы Германии и Швеции.

В демократических государствах с многонациональной и сложной социальной структурой обычно складывается многопартийная система (мультипартийная). Подобного типа системы существуют в России, Австрии, Италии, Бельгии, Нидерландах. При многопартийной системе в политическом процессе принимает участие множество политических партий, отстаивающих интересы разных общественных групп, но ни одна из партий не является преобладающей. Для того чтобы не допустить чрезмерного дробления политических сил, в избирательном законе предусмотрен 5% барьер на парламентских выборах. В условиях отсутствии явных лидеров, правительство, как правило, формируется на коалиционной основе. Многопартийная система позволяет максимально полно осуществляться принципам плюрализма в демократическом обществе, однако ее минусом является отсутствие стабильности.

В качестве одной из модификаций последнего типа партийной системы можно назвать многопартийную систему с господствующей партией. В некоторых государствах при наличии большого числа партий одна из них пытается провозгласить себя выразительницей интересов всей нации. Например, Индийский национальный конгресс. Термин «господствующая партия» ввел в научный оборот политолог М. Дюверже. Он обозначил им партию, имеющую превосходство в условиях многопартийности.

۩Политическая идеология

Политическое сознание, будучи сложным системны и структурным образованием, состоит из нескольких элементов: а)политической идеологии (рациональный элемент), б)политической психологии (эмоциональный элемент) и в)поведенческого элемента (аккумулируя в себе политическую идеологию и психологию, является внутренним стимулом, то есть мотивом деятельности).

Одной из наиболее влиятельных форм политического сознания является политическая идеология(от греч. idea ― понятие, logos ― знание) ― система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

Термин «идеология» был введен в научный оборот французским ученым Антуаном де Треси в конце XVIII в. он использовал это слово в значении «наука об идеях». Впоследствии термин приобрел более широкий смысл. В современной политологии нет общепринятого, однозначного подхода к оценке значения политической идеологии. Рассмотрим, как вопрос о значении политической идеологии решается различными направлениями политической мысли.

Огромное значение идеологии придавал К. Маркс, полагая, что идеи, если овладеют массами, становятся материальной силой. С точки зрения марксизма политическая идеология является выражением соответствующего положения социальной группы, класса в системе производств материальных и общественных отношений в целом. В идеологии отражаются представления класса о должном развитии властных отношений в обществе. Политическая идеология может выполнять функции научного знания, если интересы соответствующего класса носят прогрессивный характер.

Такие ученые, как М. Вебер, К. Мангейм, считали, что политическая идеология является скорее специфической разновидностью веры и не может выполнять функции научного знания. Всякая политическая идеология отличается неадекватным отражением действительности.

Для либерализма, позитивизма характерно понимание политической идеологии как особенной области общественного сознания, которая имеет характер всеобщности, стоит над историческим процессом и существует независимо от стечения конкретных социальных, экономических и политических обстоятельств.

Неоанархизм трактует политическую идеологию как порождение стихийного сознания широких масс.

Исследователи, относящиеся к направлению неомакиавеллизма (Р. Моска, Р. Михельсон, В. Парето), отводили политической идеологии очень большую роль в общественном сознании, полагая, что она пронизывает все сферы духовной жизни общества. религиозные, эстетические и этические представления в обществе также являются проявлением политико-идеологических воззрений, направленных на легитимацию власти.

О. Лемберг, Т. Парсон считали, что политическая идеология выполняет функции инструмента интеграции социальных групп, слоев и классов.

Как одну из форм реализации психологических ожиданий и установок общественных групп и индивидов политическую идеологию Р. Пайпс, В. Старк, Л. Браун.

NB!Идеология выполняетряд функций в политической жизни общества: ― мировоззренческую; ― ценностную; ― мотивационную; ― легитимизирующую; ― интегрирующую.

К числу основных политических идеологий, существующих в современном мире, относят либеральную, консервативную, анархическую, социалистическую и коммунистическую идеологии. Современная идейно-политическая мысль не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют еще идейно-политические течения, среди которых можно назвать: радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений и др.

Либерализмсформировался в конце XVII ― XVIII вв. на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гобса, А. Смита и др. и под сильным влиянием буржуазных революций XVII – XVIII вв. своими корнями либеральные идеи уходят в более древние эпохи. Некоторые принципы, взятые на вооружение либеральной идеологии, были знакомы человечеству со времен античной цивилизации, эпоха Возрождения выдвинула проблему ценности человеческой жизни, эпоха Реформации ― идеи веротерпимости и др.

Термин «либерализм» вошел в широкое употребление только в первой четверти XIX в. Слово «либерализм» происходит от латинского слова liberalis ― свободный. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в испанском парламенте. Впоследствии термин был заимствован для обозначения названий политических партий в странах Западной Европы. На сегодняшний день либерализм рассматривается как особая идеология.

Рассмотрим основные идеи и принципы, характерные для классического либерализма.

В мировоззренческой области:

• рационализм;

• космополитизм (от греч. kosmopolites ― гражданин мира), свобода от группировок, классовых и националистических представлений;

• гуманизм, признание абсолютной ценности человеческой личности, приоритета частного над общественным;

• демократизм.

В политической области: верховенство закона и свобода человека в рамках закона:

• идея правового государства и договорного происхождения государства. Представление о государстве как «ночного сторожа»;

• идея естественных неотчуждаемых прав человека;

• признание основных свобод и прав человека;

• принцип разделения властей (на исполнительную, законодательную и судебную);

• идея парламентаризма;

• идея политического плюрализма.

В экономической области: свободная экономика:

• требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства;

• простор для частной инициативы;

• создание условий для развертывания частного предпринимательства.

Во время мирового экономического кризиса 1929―1933 гг. классические либеральные методы управления не могли помочь справиться с ситуацией, и тогда стали звучать мысли о том, что государство должно усилить свою роль и выступать защитником людей от негативных сторон рынка. В 30-е гг. ХХ в. сложился неолиберализм, который, в отличие от классической идеологии, предполагает расширение социальной функции государства, допускает вмешательство государства в экономику с целью создания благоприятных условий для конкуренции.

Консерватизм(от лат. conserve ― сохранять, охранять; conservator ― охранитель) ― идеология охранительной направленности, ориентированная на поддержку и сохранение существующих общественных институтов, традиционных ценностей, отстаивает приоритет преемственности перед инновациями.

Оформление консервативной идеологии, так же как и либеральной, происходило в первой половине XIX в. Консерватизм возник как реакция европейской общественности на великую Французскую буржуазную революцию (1789―1794). Родиной консерватизма считается Великобритания. В 1790 г. была опубликована книга английского мыслителя Эдмунда Берка «Размышления о революции во Франции». В ней были изложены идеи, ставшие впоследствии основой консервативной идеологии. К числу основателей этой идеологии также относят Ф. Новалиса, А. Мюллера и др.

В числе основных постулатов, на которых базируется консервативная идеология, можно перечислить следующие:

• пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума;

• ориентация на авторитет государства;

• общественная стабильность, гарантии которой обеспечиваются благодаря охранению ценностных устоев (семейных, национальных, религиозных), передающихся из поколения в поколение;

• охранение существующих институтов. Стремление к преобразованию и воплощению идеальной модели общественного устройства рассматривается как опасное; развитие должно происходить крайне осторожно, с опорой на постепенно, из поколения в поколение, накапливаемый положительный опыт;

• отрицание возможности социального равенства между людьми;

• скептическое отношение к парламентаризму и выборным институтам власти;

• частная собственность ―― гарант личной свободы и социального порядка; власть должна предоставляться людям только на основе собственности, так как те, кому есть что терять, не склонны к авантюрам; человек, умело распоряжающийся своим капиталом, лучше позаботится и о государственном хозяйстве.

Долгое время консерватизм по влиянию уступал либерализму. Во второй половине ХХ в. консерваторы изменили свой курс, заимствовав ряд идей либерализма, и появляется неоконсерватизм. В отличие от классического консерватизма, неоконсерватизм ― весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее. Особенно популярен он был в 70―80-е гг. ХХ в. в США, ФРГ, Великобритании («тетчеризм» в Великобритании, «рейганизм» в США).

Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:

• к развитию общества и человека могут привести только свободные рыночные отношения;

• признается приоритет свободы; социальное равенство ― невозможно и несовместимо со свободой;

• необходимо сочетать демократию и власть элит, поскольку в чистом виде демократия ― это миф;

• главное право личности ― право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;

• неоконсерватизм выступает за «сильное государство», опирающееся на средний класс, но при этом государство не должно ущемлять личные права и свободы граждан.

Социалистическая идеология.Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но все их объединяет ряд общих принципов. Для всех идеологий социалистического плана характерно:

• материалистская трактовка общественной жизни;

• социально-классовый подход к общественным явлениям;

• гуманистический характер конечных целей;

• социальный коллективизм;

• исторический оптимизм.

Формирование социализма как политической идеологии относится к первой половине XIX в., однако истоки социалистической мысли исследователи видят в мифе о первобытном равенстве, в социальных идеях христиан, милленарийских ересях, в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы, учения диггеров и т.д. Термин «социализм» происходит от лат. socialis ―общественный. Появление термина «социализм» в 1827 г. было связано с деятельностью так называемых «социалистов-утопистов» К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Н. Фурье. Они критиковали пороки капитализма, противопоставляя ему проекты идеального строя. Главное внимание социалисты-утописты отводили социальным проблема: нищете, эксплуатации, социальному паразитизму, неравенству и т.п. Идеальное общество они связывали с расцветом промышленности и сельского хозяйства, с плановым производством, с обязательным всеобщим трудом.

К частной собственности относились по-разному. Выступали за мирный переход к новому социалистическому строю. Отрицательно оценивали революции, отождествляя их с насилием, хаосом и разрушениями. Считали, что в будущем идеальном обществе, за ненадобностью, отомрут государство и право. В нынешнем состоянии утописты негативно относились государству и политике, считали, что не политические реформы, а просвещение и организация производственных кооперативов помогут постепенно перейти к новому строю.

Особое звучание социалистической идее придали марксисты. Марксистская идеология складывается в середине XIX в. на основе критической переработки: а) немецкой классической философии (Гегель, Фейербах); б) политической экономии (Смит); в) топического социализма. Термин «коммунизм» (от лат communis ― общий) был введен в философский оборот в 1840 г. Теоретики, разрабатывавшие коммунистические идеи (Маркс, Энгельс), считали социализм лтшь первой фазой коммунизма и стремились к построению бесклассового коммунистического общества.Выступали противчастной собственности, эксплуатации; за общественную собственность, всеобщий труд. Коммунизм связывали с изобилием, удовлетворением всех разумных потребностей человека. В будущем обществе, по мнению марксистов, отомрет государство, установится общественное самоуправление, на смену правовым придут нормы морали. Одной из ключевых в марксизме является эгалитарная идея: всеобщее тотальное равенство людей, а не только стартовых возможностей, как у либералов. Марксисты выдвинули идею классовой борьбы, в результате которой происходит закономерная смена общественно-исторической формации. Коммунисты признавали радикальный (революционный) путь перехода к новому обществу. В этом смысле их предвестниками были Г. Бабеф и его сторонники.

Критика марксистской интерпретации социализма началась уже в последней четверти XIX в. В конце XIX в. в рядах социалистов произошел раскол, связанный с отделением социал-реформизма, идеологами которого считаются Э. Бернштейн , Р. Гильфердинг, П. Глотц,, И. Вагнер. Основным отличием социал-реформизма от марксизма является то, что социал-реформисты выступают за реформаторский, эволюционный путь развития. Революционной идее они противопоставляют демократические средства достижения поставленной цели. Ключевым принципом считается «свобода, справедливость и солидарность» (лозунг Годесбергской программы СДПГ 1959 г.).

Идеи социал-реформизма близки к государственному либерализму (парламентаризм, демократия, плюрализм, политический консенсус, свобода самоопределения каждого человека). В то же время социал-реформизм унаследовал классические идеи социализма (равенство, социальная защищенность трудящихся). Представители этой идеологии выступают за общественный контроль в экономике, но без «огосударствления» (государственное регулирование при развитых рыночных механизмах).

Следует заметить, что, несмотря на ряд существенных противоречий между коммунистической и социал-реформистской идеологии, к 60-м гг. ХХ столетия наметилось определенное сближение их позиций, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

Анархизм(от греч. anarhia ― безвластие). Зарождение этой разновидности политической идеологии относят к середине XIX в. Основные положения ее были сформулированы П. Прудоном, М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткиным. Главные принципы, на которых базируется идеология анархизма, ― это свобода, индивидуализм, радикализм. Анархизм отвергает все, что стесняет свободу человека, в том числе государство. С точки зрения идеологов анархизма идеальной формой политического устройства следует считать безгосударственный общественный строй, представляющий собой федерацию общественных организаций, коммун, провинций и социальных общностей. Свободное самоуправление, отсутствие принуждение и подчинения должны стать основой подлинного порядка в обществе. Отсюда знаменитый лозунг «Анархия ― мать порядка». Сегодня идеи анархизма разделяются в разных странах отдельными социальными группами (анархистскими, анархо-синдикалистскими и др.), в основном молодежными по составу.

NB! Шовинизм― чрезмерный до неразумия патриотизм с упованием на военную силу; ультранационализм с элементами авторитаризма. Слово производно от имени французского солдата Николая Шовена (Chauvin), который, довольствуясь минимумом житейских благ, отличался безумной привязанностью к Наполеону Бонапарту, а затем его культу. Со временем термин «шовинизм» начал применяться для обозначения приверженности идее военного превосходства какой-либо нации или государства. Настроения шовинизма ― неизбывное следствие политики агрессии и победы, равно как и поражения и надежды на реванш, что особенно ярко показала война 1914―1918 гг. Шовинизм ― ингредиент бонапартизма, фашизма, расизма, милитаризма.

Экстремизм(от фр. extremism, лат. extremus ― крайний) ― приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям.

Экстремизм порождают самые различные факторы:

а) социально-экономические кризисы,

б) резкое падение жизненного уровня основной массы населения;

в) деформации политических институтов и структур, их неспособность решать назревшие вопросы общественного развития;

г) тоталитарный характер режимов подавления властями оппозиции;

д) преследование инакомыслия;

е) национальный гнет;

ж) стремление социальных и политических групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и др.

В политическом плане экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами.Для этого экстремистские организации и движения используют зажигательные лозунги и призывы, откровенную демагогию, организуют и провоцируют беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Лидеры экстремизма и их сторонники отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения, основанные на взаимных уступках, руководствуясь в своих действиях лозунгом ― «все или ничего».

В идеологическом плане экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытаясь жестко утвердить свою систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязать их оппонентам любой ценой, требует от своих сторонников слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументируя свои взгляды, экстремисты обращаются не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, пропагандируют лозунги и призывы, рассчитанные не на знания, а на примитивное сознание и инстинкты. Доведенная до крайности идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потери контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе. Для экстремистов характерно стремление к охлократии (власти толпы). Отвергая демократические методы разрешения возникающих конфликтов, экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей, которые объявляются носителями высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами на веру.

Экстремизм традиционно делится на «левый» и «правый».

Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марксизма-ленинизма и др. левым взглядам (анархизм, левый радикализм), объявляя себя наиболее последовательными борцами «за дело пролетариата», «трудящихся масс» и т.п. Они критикуют капитализм за социальное неравенство, подавление личности, эксплуатацию. Социализм они критикуют за бюрократизацию, за забвение принципов «классовой борьбы» и т.п. («Фракция Красной армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии, «Сантендеро луминосо» в Перу, полпотовцы в Камбодже и др.).

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство, «массовую культуру», отсутствие «порядка», господство плутократии и т.д.

И для «левого» и для «правового» экстремизма характерен антикоммунизм («эскадрон смерти» в странах Латинской Америки, «Итальянское социальное движение» в Италии, Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии, различные праворадикальные и откровенно фашистские группы и партии в США и т.п.). часть «левых» экстремистских организаций находятся на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты. Однако большинство экстремистских организаций действуют легально и даже имеют своих представителей в парламентах и местных органах власти.

Массовой базой экстремизма являются, как правило, мелкобуржуазные и маргинальные слои, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, разочаровавшиеся в существующих порядках.

Из многочисленных форм проявления экстремизма можно выделить политический, националистический, религиозный, экологический.

Политический экстремизм направлен на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного «порядка» «левого» или «правового» толка.

Националистический экстремизм, выступая с позиций защиты интересов «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка, отвергает подобные же права для других национальных и этнических групп. Националистический экстремизм органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации (борьба за Халистан в Индии, движение баскских националистов в Испании и др.). Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами.

Религиозный экстремизм, получивший распространение в ряде регионов и стран, проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии (например, мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане, мусульманский фундаментализм). Нередко религиозный экстремизм используется в политических целях в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий (движение «братьев-мусульман» в Египте и в других странах Ближнего Востока).

Экологический экстремизм ― новый вид экстремизма, вызванный резким обострением экологическим проблем, ухудшением качества окружающей среды как в отдельных регионах, так и в глобальном масштабе. Наряду с движениями, борющимися за осуществление эффективной природоохранной политики («зеленые», «экологисты» и др.), возникли и действуют группы и движения, выступающие вообще против научно-технического прогресса и организующие акции, направленные на закрытие или ликвидацию неблагоприятных в экологическом отношении производств, и нередко создающие своими действиями угрозу общественному порядку.

Экстремизм во всех своих формах несет горе и страдания народам, делает их заложниками беспринципных политиканов.

Основные понятия

Анархизм Политический экстремизм
Двухпартийная система общества Политическое движение
Коммунизм Принципы построения политической партии
Консервативная идеология Религиозный экстремизм
Консерватизм Социалистическая идеология
Либерализм Социал-реформистская идеология
Либеральная идеология Структура политического сознания
Многопартийная система общества Фашизм
Националистический экстремизм Функции идеологии в жизни общества
Общественное объединение Функции политической партии
Однопартийная система общества Цели создания политической партии
Партийная система общества Шовинизм
Политическая идеология Экологический экстремизм
Политическая партия Экстремизм
Политическая программа Электорат
Политическая философия  

Наши рекомендации