Общими чертами систем народного образования капиталистических стран являются классовый характер школы, расовая, национальная и религиозная дискриминация, наличие привилегированных частных школ. Широко распространены мнения об интеллектуальной неполноценности детей трудящихся, направленной на лишение их полноценного образования.
Классовый характер буржуазной школы зачастую проявляется в завуалированной форме. Образование формально доступно всем слоям населения; действуют законы о всеобщем бесплатном обучении, но фактически они не выполняются. Далеко не все дети трудящихся попадают в средние школы и только редкие из них учатся дальше. Даже в тех странах, где провозглашено бесплатное среднее образование, дети трудящихся не могут воспользоваться этим правом: не имеют материальных средств на оплату стоимости учебников, спортивных занятий, лабораторных работ и на содержание себя во время учения.
Буржуазным системам народного образования присущ двойственный характер. Хотя официально рекламируется доступность и равенство образования для всех, фактически существуют две различные системы: одна для элиты, другая для материально необеспеченных людей. Переход детей из одной системы в другую фактически невозможен.
Дети трудящихся учатся обычно в обязательной школе и тесно с ней связанных низших профессиональных учебных заведениях. Для них создаются школы-тупики, которые не дают достаточных общеобразовательных знаний для продолжения образования в средних школах, а готовят к деятельности в сфере физического труда.
Дети предпринимателей и коммерсантов, высших чиновников и привилегированной части интеллигенции учатся в средних школах, затем поступают в высшие учебные заведения. Многие из них предпочитают государственным частные школы с высокой платой за учение, но с хорошим оборудованием и квалифицированными учителями. Они готовятся к тому, чтобы занять командные должности в промышленности, торговле, государственном аппарате. Ограничению доступа трудящихся в средние и высшие школы также служит расовая, национальная и религиозная дискриминация.
В настоящее время в капиталистических странах возрастает влияние церкви на школу. Значительное число частных школ принадлежат религиозным организациям. В эти школы принимаются только дети, исповедующие определенную религию.
Содержание образования в разных учебных заведениях разное. Учащиеся сами выбирают предметы для изучения, т.к. наряду с немногими обязательными учебными дисциплинами изучается много учебных курсов по свободному выбору.
При организации учебной работы предпочтение отдается индивидуальным формам перед коллективными. Совместным урокам и объяснениям учителя предпочитаются самостоятельные работы учащихся по заданиям и «проектам». В связи с этими особенностями организации и содержания обучения в школе один и тот же ученик может заниматься по разным учебным предметам в разных группах и ученики даже одного потока и класса могут отличаться друг от друга своими знаниями.
Ограничиваются образовательные возможности учащихся и путем распределения их по потокам обучения на основании тестирования
В единой и многопрофильной американской школе существует классовая дифференциация. Дети богатых родителей готовятся на академическом потоке к поступлению в высшую школу, коммерческий поток заканчивают дети средних буржуазных слоев, а на общем практическом потоке учатся дети рабочих и фермеров, причем половина их уходит, не окончив школы, зачастую пополняя собой ряды безработных.
Структура системы образования в ведущих капиталистических странах мира | | | |
| |
|
| | Служащие Фирм, агенств, компаний | |