Реформация и контрреформация в Западной Европе и ВКЛ
Реформация – общественное движение, направленное против феодальных порядков, которое проходило в форме борьбы с католическим костелом. Оно было направлено против засилья католической церкви во всех сферах жизни, объективно носило антифеодальный характер. Инициатором и авангардом движения была буржуазия. Главной целью движения было создание благоприятных моральных и правовых условий для деятельности и быта класса буржуазии.
В узкоконфессиональном смысле Реформация означала пересмотр догматов католицизма и религиозные преобразования. Сторонники Реформации выступали за реформирование католической церкви, за богослужение на родном языке, высказывали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических богослужений (отсюда название – протестантизм), отрицали необходимость церкви как посредника между Богом и людьми.
В пер. пол. XVI в. Реформация охватила большинство стран Европы. Ее центром стали города Германии. Предпосылки для Реформации создали гуманисты, которые критиковали католическую церковь и восславляли свободу человеческого духа.
У истоков Реформации стоял католический монах Мартин Лютер (1483–1546 гг.), который призывал к реформе католической церкви, однако встретил отрицательное отношение со стороны высших церковных иерархов. Лютер разработал учение (лютеранство), которое вобрало в себя идеологию гуманизма и черты деятельного рационализма (призыв не только к просвещению, но и к деятельности в интересах буржуазии). Религия, по Лютеру, – это отношения отдельного индивида к Богу, которым не нужен посредник со стороны официальной церкви. Получалось, что религия – это деятельность человека, которому не нужна церковная организация старого типа. Лютер отрицал большинство католических культов и обрядов (в т. ч. поклонение иконам, культ Богородицы и святых), продажу индульгенций (письменных отпущений грехов), выступал за секуляризацию (отчуждение в пользу государства) церковных и монастырских земель. Он учил, что человеку необходимо выполнять свой долг перед Богом путем добросовестного ежедневного труда. Кто не работает – не имеет право на избавление, кем бы он ни был. В этом были заложены идеологические основы нового работника, без которого невозможно индустриальное производство.
Лютер возглавлял умеренное, бюргерско-княжеское течение Реформации. Его сторонники были против радикальных социальных реформ и желали провести смену власти мирно и легально. Радикальное, плебейско-крестьянское направление Реформации возглавил немецкий мыслитель Томас Мюнцер (1490–1525 гг.). Он и его сторонники обратили реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы – Крестьянская война в Германии (1524–1526 гг.).
Наиболее радикальным последователем Лютера был швейцарский юрист Жан Кальвин (1509–1564 гг.). Он разработал свое учение (кальвинизм), сердцевиной которого был догмат о божественном предопределении. Из этого догмата проистекал, прежде всего, долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из него также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обуславливаются предызбранность и спасение человека. Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать религиозными специфическими средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе.
Реформационное движение подорвало единство католической Европы и привело к возникновению нового направления в христианстве – протестантизма.
Во вт. четв. – сер. XVI в. идеи Реформации стали распространяться и на белорусских землях, где находили живой отклик. Способствовали этому тесные контакты с Европой. Молодежь из Великого княжества Литовского, которая побывала за границей, особенно в немецких университетах (а студенты из Беларуси учились в Лейпциге, Витенберге, Цюбингене и др.) или при европейских дворах, после возвращения распространяла в своем Отечестве идеи великих реформаторов католической церкви, прежде всего, Мартина Лютера и Жана Кальвина.
Следует отметить, что Реформация в Беларуси являлась составной частью европейского реформационного движения, но имела значительные особенности. В чем же они заключались?
В отличие от государств Центральной и Западной Европы, где одной из целей реформаторов была секуляризация костельных земель, в Великом княжестве привлекательность Реформации не зависела от имущественных интересов. Когда, например, в Англии католическая церковь владела 40 % освоенных земель, то в ВКЛ владения католического костела и православной церкви вместе составляли только 5 % от площади, которая обрабатывалась. Распространение реформационных настроений здесь определили политические интересы магнатов. С помощью протестантской веры они желали сохранить обособленность своего государства от католической Польши. Шляхту и зажиточных горожан Реформация привлекала возможностью подорвать всемогущество как православной, так и католической церкви, которая ущемляла их права. Из 600 православных шляхетских родов Новогрудского воеводства верность своей религии сохранили только 16, остальные стали протестантами. Широкие народные массы остались «глухими» к ней, поэтому движение не имело здесь такого размаха, как в Европе. В отличие от западноевропейской Реформация в ВКЛ проходила на феодальном социально-экономическом базисе, а ее основной движущей силой была феодальная знать.
Начало Реформации в Великом княжестве Литовском положили могущественные Радзивиллы. Переломным моментом стал переход в 1553 г. из католичества в протестантизм великого канцлера и виленского воеводы Николая Радзивилла Черного и гетмана великого Николая Радзивилла Рудого. За ними один за другим стали оставлять католический костел и православную церковь другие паны – Кишки, Сапеги, Ходкевичи, Воловичи, Саломерецкие, Хребтовичи, Горностаи, Корсаки. В том же 1553 г. Н. Радзивилл Черный заложил в Бресте первый на территории Беларуси кальвинистский собор и основал типографию. Этот богатейший магнат стал главным проводником Реформации в ВКЛ. Со свойственной ему динамичностью он стал искоренять католичество в государстве. Только в своих владениях канцлер закрыл 187 костелов, разрушил все придорожные часовни и кресты и открыл 134 кальвинистских собора. В то же время необходимо подчеркнуть, что Н. Радзивилл Черный не выступал против социальных устоев общества, закрыв в своих владениях католические костелы, он конфисковал их земельный фонд, имущество, а подданных перевел в протестантизм.
Рассматривая Реформацию в ВКЛ, необходимо остановиться на характеристике основных ее направлений. Основным направлением Реформации в Беларуси стал кальвинизм. В 50-е годы его принимают большинство магнатов и значительная часть шляхты. В скором времени на территории Беларуси организуется более чем 50 кальвинистских общин, а при них – церкви, школы, приюты, типографии. Крупнейшими реформационными центрами в Беларуси стали Брест, Несвиж, Витебск, Новогрудок, Клецк, Лоск, Слуцк и др. Вокруг их объединялись известные ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. Некоторые из них (С. Будный, В. Тяпинский) становятся в один ряд с выдающимися европейскими мыслителями.
Кальвинистские общины составляли большинство всех реформационных сборов. В кон. XVI в. в границах ВКЛ насчитывалось 207 протестантских сборов, из них 189 были святынями кальвинистов. На территории современной Беларуси, по подсчетам исследователей, с сер. XVI до сер. XVII вв. существовало 85 кальвинистских и 7 арианских сборов.
До кон. XVI в. сложилась организационная и территориальная структура кальвинистской церкви в Великом княжестве Литовском. Официально протестантская церковь ВКЛ с 1570 г. называлась Литовской провинцией Евангелическо-реформационного Единства и делилась на 6 округов, называемых дистриктами. Каждый дистрикт возглавлял суперинтендант, однако единого руководителя всей провинции не было. Объединив разные социальные слои, реформационное движение не могло быть единым.
В 60-е гг. XVI в. из кальвинизма выделилось радикальное течение – антитринитаризм, или арианство. Его идеологи: Сымон Будный, Якуб из Калиновки, Павел из Визны, Петр из Ганенза. Ариане вместе с религиозными ставили социальные вопросы. Они придерживались радикальных социальных взглядов: выступали против светской власти, осуждали крепостничество, проповедовали общественную собственность, пробовали преобразовать общество на утопическо-коммунистических основах (было создано несколько коммунистических общин, однако они быстро распались).
Стремление плебейско-крестьянских проповедников на практике реализовать свои лозунги привело их к конфликту с кальвинистской шляхтой, вызвало сильную обеспокоенность правящих кругов. В сер. XVII в. антитринитаризм был законодательно запрещен, а члены арианских общин изгнаны из Речи Посполитой.
Реформационные идеи охватили в Беларуси и православную церковь. Еретическое течение в ней было порождено глубоким внутренним кризисом восточной церкви, с одной стороны, и влиянием европейского протестантизма, с другой. Однако православные еретики не сумели создать своих организационных структур и на территории Беларуси присоединились к протестантскому собору. В Беларуси находили приют московские еретики во главе с Феодосием Косым, которые поддержали здесь арианские течения. Близким к антитринитаризму было и религиозное течение, возглавляемое православными деятелями братьями Стефаном и Лаврентием Зизаниями.
Изучая реформационное движение в Великом княжестве Литовском, в т. ч. и Беларуси, нельзя пройти мимо проблемы значения Реформации в развитии общества. В связи с этим следует отметить, что Реформация способствовала активизации духовной жизни, распространению новых, гуманистических тенденций, развитию ренессансной культуры. Большое значение придавалось воспитанию детей в протестантском духе, поэтому при многих сборах создавались начальные школы. Высоким уровнем обучения и воспитания отличалась арианская школа, построенная во владениях жемайтского старосты Яна Кишки. Ректором этой школы был просветитель-гуманист, автор учебников для протестантских школ, Ян Лициний Намысловский.
В 70-х гг. XVI в. были предприняты попытки создать первую реформационную Академию в ВКЛ в Вильно, однако противодействие католических кругов помешало реализации замысла.
На волне реформационного движения после почти тридцатилетнего перерыва в Беларуси возобновилось книгопечатание. Первые реформационные типографии были созданы при поддержке влиятельной белорусской и литовской шляхты, магнатов. В 50–60-х гг. XVI в. под опекой Николая Радзивилла Черного были основаны типографии в Бресте, Несвиже. В 70-х гг. при участии Яна Кишки начала свою деятельность арианская типография в Лоске. Кратковременно действовала типография Василия Тяпинского (1570 г.). В пер. пол. XVII в. действовала крупнейшая реформационная типография в Любче.
Большинство реформационных изданий, которые вышли в Беларуси, опубликованы на польском, некоторые – на белорусском и латинском языках. Наиболее значительными были издания переводов и редакций Библии или отдельных ее книг: Брестская Библия 1563 г., переведенная и отредактированная идеологами кальвинистской реформации ВКЛ и Польши; Несвижская Библия 1572; изданный в 1574 г. в Лоске Новый Завет; Евангелие В. Тяпинского.
Протестантскими типографиями издавались религиозно-полемические произведения, поучительная и педагогическая литература, а также исторические произведения, переводы античных авторов, деятелей средневековой культуры, эпохи Возрождения.
Таким образом, Реформация в целом сыграла положительную роль в развитии белорусско-литовского государства. Она содействовала развитию образования и науки, расширению международных связей ВКЛ со странами Западной Европы. Социальная база Реформации на белорусских землях была ограничена средой магнатов, частично средней и мелкой шляхтой, а также частью горожан. Значительная роль в реформационном движении принадлежала белорусским гуманистам.
Между тем реформационная «мода» оказалась недолговечной. Добившись от Реформации своих целей, увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от нее. В XVII в. Реформация сходит с исторической арены Великого княжества Литовского.
Переходя к освещению проблемы контрреформации в Беларуси, необходимо подчеркнуть, что во всех странах Европы, где протестанты имели влияние, во второй половине XVI в. развернулось религиозно-политическое движение против Реформации – контрреформация. На успехи протестантов в Европе католический костел ответил активной борьбой с религиозной реформацией и гуманизмом вообще. Главными шагами этой борьбы стало создание ордена иезуитов (Общество Иисуса, 1534 г.), издание официального индекса запрещенных книг и проведение Вселенского Тридентского собора, где была разработана программа реставрации позиций католицизма. При изучении этого аспекта следует иметь в виду, что папство сделало ставку на спасение католической церкви от кризиса – на орден иезуитов. Иезуиты входили во все сферы политической, культурной, идеологической, экономической жизни европейских народов, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении.
В 1564 г. иезуиты появились в Короне Польской, а в 1569 г. по приглашению католического епископа Валериана Протасевича они приехали в Вильно. С их появлением и на землях Беларуси началось активное наступление контрреформации, или «новой католизации» под девизом «каждый шляхтич – католик». Насколько глубоко они укоренились в ВКЛ, в частности и на белорусских землях, свидетельствуют следующие данные. В границах ВКЛ Орден иезуитов получил во владение 10386 дворов, из них 8869 – на территории Беларуси. Иезуитам было передано 7119 десятин пашенных земель, 247136 десятин лесов, всего – 504255 десятин. Крепостных крестьян в их владениях насчитывалось 16710 человек. Полоцкая иезуитская коллегия имела 9 фольварков, 11 войтовств и 37 деревень. Ей принадлежало почти 120000 га земли и 16000 крепостных крестьян. Не уступали иезуитам Полоцкая, Слуцкая, Витебская, Пинская, Гродненская, Несвижская и ряд других коллегий.
Здесь уместно остановиться на деятельности иезуитов, которые первоочередной задачей считали возвращение в лоно римской церкви искушенных протестантизмом высших сословий и распространение католичества среди православного населения Беларуси. Главными средствами достижения этих целей были политика, школа, литература, проповедь, богослужения. Чтобы контролировать политику, иезуиты вошли во дворцы элиты как духовники, советники, домашние наставники.
Важной задачей своей деятельности они считали образование и воспитание молодежи. На молодежь они влияли через школу. Переняв гуманистическую систему обучения, которая существовала в протестантских учебных учреждениях, иезуиты создали самые лучшие в то время школы, в которые отдавали своих детей и многие протестанты. В 1570 г. в Вильно Орден открыл свой коллегиум, преобразованный в 1579 г. в академию. Первым ректором Виленской академии стал талантливый иезуитский полемист Петр Скарга. В ряде других городов иезуиты основали коллегии – учебные учреждения среднего типа. В скором времени писатели, проповедники Ордена заполонили книжный рынок Беларуси своей печатной продукцией, в которой дискредитировали протестантскую и православную церкви и пропагандировали католическое вероучение. Именно иезуиты утверждали совсем нехарактерную для Великого княжества жесткую политику относительно как православных, так и протестантов. Отношение к иноверцам быстро менялось, нарастало напряжение. Примером религиозной нетерпимости стала деятельность Николая Криштофа Радзивилла, называемого Сироткой, потомка тогдашнего «столпа» Реформации Николая Радзивилла Рудого. Перейдя в католичество под влиянием иезуита Петра Скарги, он стал упорно уничтожать все сделанное отцом: закрывал протестантские дома, школы, сжигал книги, ликвидировал церкви. Известная брестская типография в 1570 г. была закрыта, а ее оборудование перевезено в Вильно, где Сиротка открыл первое на территории Великого княжества Литовского католическое издательство. Протестантские типографии в Несвиже, Заславье, Лоске также были закрыты. Более всех потерпели кальвинисты. В 1611 г. иезуиты сожгли сбор, библиотеку и архив.
Территория Беларуси покрылась сетью монастырей и пышных костелов. Через них иезуиты воздействовали на широкие массы общества. Хорошую репутацию среди населения Орден заимел благотворительной деятельностью, оказанием медицинской помощи, организацией аптек, приютов для бедняков.
Наступление контрреформации, которое усилилось после заключения Люблинской унии 1569 г., внутренние противоречия в среде господствующего сословия, отсутствие устойчивой социальной опоры реформации обусловили сравнительно быстрый отход значительной части местных феодалов от ее поддержки и переход их в католицизм. Причем в католицизм переходили не только бывшие католики, но и представители православных родов (Воловичи, Сапеги, Ходкевичи и др.). Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В кон. XVI в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм, а к кон. XVII в. контрреформация в княжестве победила.
Следует отметить, что современная европейская историография отказалась от трактовки контрреформации как феодально-католической реакции, а видела в ней движение, которому Европа XVI в. в одинаковой мере с Реформацией обязана своим духовно-культурным подъемом. Это дает основание отказаться от прежнего взгляда на контрреформацию в Великом княжестве Литовском, в т. ч. и Беларуси, как на систему мер только репрессивного характера и увидеть ее многозначительную духовно-культурную функцию на нашей земле.