Молодежная субкультура и тенденции ее развития
3.1. Сущность и основные черты молодежной субкультуры.
3.2. Теоретические предпосылки исследования молодежной субкультуры.
3.3. Тенденции развития молодежной субкультуры в современной России.
3.1.Сущность и основные черты молодежной субкультуры
Культуре имманентно присуща способность к «омоложению», лежащая в основе процессов ее изменчивости, динамики, а потому для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э.
Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию через определенные социокультурные институты механизмов преемственности, которые транслируют каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры). В процессе трансляции какая-то часть оказывается утерянной, какая-то отвергнутой, но что-то появляется новое. Подчас некоторые утраты оказываются невозвратимыми, а некоторые, по мере потребности, частично восстанавливаются. Эти процессы во многом носят непредсказуемый и спонтанный характер, но, так или иначе, влияют на формирование и развитие молодежных субкультур.
Субкультура — это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами. К примеру, одной из наиболее типичных субкультур являются религиозные секты.
Молодежная субкультура — это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.
Довольно часто в современной литературе термин молодежная субкультура отождествляется с понятиями «контркультура» и «антикультура», которые используются для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре конкретной эпохи. Близкие по смыслу также категории «андеграунд»1, «экстерналы»2, «неформалы», «девианты»3 и т. п.
Нередко в литературе выделяют молодежные субкультуры по этапам жизненного цикла. Существуют официальные (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные культуры. Примером официальных молодежных субкультур в Советском Союзе были пионерская организация и комсомол, в современной России — движение «Идущие вместе».
По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.
Многие авторы рассматривают понятия «молодежная культура» и «молодежная субкультура» как тождественные понятия. Мы будем придерживаться этой же точки зрения при рассмотрении всех последующих вопросов.
Причины возникновения молодежных субкультур. Рассмотрим некоторые из причин, влияющие на формирование и становление молодежных субкультур.
Стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры — признак преимущественно динамических обществ и был замечен в связи с конституированием так называемой техногенной цивилизации. Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы или не танцевали вовсе и т. п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.
______________________________
1 От англ. — underground — подполье.
2 От лат. — exlernus — чужой.
3 От лат. — dcviatio — отклонение. В социальных науках девиация, девиантное поведение, обозначает поведение, нарушающее общепринятые n данном обществе нормы и правила (преступность, алкоголизм, наркомания и др.).
Стремительное и перманентное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни индустриальных обществ. Научно-техническая революция делает их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. Любая волна молодежного движения в рамках субкультуры используется рыночной экономикой для получения прибылей с помощью массового производства. Так, еще в 60-х гг. журнал «Форчун» писал о том, что большой бизнес вкладывает капитал в конфликт поколений, как в только что открытую нефтяную скважину. Но если в 60-е гг. основные деньги этому бизнесу приносило производство специфического молодежного контркультурного одеяния и атрибутики (различных жилеток с бахромой, клешеных джинсов, всевозможных фенечек, значков, тесемочек, колечек и т. п.), то в 90-е гг. роль денежной нефтяной скважины стала играть техника, ориентированная по большей мере на молодежного потребителя: игровые приставки, плееры, приемники, магнитофоны, мобильные телефоны, компьютеры и т. д. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение и интенсификация социокультурной реальности, сопровождающиеся ломкой традиций и норм, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса личности.
По мысли известного американского социолога О. Тоффлера, ускорение темпов жизни рождает чувство эфемерности как нового качества «скоротечности» повседневного бытия, нарастание ощущения мимолетности и непостоянства всего. Если в прошлом идеалами были прочность и долговечность, то теперь господствует принцип: «использовал — выбросил»; причем этот принцип распространяется не только на отношение человека к вещам, но и к людям, идеям, представлениям, понятиям и т. п.
Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, т. е. все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении. Таким образом, ему приходится выбирать среди меняющихся ценностей и целей, число которых при этом неуклонно возрастает. Так, например, перестройка принесла России нового положительного «героя времени» — политического диссидента.
Революционный романтик Павка Корчагин ушел в небытие. Но и образу нового героя был отпущен недолгий век — к 90-м годам его место заняли прагматичные бизнесмены, «умеющие жить». Государство, школа, семья, религиозные организации, политические лидеры, средства массовой информации, различные субкультуры рекламируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса в современных индустриальных обществах осложняются изобилием выбора, сочетающегося с эфемерностью, динамизмом и новизной.
Возрастание периода социализации молодого.поколения. Как специфическое явление молодежная культура возникает в связи с физиологической акселерацией молодых людей, сопровождающейся резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет). Это вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям современной эпохи. Сегодня юноша (или девушка) рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу он (она) еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме.
В смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо быстрее, чем раньше, но в смысле положения с обществе, возможности сказать свое слово зрелость его отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
Возникновение молодежных культур, обусловленное психофизическими особенностями молодежи. В индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества. «...Конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство — естественный результат ее неопытности... Молодежь смотрит на конфликты современного общества как бы извне. Именно поэтому она является зачинателем любых изменений в обществе»1.
_________________________
1Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 445.
Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, которые складываются не только из деятельности общественных институтов и целенаправленного воспитательного процесса, но и под влиянием таких, как правило, неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.
Вне зависимости от того, какое основание берется для определения видов молодежных субкультур, имеются некоторые общие черты, которые их отличают от основного сообщества людей (господствующей культуры). Иными словами, молодежные субкультуры - это своеобразные социально-культурные образования, обладающие специфическими чертами.
Во-первых, изучаемая система не имеет четко определенного социального статуса. Соответственно, принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Если господствующая культура — те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в молодежной субкультуре стекается все, что осталось от господствующих ценностей. Ни одна культура не может охватить всего без остатка. Неизбежно что-то из нее выпадает. Это — остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений, информация, проникающая от чужих культур и не вписывающаяся в основную культуру и пр. Все это оседает в молодежных субкультурах.
Во-вторых, внутренние ценности молодежных субкультур противопоставлены так называемым «общепринятым» ценностям. Молодежные культуры характеризуются бунтарским духом, непринятием или даже полным отторжением официальной идеологии, аполитичностью. Члены различных молодежных субкультур настаивают на своей независимости от общества. Независимость — это одна из главных черт системного самосознания. Для них характерна установка на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов взаимоотношений.
В-третьих, молодежная среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, т. е. отмежеванием «человеческого» от того «социального», которое возникло вследствие «монополии головы». Последовательный иррационализм определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся составным и органическим элементом
контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на «сегодня», «теперь», то гедонистическая устремленность — прямое следствие этого.
В-четвертых, большинство молодежных субкультур имеют свою символику. Например, хиппи, панки имеют лохматую прическу, потертую одежду, самодельные сумки. На одежде и в сумках присутствует графическая символика: вышитые цветы, антивоенные лозунги. Для скинхедов характерно отсутствие волос на голове, кожаная одежда, тяжелая, грубая обувь и т. д. Эти символы в первую очередь бросаются в глаза, поэтому наличие особой символики - это знак существования коммуникационного поля, в котором тебя признают «своим».
В-пятых, каждая молодежная субкультура старается выделиться своим языком (сленгом), который затрудняет общение с «чужими». По языку уже подсознательно узнается «свой». Здесь особый фольклор, свои поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.
3.2. Теоретические предпосылки исследования молодежной субкультуры
В исследовании молодежных субкультур существуют различные подходы. Среди наиболее распространенных из них можно выделить следующие: функционалистский подход; классовый подход («теория конфликта»); тендерный подход; расовый подход.
Функционалистский подход.Начальная идея этой концепции заключается в том, что общество рассматривается как аналогия биологической системы (тела). В рамках этого подхода социальные институты рассматриваются с точки зрения их функций, которые способствуют поддержанию общественного «тела» в жизнеспособном и развивающемся состоянии. Эти идеи, как правило, связываются с трудами ученого Т. Парсонса.
Основная идея американских функционалистов сводится к тому, что молодежная культура появилась именно потому, что она решала определенные проблемы, возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде всего в результате индустриализации. И задача ученых состояла в том, чтобы найти ту социальную функцию, которую играет молодежная культура в поддержании социального порядка, и показать, как именно это происходит.
Именно с этих позиций изучали в 50-е гг. американские функционалисты культуру тинейджеров. Понятие «тинейджер» (teenager) употребляется социологами не в буквальном обыденном смысле. В принци-
пе, тинейджер — это подросток с 13 до 19 лет (пока в цифре, обозначающей возраст, присутствует корень teen). Для социологов же это понятие имеет, прежде всего, отношение к подростковой потребительской культуре, т. е. буквально это «подросток потребляющий».
Таким образом, молодежные культуры понимаются как феномен, связанный с процессами, посредством которых индустриальное общество «изымает» детей из семьи и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой системе. Молодежные субкультуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду молодости. Основная проблема молодежи сводится к маргиналъности* ее статуса (еще не взрослые, но уже и не дети). Молодежная культура облегчает и устраняет существующие напряженности и не-определенности этого периода жизни, она ослабляет беспокойство молодых людей, их опасения и сомнения.
Классовый подход.Суть названного подхода сводится к тому, что классовая принадлежность играет основополагающую роль в жизни молодежи, от нее зависит социальная стратификация и, соответственно, степень доступа к материальным и символическим благам (например, членство в каком-либо элитном клубе). Этот подход начал развиваться с середины 60 гг. XX в. у английских и американских социологов. Важную роль в формировании этих взглядов сыграло обострение классовой борьбы в Западной Европе, которое привело к так называемой «революции 68 года» — знаменитым студенческим выступлениям во Франции и в других странах Европы. За ней последовал мощный экономический кризис начала 70-х гг., серьезно повлиявший на эволюцию молодежных культур на Западе.
Так, например, при изучении группировок «Чикагская школа» исследователи открыли определенную зависимость подобного социального выбора от недостаточного социального статуса у рабочей молодежи, что, естественно, было обусловлено их социальным происхождением. У молодежи из бедных слоев реальные культурные ресурсы оказывались значительно ниже, чем у детей из обеспеченных семей. В результате бедные дети отвергались (отчуждались) и от образования, и от сферы труда, поскольку их стартовые позиции оказывались намного беднее. Средне-и слабо способные ребята из рабочей среды серьезно отходят от ценностей
_____________________________
1 Маргиналыгость культурная (от лат. — край) — понятие, характеризующее положение vi особенности жизни групп и личностей, чьи ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, по ни в одну из которых они не интегрированы полностью.
школы, т. е. от ориентации на достижение в рамках общепринятых в школе ценностей, таких, как: хорошая учеба, послушание, оценка со стороны учителя и т. д., просто потому, что школьные занятия представляются им абсолютно бессмысленными. Тут определенную роль сыграло и их представление о будущем, в котором не было места формируемым в школе навыкам.
Они создали между собой свой собственный мир, который состоял из других ценностей: умений «прикалываться», «прогуливать», «наезжать на отличников». На самом же деле их сообщество оставалось очень замкнутым. Уходя от ценностей, которые казались им чужими, они сами обрекали себя на ту же подчиненность, которая была у их родителей, поскольку без образования они в будущем могли рассчитывать только на малоквалифицированную работу.
Нередко ребята, исключенные из всех способов социального продвижения, старались выделиться среди окружающих их людей какой-нибудь одеждой. Например, надевая костюмы элитарного стиля, они достигали этого продвижения на символическом уровне. Для того, чтобы понять смысл этого феномена, приведем пример из английской моды. Костюм, который надевали так называемые «тэды», назывался «Edwardian suit» (по имени короля Эдварда, во времена которого он был моден). Именно этот костюм стал опять модным в 50-е гг., когда элитарные модельеры Лондона возродили этот стиль и начали продавать подобные вещи людям из высшего класса. В 1953 г. этот стиль уже восприняли ребята из рабочего класса, стремясь с его помощью символически продвинуться от самого низкого до самого высокого социального уровня.
Тендерный подход.В 70-е гг. XX в. ученые обратили внимание, что все субкультурные формирования изучаются, во-первых, как мужские формирования, и, во-вторых, авторами этих исследований выступают в основном сами мужчины. В результате оказалось, что жизненные истории, которые исследовались учеными, могли быть отнесены лишь к одной (мужской) «половине» молодежи.
Причины отсутствия девушек в субкультурных исследованиях самые разные. Ученых мало интересовала жизнь девушек. В некоторых субкультурных формированиях, например, уличных бандах, позиции девушек были по преимуществу периферийными. Частично субкультурная жизнь девушек была выражена через другие формы. Так, отдельные ученые (McRobbie А.) назвали некоторые чисто женские подростковые субкультурные формирования «bedroom culture» (культура спальни), потому что ее нельзя было обнаружить или найти на улицах, там, где «тусовались» рокеры или скинхеды, а лишь в чисто «женских местах»,
т. е. дома, а точнее, в спальнях. В своей спальне девушки собирались с близкими подружками и фантазировали о своем будущем, о будущих романах с мужчинами с помощью пересказов друг другу историй о любимых рок-звездах, актерах, писателях, журналистах и т. д.
Даже само понятие «субкультура» - это чисто мужской термин, и оно было подвергнуто самой жесткой критике. У девушек существует своя субкультурная жизнь, имеющая специфические отличия от мужской жизни.
Анализ субкультурных теорий показывает, что когда ученые начали уделять внимание девушкам, то их субкультурное участие рассматривалось не просто как девиантное, а как сексуально отклоняющееся поведение. Последнее понималось как нравственно тяжкая форма в сравнении с субкультурными девиациями мальчиков. «Испорченная» девушка рассматривалась как испорченная «навсегда». Так, Барбара Худсон утверждала, что это произошло потому, что молодежные теории, описывающие период юности как время «бури и натиска», основывались на мужском подходе. Подросток рассматривался как человек в том возрасте, когда ему необходимо попробовать свои силы, когда ему нужно «гулять» до тех пор, пока он не найдет себя и не станет взрослым, когда придет время «восстать» против родителей и учителей. Но подобная форма поведения понималась как необходимая только для мальчиков, о которых говорили, что они обязательно «перерастут» этот период, а то, что происходит с ними сейчас, — это нормально и не смертельно. Если же девушки начинали вести себя подобным образом, то их поведение вызывало намного более строгую реакцию, поскольку они тем самым подрывали не только нормы подчинения детей взрослым, но еще и женщин — мужчинам. Ведь женщины, по определению, должны быть пассивными, послушными, спокойными и подчиненными. Возникли моральные паники по поводу поведения молодых девушек. Особенно это было заметно в дискурсах об «одиноких или молодых матерях».
Расовый подход.В медицинской и психологической литературе о молодежи уже давно существовали работы, в которых ученые стремились доказать, что отклоняющееся поведение передается биологически и что есть некоторые расы (например, чернокожие), которые больше склонны к девиациям, чем другие. К середине 70-х гг. стало ясно, что в целом идея девиантгюсти построена на представлениях о нормах как нормах белого среднего класса, и поэтому всякое другое поведение рассматривалось как отклоняющееся. Особое подозрение общество испытывало по отношению к такой черной молодежной субкультуре, как «rastafari» («растафари»), которая сформировалась на основе одного
музыкального стиля и политических взглядов молодых черных. Но уже к концу 70-х гг. стало очевидно, что вся молодежная культура на Западе развивается на основе взаимодействия африканских, азиатских и новоевропейских культурных влияний. Работы таких ученых, как П. Гилрой, показали, как происходил этот положительный культурный обмен.
Все перечисленные подходы могут быть рассмотрены как «радикальные». Главная мысль заключается в том, что не так важен разрыв между молодежью и старшим поколением, как разрыв внутри общества в целом по признаку класса, пола и расы.
3.3. Тенденции развития молодежной субкультуры в современной России
Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается, т. е. когда настает время, юноше на пороге жизни уже не встретить готовый идеал, а каждому придется самому определять для себя смысл и направление своей жизни, когда каждый будет чувствовать себя ответственным за все, что он делает, и все, чего он не делает. Юность — период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора.
Из чего же выбирает человек? Каждый из нас — наследников предшествующей культуры человечества — вправе выбирать из всего многообразия ее моральных, политических, идеологических, эстетических и других ценностей. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и экономическими, и прочими факторами. Сегодняшнее смутное время в России делает такой выбор довольно сложным.
С одной стороны, несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин были оторваны от истоков своей культуры. Отмеченные еще Н. Бердяевым пропасть между верхним и нижним этажами русской культуры, изолированность элиты от широких интеллигентских и народных слоев в настоящее время не только сохраняются, но и усугубляются.
С другой стороны, молодежи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, энергичные проповеди «новых миссионеров» как с Запада, так и с Востока, разнообразные и часто противоречащие друг другу политические, идеологические, религиозные идеи и мифы. Ценностная система, которая
складывается в молодежной среде сегодня, через какой-нибудь десяток лет может стать основой ориентации российского общества в целом, ядром его культуры.
Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные группы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находившиеся в «андерграунде», продуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Гласность и перестройка позволили этим группам легализовать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь». Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы — «качки», а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и других.
Неформальные страсти металлистов, рокеров, панков, системных ребят, брейкеров, хайлайфистов и прочих групп и объединений с броскими названиями, которых неустанно «открывали» для широкой публики и усиленно рекламировали журналисты, выплескивались на страницы СМИ. Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Однако течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовывались» с западных сверстников неумелыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.
После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала
спадать, что сопровождалось исчезновением многих неформальных молодежных группировок, значительным уменьшением численности оставшихся.
В настоящее время можно выделить несколько тенденций в развитии молодежной субкультуры.
Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания ста?ювятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров. Происходит своеобразная «идологизация» сознания современной молодежи.
Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление, к материальному благополучию (фетишизация сферы потребления и услуг). Например, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оплата образовательных услуг - написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценностью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло). Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим, в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что
она практически лишена иллюзии о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она — индивидуалистична и эгоцентрична.
Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» — «отверженных», «неинтересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.
Внеинституциональная культурная самореализация. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров, видеосалонов, домашних кинотеатров и телевизоров.
Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, православной конфессии. Можно сказать, что определяющей тенденцией в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Возникновение именно такой молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и, прежде всего, системы образования, учреждений культуры и СМИ. Каково общество — такова и молодежь.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности, и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
3. Коммерциализация СМИ, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры
не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением — наиболее распространенные виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Подводя итог рассмотрению молодежной субкультуры, можно сделать следующие выводы.
Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, является порождением развития и все ускоряющегося внедрения техники в жизнь человека, побочным продуктом индустриализации, урбанизации и постиндустриализма.
Молодежные субкультуры не возникают спонтанно. На культурное поведение молодежи большое влияние оказывает институциональная культура взрослых. Существуют целые индустрии молодежной музыки и моды.
Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предварительно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.
Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями последнего.
На данный момент молодежная культура прошла путь от появления благодаря развитию и бурному внедрению в жизнь техники к отрицанию породившей ее техники, затем к соединению с ней, а порой и частичному или полному растворению в ней. Круг замкнулся или близок к тому, чтобы был возможен следующий виток.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое субкультура и контркультура?
2. Дайте определение молодежной субкультуры.
3. Назовите основные черты молодежной культуры.
4. Раскройте причины возникновения молодежных субкультур.
5. Дайте характеристику различных теоретических подходов к описанию молодежных субкультур.
6. Каковы основные тенденции развития молодежной культуры в современной России?
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Определите, в каком именно возрасте молодые могут легально (открыто):
• покидать дом;
• покупать сигареты;
• водить мотоцикл (автомашину);
• жениться;
• оставлять школу;
• покупать алкогольные напитки;
• голосовать.
2. Отношение студентов к моде.
Темы докладов и рефератов:
1. Напишите сочинение (эссе) на тему: «Легко ли быть молодым?».
2. Выберите молодежное культурное (субкультурное) место — дискотеку, кафе, клуб, любое место «тусовки» — по своему вкусу. Попытайтесь расшифровать коды одежды, характерные для данной субкультуры.