Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы
Часть 1
1. Какое из приведённых положений служит примером формальной социальной нормы?
1)требование этикета уступить место в транспорте пожилому человеку
2)рукопожатие при встрече мужчин
3)предписание правил дорожного движения
4)предписание для мужчины пропустить женщину вперёд
2. Какую функцию выполняют обычаи в обществе?
1)регулируют экономические отношения
2)объединяют людей
3)способствуют развитию науки
4)облегчают принятие политических решений
3.Характерная черта формальных социальных норм заключается в том, что они
1)обеспечиваются силой привычки
2)являются желательными образцами поведения
3)чётко зафиксированы в письменной форме
4)выполняются в силу закрепившегося стереотипа поведения
4. К экономическим правам человека относится право на
1)владение имуществом
2)отдых
3)неприкосновенность личности
4)доступ к культурным ценностям
5. В юридической науке под свободой понимают
1)вседозволенность
2)возможность делать всё, что угодно
3)возможность делать то, что не запрещено законом
4)возможность не обращать внимания на социальные нормы
6. В Российской Федерации предусмотрена возможность прохождения военной службы
1)по контракту
2)по желанию
3)добровольно
4)по трудовому договору
7. В отличие от норм морали, нормы права
1)являются обязательными для исполнения
2)носят рекомендательный характер
3)регулируют поведение людей
4)обращены ко всему обществу
8. Выполнение этих социальных норм является общеобязательным и гарантируется со стороны государства. Это нормы
1)моральные 2)религиозные 3)правовые 4)эстетические
9. Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. Нормы права регулируют не только поступки людей, они вмешиваются в мир их чувств и идей.
Б. Право охраняется государством, но не создаётся им.
1) верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны
10. Какую функцию выполняют традиции в обществе?
1) регулируют экономические отношения
2) регулируют поведение людей
3) способствуют развитию науки
4) облегчают принятие политических решений
11. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий ритуал и традиция. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) регулируют поведение людей в обществе
2) отличаются особой неизменностью своих правил
3) складываются по мере развития общества
4) передаются от поколения к поколению
ЧЕРТЫ СХОДСТВА | ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ | ||
12. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к неписаным социальным нормам.
1) мужчина уступил место в транспорте женщине;
2) в Уголовный кодекс внесли новую статью;
3) опоздание на встречу друзей;
4 ) друзья обмениваются рукопожатием при встрече;
5) родители отпраздновали годовщину свадьбы.
Найдите и выпишите номер характеристики, «выпадающей» из этого ряда.
Ответ:
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
...Нравственный принцип требует, чтобы люди свободно совершенствовались; но для этого необходимо существование общества; но общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно убивать и грабить своих ближних; следовательно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного совершенствования и, как таковое, требуется самим нравственным началом, хотя и не есть его прямое выражение.
Положим, высшая нравственность (с аскетической своей стороны) требует, чтобы я был равнодушен к тому, что меня убьют, искалечат или ограбят. Но та же высшая нравственность (с альтруистической стороны) не позволяет мне быть равнодушным к тому, чтобы мои ближние беспрепятственно становились убийцами и убиенными, грабителями и ограбленными и чтобы общество, без которого и единичный человек не может жить и совершенствоваться, подвергалось опасности разрушения. Такое равнодушие было бы явным признаком нравственной смерти.
Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлечённой мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собою. Из их встречи рождается право.
Соловьёв В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 330-331.
1. Определите главную мысль текста и озаглавьте его.
2. Какие «два интереса» рассматривает в приведённом отрывке В.С. Соловьёв?
14. Прочитайте текст и выполните задания.
Социальными нормами принято называть установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей. Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти — сознательно. < ... >
Социальная норма... «цементирует» отношения в обществе.
Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма предоставляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещённый, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы.
Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп... Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определён и порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец, взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано.
Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. М„ 1992. С. 48.
1. Определите основную мысль текста и озаглавьте его.
2. Объясните, какие социальные нормы создаются отчасти стихийно, а какие — отчасти сознательно.