Человек, индивид, индивидуальность, личность

ДЛЯ 8 КЛАССА.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»………………………………………..5

ТЕМА 1. «ЧЕЛОВЕК»……………………………………………………………………………..5

1.1. Человек и его предки………………………………………………………………………….. 5

1.2. Человек, индивид, индивидуальность, личность……………………………………………. 7

1.3. Социализация………………………………………………………………………................. 8

1.4. Отличия человека от животного……………………………………………………………....8

1.5. Теории происхождения человека……………………………………………………………...8

Проверочные тесты по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».

Вариант 1……………………………………………………………………………………………. 8

Вариант 2…………………………………………………………………………………………….12

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….17

ТЕМА 2. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ»…………………….17

2.1. Что такое деятельность………………………………………………………………………...17

2.2. Субъекты и объекты деятельности……………………………………………………………17

2.3. Структура деятельности……………………………………………………………………….17

2.4. Поведение и деятельность……………………………………………………………………..17

2.5. Многообразие деятельности…………………………………………………………………..18

Проверочные тесты по теме «Деятельность».

Вариант 1…………………………………………………………………………………………….18

Вариант 2…………………………………………………………………………………………….22

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….27

ТЕМА 3. «ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА И САМОГО СЕБЯ»……………………….27

3.1. Познание………………………………………………………………………………………...27

3.2. Методы и итоги познания……………………………….……………………………………..27

3.3. Истина………………………………………………………………….………………………..27

3.4. Научное познание…………….………………………………………………………………...27

3.5. Ненаучное познание………….………………………………………………………………...28

3.6. Самопознание…………………………………………………………………………………..28

3.7. Социальное познание…………………………………………………………………………..29

Проверочные тесты по теме «Познание человеком мира и самого себя».

Вариант 1…………………………………………………………………………………………….29

Вариант 2…………………………………………………………………………………………….33

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….38

Тема 4. «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА»………………………………………………….38

4.1. Категории морали………………………………………………………………………………39

4.2. Золотое правило морали……………………………………………………………………….39

4.3. Категорический императив……………………………………………………………………39

Напиши сочинение……………………………………………….…………………………………39

Тема 5. «ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»………….…………………..39

5.1. Потребность…………………………………………………………………………………….39

5.2. Иерархия потребностей………………………………………………………………………..39

5.3. Развитие способностей…………………………………………………………………….…..40

5.4. Структура личности……………………………………………………………………………40

5.5. Свобода и ответственность……………………………………………………………………40

5.6. Типы темперамента…………………………………………………………………….………41

Проверочные тесты по темам: «Духовная жизнь человека», «Потребности и способности человека», «Свобода и ответственность».

Вариант 1……………………………………………………………………………………….……41

Вариант 2…………………………………………………………………………………………….45

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….49

Тема 6. «ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ»………………………………………………………………..49

6.1. Группа…………………………………………………………………………………………...49

6.2. Виды групп……………………………………………………………………………………...49

6.3. Социальный статус и социальная роль……………………………………………….……….50

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………..50

Тема 7. «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»……………………………………..……...50

7.1. Виды межличностных отношений…………………………………………………………….50

7.2. Взаимосвязь между людьми……………………………………………………….…………..50

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….50

Тема 8. «ОБЩЕНИЕ»……………………………………………………………………………..50

8.1. Виды общения…………………………………………………………………………………..51

8.2. Коммуникация.............................................................................................................................51

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….51

Тема 9. «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ»………………….51

9.1. Виды конфликтов………………………………………………………………………………51

9.2. Способы протекания конфликта………………………………………………………………51

9.3. Стратегии поведения в конфликте…………………………………………………………….51

Проверочные тесты по темам: «Человек в группе», «Межличностные отношения»,

«Общение», «Межличностные конфликты и их разрешение».

Вариант 1…………………………………………………………………………………………….51

Вариант 2…………………………………………………………………………….………………56

Напиши сочинение…………………………………….……………………………………………60

Тема 10. «ОБЩЕСТВО»……………………….………………………………………………….60

10. 1. Понятие «общество»………………………………………………………………………….60

10.2. Признаки общества……………………………….…………………………………………...60

10.3. Общество и природа…………………….…………………………………………………….61

Проверочные тесты по темам: «Понятие «общество», «Взаимосвязь общества и природы».

Вариант 1…………………………………………………………………………………………….61

Вариант 2…………………………………………………………………………………………….66

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….70

Тема 11. «СФЕРЫ ЖИЗНИ И ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА»………………………….…70

11.1. Общество – динамическая система. …………………………………………………………70

11.2. Социальный институт…………………………………………………………………………71

11.3. Типологии обществ……………………………………………………………………………71

Проверочные тесты по темам: «Сферы жизни общества», «Типы обществ».

Вариант 1…………………………………………………….……………………………………….71

Вариант 2………………………………………………….………………………………………….76

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………..80

Тема 12. «МНОГООБРАЗИЕ И ЕДИНСТВО МИРА»…………………………………….…..80

12.1. Глобализация……………………………………………………………………………….…..80

12. 2. Глобальные проблемы человечества……………………………..…………………………..81

12.3. Римский клуб……………………………………………………………………….…………..81

12.4. Пути и формы общественного развития………………………………….…………………..81

12.5. Научно – технический прогресс………………………………………………………………82

Проверочные тесты по темам: «Научно – технический прогресс», «Научно – техническая революция», «Многообразие и единство мира», «Глобальные проблемы человечества»,

«Пути и формы общественного развития».

Вариант 1……………………………………………………………………………………………..82

Вариант 2……………………………………………….…………………………………………….87

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………..92

РАЗДЕЛ II. «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»……………………………………………….92

Тема 1. «ЭТНОС. НАЦИЯ»……………………………………………………………………….92

1.1.Расы и народы……………………………………………………………………………………92

1.2. Кровнородственные объединения людей……………………………………………………..97

1.3. Этносы……………………………………………………………………………….…………..97

1.4.Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты……………………….98

1.5. Суперэтнос………………………………………………………………………………………98

Проверочные тесты по теме «Этнос. Нация».

Вариант 1…………………………………………………………………………………………….98

Вариант 2……………………………………………………………………………………………103

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………107

Тема 2. «Социальная структура общества»……………………………………….…………..107

2.1. Социальные отношения…………………………………………………….…………………107

2.2. Социальные группы……………………………………………………………………...……108

2.3. Социальные роли………………………………………………………………………………108

2.4. Социальный статус…………………………………………………………………………….108

2.5. Социальная мобильность……………………….……………………………………………..109

Проверочные тесты по теме «Социальная структура. Социальные отношения. Социальные группы. Социальные роли. Социальный статус».

Вариант 1……………………………………………………………………………………………109

Вариант 2……………………………………………………………………………………………114

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………118

Тема 3. «Социальный конфликт и пути его решения»………………………………………118

3.1.Социальный конфликт…………………………………………………………………………119

3.2. Участники конфликта………………………………………………………………………….119

3.3. Конфликтная ситуация………………………………………………………………………...119

3.4. Этапы протекания конфликта…………………………………………………………………119

3.5. Завершение конфликта…………………….…………………………………………………..119

3.6. Разрешение конфликта………………………………………………………………………...120

3.7. Стили поведения в конфликте………………………………………………………………...120

Проверочные тесты по темам «Социальный конфликт и пути его решения».

Вариант 1. …………………………………………………………………………………………..120

Вариант 2……………………………………………………………………………………………124

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………129

Тема 4. «Семья»…………………………………………………………………………………...129

4.1. Типы семей……………………………………………………………………………………..129

4.2. Родственники и свойственники……………………………………………………………….129

4.3. Жизненный цикл семьи………………………………………………………………………..130

4.4. Брак……………………………………………………………………………………………..131

4.5. Исторические формы брака………………………..………………………………………….131

4.6. Условия заключения брака…………………………………………………………………....131

4.7. Семья в первобытном обществе……………………………………………………………....131

4.8. Счет родства…………………………………………………………………………………....132

4.9. Семейно-брачные отношения в современном мире…………………………………………132

Проверочные тесты по темам «Семья», «Этика семейных отношений»,

«Правовые основы брака и семьи».

Вариант 1……………………………………………………………………………………………132

Вариант 2……………………………………………………………………………………………134

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………142

РАЗДЕЛ III. «Культура. Духовная жизнь общества»………………………………………..142

Тема 1. «Понятие «культура»………………………………………………………………….….142

1.1. Культура………………………………………………………………………………………..142

1.2. Материальная и духовная культура………………………………………………………..…142

1.3. Элементы культуры……………………………………………………………………………142

1.4. Культурные нормы……………………………………….……………………………………143

1.5. Нравы……………………………………….…………………………………………………..143

1.6. Санкции…………………………………………….…………………………………………..144

1.7. Формы культуры……………………………………………………………………………….144

1.8. Степени распространения культуры………………………………………………………….144

1.9. Пути развития культуры………………………………………………………………………144

1.10. Особенности развития российской культуры на современном этапе………………….…144

Проверочные тесты по темам «Культура», «Духовная жизнь общества».

Вариант 1……………………………………………………………………………………………144

Вариант 2……………………………………………………………………………………………149

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………153

Тема 2. «Образование, самообразование»……………………………………………………..153

2.1. Образование……………………………………………………………………………………153

2.2. Образование в РФ……………………………………………………………………………...153

2.3. Особенности современного образования…………………………………………………….154

Напиши сочинение……………………………………………………………………………….…154

Тема 3. «Искусство, его виды, место в жизни человека»………………………………….…154

3.1. Искусство…………………………………………………………………………………….…154

3.2. Изобразительное искусство…………………………………………………………………....154

Напиши сочинение………………………………………………………………………………….154

Тема 4. «Наука»…………………………………………………………………………………….154

4.1. Наука…………………………………………………….………………………………………154

4.2. Виды наук…………………………………………….…………………………………………155

4.3. Функции науки……………………………………………………………………………….....155

Напиши сочинение……………………………………………………………………………….….155

Тема 5. «Мировоззрение»………………………………………………………………………....155

5.1. Понятие «мировоззрение»…………………………………………………………………..….155

5.2. Виды мировоззрения…………………………………………………………………………….155

5.3. Менталитет……………………………………………………………….……………………...156

Проверочные тесты по темам «Образование, самообразование», «Искусство, его виды,

место в жизни человека», «Наука в современном обществе», «Мировоззрение».

Вариант 1………………………………………………………………………………….……..…...156

Вариант 2…………………………………………………………………………………………......161

Напиши сочинение………………………………………………………………….…………….....165

Тема 6. «Религия, ее роль в обществе»……………………………………………………….....165

6.1. Понятие «религия»…………………………………………………………………….………..165

6.2. Церковь…………………………………………………………………….…………………….166

6.3. Конфессия……………………………………………………………………………………….166

6.4. Первобытные формы религии……………………………………………………………….…167

6.5. Национальные (локальные) религии…………………………………………….…………….167

6.6. Мировые религии……………………………………………………………………………….167

6.7. Свобода совести…………………………………………………………………………………167

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………..167

Тема 7. «Мораль, основные ценности и нормы»………………………………………………168

7.1. Мораль и нравственность………………………………………………………………………168

7.2. Категории морали………………………………………………………………………………168

7.3. Функции морали………………………………………………………………………………..168

7.4. Гуманизм………………………………………………………………………………………..168

7.5. Патриотизм……………………………………………………………………………………...168

Проверочные тесты по темам «Религия, ее роль в обществе»,«Мораль, основные ценности и нормы», «Гуманизм», «Патриотизм, гражданственность.

Вариант 1………………………………………………………………………………………….….169

Вариант 2……………………………………………………………………………………………..173

Напиши сочинение…………………………………………………………………………………..177

Литература………………………………………………………………………………………….177

РАЗДЕЛ I. «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО».

Тема 1. «ЧЕЛОВЕК».

Человек и его предки.

Человек, индивид, индивидуальность, личность - student2.ru Африканский австралопитек. Человек, индивид, индивидуальность, личность - student2.ru Детёныш австралопитека. Реконструкция М.М.Герасимова. АВСТРАЛОПИТЕКИ (австралопитековые) (от лат. australis — южный и греч. pithekos — обезьяна), вымершие двуногие человекообезьяны; обычно рассматриваются как подсемейство семейства гоминид. Обнаружены скелетные остатки от нескольких сотен австралопитеков из Южной (ЮАР) и Восточной (Эфиопия, Кения, Танзания) Африки. Австралопитеки жили в период от 4-5 до 1 млн. лет назад. Австралопитеки были первыми достоверными представителями той эволюционной ветви, которая в конечном итоге привела к человеку. Их основная отличительная черта — прямохождение (установлено по строению таза и др. костей нижней конечности, а также по отпечаткам следов в вулканических туфах) сочетается с обезьяньим мозгом и примитивным черепом. Древнейшие австралопитеки обитали в области Восточно-Африканской зоны разломов 3-4 млн. лет назад. Более поздние австралопитеки жили 2,5 -3 млн. л.н. Объем мозга (в среднем 500-550 см3) был почти втрое меньше, чем у современного человека. Этим австралопитекам приписывается широкое использование природных предметов (костей и рогов животных и др.) для защиты и других целей. Человек умелый. Австралопитеки могли дать началоранним представителям рода человек, появившимся примерно 2-2,4 млн. лет назад. Обычно их относят к виду человек умелый (Homo habilis). По своим размерам и общему облику человек умелый мало отличался от классического австралопитека африканского, с которым его даже объединяют, но имел значительно более крупный мозг (в среднем 660 см3) и был способен изготавливать грубые орудия путем поверхностной обработки базальтовых и кварцевых галек.
Человек, индивид, индивидуальность, личность - student2.ru Синантроп. Реконструкция М.М.Герасимова. ПИТЕКАНТРОПЫ (от греч. pithecos — обезьяна и anthropos — человек), представители древнейших людей — архантропов, относящихся к виду человек прямоходящий (Homo erectus). Останки питекантропов обнаружены на о.Ява. Первоначально считались промежуточным звеном между обезьяной и человеком, которое ныне видят в австралопитеках. Питекантропы имели уже вполне современные размеры тела — их рост составлял около 170 см. Прямохождение и сопутствующие ему признаки сочетались с примитивными обезьяньими чертами в строении черепа, зубов, мозга. У них был длинный и низкий череп с массивным надбровьем, суженным покатым лбом, плоским носом, массивной, без выступающего подбородка нижней челюстью. Объем мозга в среднем составлял 930 см3, что примерно в 1,5 раза меньше, чем у современного человека с такими же размерами тела. СИНАНТРОПЫ (от позднелат. Sina — Китай и греч. anthropos — человек), группа восточноазиатских древнейших людей (архантропов), относящихся к виду человек прямоходящий. Синантропы имели небольшой рост — в среднем 1,62 см у мужчин и 1,52 см у женщин. По строению черепа они сходны с индонезийскими питекантропами, но мозг у них был несколько крупнее (в среднем около 1050 см3). Синантропы изготовляли грубые рубящие орудия, скребки, наконечники и др., широко использовали огонь.  
Человек, индивид, индивидуальность, личность - student2.ru Неандерталец из Ле – Шапель – о - Сен (фас и профиль). Реконструкция М.М.Герасимова. Человек, индивид, индивидуальность, личность - student2.ru НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ [от названия долины Неандерталь (Neandertal) в Германии], ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Время существования 200 — 35 тыс. лет назад. Как установили исследования генетического материала неандертальцев, они, видимо, не являются прямыми предками современного человека. Неандертальцев рассматривают как самостоятельный вид — человек неандертальский (Homo neanderthalensis), но чаще как подвид человека разумного (Homo sapiens neanderthalensis) Для них были характерны плотное мускулистое сложение при небольшом росте (160-163 см у мужчин), массивный скелет, объемистая грудная клетка, чрезвычайно высокое отношение массы тела к его поверхности, что уменьшало относительную поверхность теплоотдачи. Неандертальцы имели крупный, хотя еще и примитивный мозг (1400-1600 см3и выше), длинный массивный череп с развитым надглазным валиком, покатым лбом и вытянутым «шиньонообразным» затылком; очень своеобразно «неандертальское лицо» — со скошенными скулами, сильно выступающим носом и срезанным подбородком. Предполагают, что неандертальцы рождались более зрелыми и развивались быстрее, чем ископаемые люди современного физического типа. Возможно, что неандертальцы были довольно вспыльчивыми и агрессивными.  
Человек, индивид, индивидуальность, личность - student2.ru Кроманьонец из грота Кро – Маньон. Реконструкция М.М.Герасимова. Человек, индивид, индивидуальность, личность - student2.ru Кроманьонский человек (по Мак-Грегору) КРОМАНЬОНЦЫ (от назв. грота Кро - Маньон, Cro-Magnon, во Франции), обобщенное название ископаемых людей современного вида (неоантропов) эпохи позднего палеолита. Кроманьонцы, ранние представители современного человека (неоантропа) в Европе и отчасти за ее пределами, жившие 40-10 тыс. лет назад; возможные предки европеоидной расы. Название происходит от грота Кро - Маньон во Франции, где в 1868 было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита. Телосложение кроманьонцев было менее грубым и массивным, чем у неандертальцев. Они были высокорослы (рост до 180-190 см) и имели вытянутые «тропические» (то есть свойственные современным тропическим популяциям человека) пропорции тела. Их череп по сравнению с черепом неандертальцев имел более высокий и округленный свод, прямой и более гладкий лоб, вы узкий, сильно выступающий нос и крупный мозг (в среднем 1800 см3) , выступающий подбородок. Людей кроманьонского типа отличало низкое, но широкое лицо, угловатые глазницы. Кроманьонцы создали богатую и разнообразную культуру позднего палеолита. Описано свыше 100 типов сложных, выполненных с большим мастерством каменных и костяных орудий, изготовлявшихся путем новой, более эффективной обработки камня и кости (например, для изготовления кремневого ножа требовалось уже свыше 250 ударов). Значительно усовершенствовали кроманьонцы и способы охоты (загонная охота), добывая северного и благородного оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, волков и других животных.  

Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек - биосоциальное существо, наделённое разумом, особое звено в развитии живых организмов на Земле.  
Биологическое Социальное
Индивид – отдельно взятый(типичный) представитель человеческого рода. Личность – совокупность социально значимых черт, характеризующих человека, как члена общества.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

1.3. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Антропогенез– процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

Социогенез - процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Ферральные люди –люди, не прошедшие социализацию.

1.4. Отличия человека от животного:

Отличия человека от животного
мышление сознание речь прямохождение труд, умение изготавливать орудия труда

1.5. Теории происхождения человека:

- теологическая (божественная);

- естественно-научная (теория Ч.Дарвина)

- космическая.

Проверочные тесты по теме

«Человек, индивид, индивидуальность, личность».

Вариант 1.

Часть 1.

А1. Личность — это:

1) любой представитель человеческого общества

2) социально значимые черты, характеризующие человека как члена об­щества

3) всякий человеческий индивид

4) совокупность биологических и социальных характеристик человека

А2. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:

1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность

А3. Верны ли следующие суждения?

А. Сущностные черты личности обнаруживаются при изуче­нии биологического строения человека.

Б. Сущностные черты личности обнаруживаются через изу­чение взглядов человека на природу, общество, других людей.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Наши рекомендации