Понятие и виды правоспособности и дееспособности различных субъектов в праве
Субъекты правовых отношений — это участники правоотношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Участниками правоотношений могут выступать физические, юридические лица и государство.
Физические лица - индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица с двойным гражданством, лица без гражданства.
Юридические лица - коллективные субъекты: предприятия, организации, учреждения, общественные объединения (в том числе - религиозные) независимо от формы собственности или иной формы имущественной правоспособности (арендные коллективы, фермерские хозяйства и т.п.). Юридические лица имеют три основных признака: организационное единство, обособленное имущество и способность выступать в правоотношениях от собственного имени, в том числе в качестве истца и ответчика. Для признания организации или учреждения юридическим лицом требуется его регистрация в государственных органах.
Государство как субъект правоотношений имеет ряд отличительных признаков: государство — субъект политический, властный и суверенный. Это означает, что государство не зависит от других субъектов права, устанавливает статус всех участников правоотношений и выступает как субъект международных отношений.
Для участия в правоотношениях субъект должен обладать правосубъектностью.
Правосубъектность– совокупность определенных качеств, признаваемых или установленных законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения. Качества субъекта права (правосубъектности) различаются для разных групп отраслей права как по условиям их возникновения (например, в зависимости от возраста человека), так и по своему содержанию - возможностям правообладания, например, правами имущественными, личными или властными правами руководства. Правосубъектность включает в себя четыре юридических свойства: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правоспособность— это предусмотренная нормами права возможность иметь права и нести обязанности. Закон наделяет правоспособностью всех физических лиц независимо от возраста и состояния здоровья. Она возникает с момента рождения человека (а по отношениям наследования учитываются и права еще не родившегося ребенка) и прекращается с его смертью (по отношению к наследству воля наследодателя учитывается и защищается после его смерти). Все граждане России (как и граждане других государств) имеют равную и полную (по объему) правоспособность. Для иностранцев могут быть установлены ограничения, защищающие права граждан государства (необходимость получения лицензий, квоты на въезд в страну, ограничение прав на занятие некоторых должностей - капитаны судов, авиалайнеров и т.п.).
Дееспособность— это способность самостоятельно (своими силами) осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Объем дееспособности может быть полным либо неполным. Полностью дееспособные лица вправе совершать любые юридически значимые действия. Дееспособность в полном объеме в силу закона наступает с 18 лет, а в случае вступления в брак — с 16 лет.
Дееспособность может быть ограничена по решению суда только в отношении алкоголиков и наркоманов. Недееспособными могут быть признаны психически больные либо слабоумные, которые не понимают фактический характер и социальную значимость своих действий.
Объем неполной дееспособности складывается из двух элементов: эмансипированных правомочий и опекаемых прав. Первые принадлежат субъекту безраздельно, вторые обеспечиваются с помощью законных представителей (родители, опекуны, попечители, детские учреждения).
Подростки в возрасте от 14 до 18 лет имеют неполную дееспособность. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком (стипендией), совершать денежные вклады. Другие юридически значимые действия они вправе совершать с согласия родителей, попечителей, педагогов. Однако в гражданском праве заключение мелких бытовых сделок разрешено детям от 6 до 10 лет (хотя они могут быть оспорены родителями). Частичная правоспособность возникает с 14 лет и существенно расширяется после 16 лет (распоряжение заработком, иными доходами или объявление полностью дееспособным - ст. 27 ГК РФ). В трудовом праве - с 15 лет, частично уголовная ответственность допускается с 14 лет и т.п. Таким образом, малолетние дети шести лет признаются правоспособными и имеющими право на жилье, наследство, личные вещи, но являются недееспособными. Их интересы представляют и защищают законные представители - родители и опекуны. Недееспособны (полностью или частично) также умалишенные, признанные недееспособными по решению суда. Полная дееспособность возникает в России с 18 лет (в ряде других государств - с 21 года).
Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно с момента регистрации и составляют единое качество праводееспособности.
Праводееспособность властных органов именуется компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия (властные права и обязанности) составляют правовой статус государственных органов и должностных лиц. Выход за пределы полномочий, а также и их неосуществление в подлежащих случаях всегда являются неправомерными, незаконными действиями, хотя бы они и были вызваны возможностью принять иные меры. Должностные лица органов управления, депутаты законодательных органов, судьи и судебные исполнители также наделяются законом определенным правовым статусом в рамках своей компетенции и обязаны действовать в его пределах.
Деликтоспособностьпредставляет собой способность нести ответственность за допущенное нарушение (деликт). Деликтоспособность — это пассивная сторона дееспособности и как таковая зависит от возраста и состояния психики. Деликтоспособностью не обладают недееспособные (по гражданским делам), малолетние и невменяемые (по административным и уголовным делам).
53.Понятие и виды систематизации законодательства.
Систематизация законодательства – деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм с целью целостного и удобного пользования ими на практике и воздействия на общественные отношения. Задачи систематизации нормативных актов:
- устранить противоречия, несогласованности и другие недостатки действующего законодательства;
- обеспечить учет и размещение по определенной схеме нормативно-правовых актов;
- обеспечить возможность использовать для практических нужд систематизированные акты, находить их, отсылать к ним;
- способствовать обнаружению пробелов, противоречий и т.п.
Способы систематизации:
- сбор и сохранение в оперативном состоянии необходимых нормативных актов;
- издание сборников нормативных актов;
-переработка и дополнения действующих норм права, создание новых нормативных актов;
- объединение нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
Виды систематизации:
1. Учет нормативных актов - сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве.
Учет ведется всеми государственными органами, юридическими лицами и опытными юристами для удовлетворения собственных потребностей в нормативно-правовой информации либо в коммерческих целях. В органах юстиции, прокуратуры, арбитража, судах, крупных предприятиях и фирмах справочно-информационную работу осуществляют специальные отделы.
Способы учета нормативных актов:
- ручной (посредством журнального или картотечного учета).
- автоматизированный (с применением компьютеров).
2. Инкорпорация -это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.
Виды инкорпорации
- В зависимости от принципа объединения: хронологическая и систематическая (по предмету правового регулирования).
- В зависимости от объема: полная и частичная. (Собрание законодательства является полным, если включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа. При частичной инкорпорации собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.)
- По источнику: официальная, официозная и неофициальная. (Официальная инкорпорация осуществляется государственными органами, издавшим нормативный акт, официозная (полуофициальная) производится по поручению правотворческого органа или с его официального одобрения. Неофициальная - проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.)
Правила инкорпорации нормативных актов:
- нормативные акты располагаются в хронологическом или алфавитно-предметном
порядке;
- содержание нормативных актов не изменяется;
- в инкорпорированном издании должны найти отражение изменения
и дополнения, которые произвел законодательный орган;
- в акт не включаются нормы, которые отменены или утратили силу.
Результаты инкорпорации могут выражаться в издании сборников законов и иных нормативных актов, собраний законодательства, сводов законов. Например. Первое в России Полное Собрание законов было издано в 1830 г., состояло из законодательных актов царя, нормативных актов Сената, министерств, Святейшего Правительствующего Синода. Первый Свод законов был подготовлен в 1832 г.
3. Консолидация -преодоление множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов, но проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты.
Цель консолидации – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков.
Консолидация особо актуальна для сферы ведомственного правотворчества.
4. Кодификация -это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов.
Отличительные черты кодификации:
- в ходе кодификации происходит как внешняя, так и внутренняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта;
-кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами;
Формы кодификации:
- всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства;
- отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.);
- специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).
Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д.
Основы законодательства - устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Кодексы содержат нормы права, направленные на регулирование качественно обособленных общественных отношений: гражданских, уголовных, семейных, трудовых и других.
Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.
Положения - это нормативные акты определенного действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Например, «Положение о службе в органах внутренних дел».
Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.