Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и истории государства и права

(наименование кафедры)

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

теории и истории государства и права

майор внутренней службы

Немченко С.Б.

”_____” _____________ 2011 года

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «Теория государства и права»

по специальности 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

Тема № 4 «Понятие и сущность государства. Исторические типы государств и основные походы к их типологии»

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол № _____от

”______” _______________ 2011 года

Санкт-Петербург

I.Учебные цели

1. Дидактическая:сформировать у курсантов четкое представление об основных общих закономерностях ис­торического движения и функционирования государства и права

2. Образовательная:изучитьгосударство как политическую, структурную и территориальную организацию классового общества; научную типологию государств.

3. Воспитательная:воспитание у курсантов правосознания и чувства гордости за Родину, формировать у обучаемых знания, умения и навыков, позволяющих решать задачи, стоящие перед юридическими и иными службами ГПС МЧС России

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Государство как политическая, структурная и территориальная организация классового общества. 2. Социальная сущность государства. 3. Типология государств ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ        

III. Литература

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, видеомагнитофон, DVD- компьютерная техника.

Y. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет название темы № 4 «Понятие и сущность государства. Исторические типы государств и основные подходы к их типологии».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Государство как политическая, структурная и территориальная организация классового общества.

2. Социальная сущность государства.

3. Типология государств

Переходим к рассмотрению учебных вопросов

    1. Государство как политическая, структурная и территориальная организация классового общества

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагаю­щих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объяс­няется, по меньшей мере, тремя причинами:

Во-первых, на­званные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политичес­ких партий и движений.

Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в много­образии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.

В-третьих, государство – очень слож­ное и внутренне противоречивое общественно-политичес­кое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государ­ство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль:

1. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целост­ность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой граж­данского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом.

2. Кроме, того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом.

3. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функ­ции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращает­ся в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчет­ливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

4. История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства.

Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государствен­ной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и де­мократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся усло­виям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении госу­дарства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и на­стоящие научные достижения.

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных образований, хозяйственных и общественных организаций и институтов, трудовых коллективов, участвующих в политической жизни общества(Соколов А.Н.).

Политическая система – рассматриваемые в едином комплексе государство и негосударственные общественные образования, участвующие в политической жизни страны(С.С. Алексеев).

Политическая жизнь демократического общества в основном сосредоточивается в государстве. При достаточно развитых демократических институтах государство предстает как политически организованное общество.

Структура политической системы:

– общественные организации: политические партии и движения, профсоюзы, негосударственные органы информации, пропаганды, институты общественного влияния и воспитания, общественного мнения, трудовые коллективы, женские, молодежные, творческие, религиозные, спортивные и др.;

– государственные структуры.

Негосударственные демократические институты не входят в государство, но могут оказывать существенное воздействие на его деятельность, на деятельность его институтов, на всю политическую жизнь, например, при выборах через системы лоббирования, механизмы общественного мнения.

Принципы взаимодействия государственных структур и общественных организаций:

1) сотрудничество;

2) помощь в содействии друг друга;

3) поиски и достижение компромисса;

4) координация деятельности.

В системе общественных образование особое место государство занимает по следующим факторам:

– государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

– только государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого;

– только государство является официальным представителем внутри страны и на международной арене.

Государство:

а) обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимость от любой иностранной власти;

б) единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ;

в) координирует основные стороны жизни общества.

Важнейшей чертой современного государства является его политический характер. Государство является особой организацией политической власти.

Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи – как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи – как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые – как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И, наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев).

Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение (Малько А.В., Матузов Н.И.).

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».

Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая – зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому, как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Главное отличие политической власти от власти вообще коренится в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности.

Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм, то есть осуществляется через институты государства.

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой – необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями (Г.Н. Манов).

Государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами – идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.

Наши рекомендации