Теоретическая и прикладная политология
Теория политики — концептуальное, теоретико-методологическое направление политической науки, изучающее и объясняющее сущность и природу политических явлений, процессов и деятельности. «Политическая теория—это одно из наиболее глубоких выражений стремления человека быть действительно рациональным, т.е. руководствоваться разумом, а не эмоциями или инстинктами. Политические теоретики отличаются от других граждан отнюдь не только тем, что у них есть определенные политические взгляды. Их отличает качество этих взглядов. Они стремятся сделать свое видение политики целостным, хорошо обоснованным, опирающимся на современное знание о человеке и окружающем его мире, и, наконец, доступным».
Ряд исследователей полагает, что политическая философия и политическая теория достаточно близки, почти совпадают и отличаются лишь традицией анализа. При ином подходе различия между ними выделяются в уровнях общения и специфике исследования (философия политики -— вырабатывает самые общие, ценностные концепции, теория политики — более близкие к среднему уровню обобщения, нормативные. В любом случае это теоретико-методологические дисциплины.
Основные направления и задачи политической теории:
1) анализ истории политической мысли с точки зрения понимания ее значения
для современности;
2) концептуальное разъяснение политических категорий, понятий и терминов
в политическом дискурсе;
3) обсуждение оснований политических ценностей, соотношения норматив
ных и моральных принципов в политике;
4) изучение проблем построения системных (формальных, нормативных) тео
ретико-политических моделей развития;
5) разработка теоретических аспектов политической науки: ее парадигм («че
ловеческого измерения политики», «политического постмодерна», «влияния
глобализации на политику», «системного анализа» (теории систем) и др.)>
методологий, ведущих концепций, стратегических политических проектов
(в т.ч. междисциплинарного характера) и др.;
6) изучение политологического сообщества и его воздействия на генезис поли
тической науки.
В зависимости от характера отражаемого объекта и уровня логической абстракции различают: во-первых, политическую теорию высшего уровня или метатеорию — общую теорию политики, стремящуюся дать самую широкую и общую концепцию развития политики как общественного явления; во-вторых, политическую теорию среднего уровня, призванную дать или общую теорию какого-либо сложного политического явления (теория политической власти, теория политической системы общества, теория государства и гражданского общества, теория партий, теория самоуправления, теория конфликта, теория тран-зитологии, теории политического сознания, культуры, коммуникации и т.п.), или общую концепцию вполне определенной политики (например, политики в древнегреческом обществе, политики при тоталитаризме, политики в рамках парламентской республики и т.д.); в третьих, политическую теорию низшего уровня, имеющую своей целью дать концепцию развития конкретного политического явления (концепция «холодной войны», «хрущевской оттепели», «горбачевских реформ» или «политики тэтчеризма» и др.).
В целом теория политики предстает как совокупность теорий различного, преимущественно среднего уровня и нормативного характера, соприкасаясь при осмыслении некоторых политических проблем с политической философией, делающей акцент на аксиологический (ценностный) анализ политических явлений и процессов.
В своем развитии теория политики прошла ряд этапов. В конце XIX — начале XX вв. она акцентировала внимание на изучении институционально-правовых аспектов политических явлений и процессов, их объяснение. В середине XX в. находилась под сильным влиянием позитивизма, бихевиоризма, поведенческого подхода; в 60-70-е гг. — системного подхода, теории политических систем и политико-культурных факторов, рационального выбора. С конца XX в. теория полигики развивается на комплексной методологической основе, включающей разнообразные подходы к изучению, толкованию и пониманию «политического».
Особое внимание уделяется разработке теоретико-методологических проблем ценностного анализа, языка политического наблюдения и интерпретации его результатов, неоинституционализма, «рационального политического выбора и поведения», конфликтов ценностей и контроля за ними (Дж. Роулс), политической коммуникации (Ю. Хабермас) и роли Интернета, постмодерна в политике, глоба-лизационной парадигмы исследования всего круга политических явлений и процессов, углубленному изучению исторической традиции политической науки для ее творческого применения в современных условиях (Д. Хэлд) и др.
Для профессионального политолога овладение методами политического ана-
!иза — важная сторона профессиональной квалификации. Интересно, что под
ювом «анализ» обычно подразумевается анализ логический — один из основ-
№ научных методов, используемый в самых различных отраслях знания. Про-
:хода от греческого слова апа!у51$, что означает «разложение», анализ пред-
1вляет собой процесс мысленного расчленения исследуемого объекта на
'ставные части и исследование каждой из них в отдельности. С помощью логи-
-кого анализа выявляется строение исследуемого объекта (в качестве которо-
яожет выступать как отдельный предмет, так и процесс или явление), его ФУктура, отделяется существенное от несущественного.
• огический анализ и синтез (объединение всех данных, полученных в ре-
'Ьтате анализа), позволяющие создать полное и целостное представление об изучаемом объекте, достаточно часто используются практически во всех отраслях гуманитарного знания.
В политической науке можно выделить два доминирующих подхода к пониманию термина «политический анализ».
Первый из них предполагает, что данный термин является исключительно простым синонимом использования анализа логического для изучения фундаментальных политических проблем. Приверженцем такого понимания политического анализа является, в частности, известный политолог Р. Даль. Так, в его книге под названием «Современный политический анализ» изучаются исключительно проблемы теоретической политологии, такие как функционирование политических институтов, типы политических систем, деятельность различных политических режимов, природа политической власти и политических ценностей.
Второй доминирующий подход к пониманию термина «политический анализ» признает факт «дуализма» политологического знания, однако предполагает, что наряду с делением политических исследований на теоретическое и прикладное направления необходимо разделить на два типа и политический анализ. Сторонники данного подхода настаивают на существовании теоретического политического анализа, используемого в фундаментальных исследованиях, и прикладного политического анализа, применяемого соответственно в исследованиях прикладных. Данный подход характерен и для отечественной политологической школы, например он отстаивается А. Дегтяревым, выделяющим по аналогии с двумя уровнями политической науки и два типа политического анализа.
Вопрос о демаркации прикладных и теоретических исследований представляется достаточно важным. В качестве ключевого критерия разграничения прикладных и теоретических политических исследований следует признать их цель и объект, т.е. то, на что они направлены, и те основные вопросы, которые они призваны решать. На взгляд американских политологов Дж. Мангейма и Р. Ричи, прикладная политология изучает проблемы, отвечающие определенной социальной потребности. При этом их решение «может помочь справиться с тем или иным вопросом, встающим перед обществом». Фундаментальные же политические исследования рассматривают проблемы, которые отвечают некоторой конкретной потребности, т.е. решение послужит лучшему теоретическому познанию явления.
Прикладные исследования, на наш взгляд, направлены на разрешение остроактуальных проблем, встающих перед политическими акторами, — наиболее существенными субъектами политического процесса. Именно это и является их основной целью. Проблемные ситуации, с которыми сталкивается прикладная политология, имеют обычно жестко заданные временные и пространственные характеристики, что логически вытекает из такой существенной характеристики прикладной политологии, как ее актуальность.
Объект прикладной политологии, таким образом, можно определить как проблемные ситуации из текущей политической практики, решение которых должно быть найдено в предельно сжатые сроки.
Теоретические же исследования имеют своей задачей объяснение более фундаментальных проблем, основной из которых следует признать раскры- е подлинных механизмов функционирования мира политического. Очевидно что подобная задача решаема лишь при широком рассмотрении политических процессов: политолог-теоретик не ограничен в своих исследованиях жесткими пространственно-временными характеристиками и поэтому может сравнивать современные политические системы с системами прошлого, а также системы, существующие в один период времени, но в разных географических точках.
Кроме того, к объекту теоретической политологии можно отнести и теоретические конструкции, уже созданные политологами. Данный объект относится к отдельному блоку теоретических исследований — изучению политической мысли и политологических парадигм, господствовавших в тот или иной период. Однако эти исследования можно назвать вторичными не с точки зрения их значимости для политической науки, а по причине того, что они представляют собой рефлексию на попытки объяснения политическими мыслителями прошлого механизмов функционирования мира политического.
Прикладная политология выступает как составная часть политической науки, как субдисциплина, изучающая механизмы политического процесса и представляющая собой совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования. Она также включает политические технологии, конкретные программы и рекомендации, которые ориентированы не только на приращение политологического знания, но и на практическое применение и достижение реального политического эффекта. Прикладное политологическое исследование — это система процедур организационно-технического характера на основе методов политического анализа, имеющих целью получить научно обоснованные данные о политических событиях, явлениях, процессах, носящие прогностический характер и подготовленные для их использования в практике политического управления.
Деление политической науки на общетеоретическую и прикладную области в значительной мере условно, т.к. каждая из них вносит свой вклад в решение как общенаучных, так и практических задач.
Так, с одной стороны, политическая теория без сбора, классификации и анализа эмпирического материала, подтверждающего или опровергающего ее положения, обречена на вырождение в совокупности абстрактных и оторванных 'Т политической реальности умозрительных схем, с другой—политология прикладная, выявляющая множество конкретных сведений об отдельных фактах, событиях и процессах, предполагает их дальнейшее теоретическое осмысле-*е для формирования целостного образа действительности, в которой реализуется практическая политическая деятельность.
В качестве основания для разграничения теоретической и прикладной обла-
геи в политической науке выступает лишь преимущественная ориентация того
1И иного знания. Вместе с тем сфера политологии прикладной, занимающейся
следованием конкретных политических процессов и явлений, имеет опреде-
1е границы и конституируется в общей системе политических наук как
а из важнейших политологических дисциплин.
Можно выделить ряд принципов разграничения теоретической и приклад, ной политологии.
Критерий сравнения | Теоретическая политология | Прикладная политология |
Цель | Раскрытие общих механизмов функционирования политики | Решение остроактуальных проблем, стоящих сегодня перед политиками |
Объект | Политические процессы, не лимитированные с точки зрения времени и пространства | Проблемные ситуации текущей политической практики |
Участие в политическом процессе | В большей степени созерцательное | В большей степени преобразовательное |
Субъект | Ученые университетов, институтов | Аналитики, работающие в специализированных центрах |
Заказчик | Социум | Политические акторы |
При дисциплинарном подходе прикладная политология подразделяется на политический анализ (с акцентом на прикладные аспекты исследования), политический менеджмент и маркетинг.
Прикладной политический анализ (риЬНс роНйса! апа!у515) представляет собой совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предложений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений.
Менеджмент политический—теория и практика эффективного упраатения политическими событиями, процессами, ориентированные на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников этих событий; тип рационального управления, наука, искусство, система практических рекомендаций в политике
Маркетинг политический (англ. тагк.еип§, от тагке1 — «рынок», «сбыт») представляет собой совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики-Как направление прикладной политологии маркетинг политический первоначально возник и утвердился после Второй мировой войны в США, затем получил широкое распространение и в других странах. На формирование его концепций и стратегических моделей оказали существенное влияние теория игр и экономического поведения, экономическая теория демократии, теория рационального выбора и др.
Применительно к условиям подготовки и проведения избирательной кампании маркетинг политический, содержательной стороной которого становится ыработка предвыборной тактики поведения кандидата на основании исследо-ания конъюнктуры политического рынка в конкретном избирательном округе, включает в себя три этапа.
На первом этапе осуществляется комплексный анализ политической ситуации в округе с точки зрения политики, проводимой центральными и местными властями, расстановки и особенностей взаимодействия политических сил, оценки политических рисков и сегментации политического рынка — выделения групп населения с позиций их устойчивых предпочтений.
На втором этапе определяются стратегия целенаправленного воздействия на различные группы электората, общая тема кампании, тактика использования центральных и местных СМИ.
Третий этап — непосредственное продвижение кандидата, предполагающее создание ему определенного имиджа путем целенаправленного выявления и корректной презентации различным группам избирателей достоинств и выигрышных качеств предлагаемого «товара».
В данном аспекте маркетинг политический предполагает использование в качестве своих элементов политической рекламы и агитации, но при этом не сводится к их совокупности, являясь более широкой системой целенаправленной разработки, реализации и контроля за ходом выполнения программ политических действий.
В целом российская политическая наука преодолевает первично сложившееся в начале 90-х гг. XX в. «разделение» на теоретическую и прикладную политологию, все активнее разрабатывает и шире использует современные теоретико-рациональные и ценностные методы анализа в прикладных исследованиях и широко обращается к новейшим политическим и политологическим данным для совершенствования теоретико-методологической работы.