Учение о «Двух градах» Блаженного Августина

Аврелий Августин (354—430 гг.) — один из видных идеологов христианской церкви.

До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Плато­на и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христиа­нином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». Разработал основные положение христианской философии. «О граде Божием», «О свободной воле».

В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и уста­новления предстают как следствие греховности человека. В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое преступле­ние» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти». Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т. е. спо­собностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи.

Разделяя человеческий род во все времена его существования на два разряда (живущих по человеку и живущих по богу), Августин замечает: «Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т. е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом». При всём многообразии народов рода человеческого всего два. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рожда­ет благодать, освобождающая природу от греха.

В этом разделении можно найти влияние Платона, что в каждом государстве есть два государства (богатых и бедных), представлений стоиков о двух полисах (отдельном полисе-государстве и мировом, космическом полисе); манихейских идей о борьбе двух начал (дьявольского и божественного).

Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве «человека над человеком», господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет «естественным порядком» человеческой жизни.

Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное», благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти».

Но признавая эти порядки естественными он их защищает, с оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви; в противном случае власть пре­вращается в насилие и господство шайки разбойников.

Причина зла в свободной воле, которую дал человеку бог и ее извращенности человеком.

А. выделяет 6 периодов в эволюции человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распростра­нение религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает бога). Т.е. распространение религии – зрелый период, как у взрослого человека. Последний период исторического движения к торжеству христианства по А. – время от рождения Христа и до второго его пришествия.

В вопросе о различных формах человеческой общности во взглядах А. видно влияние Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, нако­нец, универсальная общность, объединяющая богов и людей.

Взгляды А. на человеческую природу и человечес­кую историю отличаются заметной новизной. Чело­век – существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. Таким образом, от­дельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка (так же, по существу, обстоит дело и с такими божественно предусмотренными общностями, как семья, община и народ).

А. различает формы правления в государстве в зависимости от обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к челове­ку.

С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости) это погиб­шее государство. Если в государстве сохраняются справедли­вость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Не отождествляет государство (град божий) и церковь. Христиане обязаны подчиняться христианскому правителю, а церковь – должна быть наставницей в граждан­ских добродетелях и в проповеди духа «братства».

Град божий – божьи избранники, хоть и придерживаются иных порядков и нравов чем которые в «земном граде», но могут уживаться с «земным градом» ради упрочения общего согласия в восприятии необходимого и неизбежного»

Он часто обращался к правовым вопросам. Право он воспринимал как восходящий к богу нерушимый вечный закон, действующий в области человеческий отношений.

По А. люди часто нарушают естественные, божественные и человеческие законы, хотя им надлежит подчиняться. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть».

Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с их трактовкой «естественного права». Учение о «естественном праве» как идеальной норме человеческих отношений и однов­ременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях, это и есть естественное право, которое по А. носит теономный характер.

Критикуя начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал за «избранными» (гражданами небес­ного града) право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию».

О природе человека А. говорил, что ему предопределено возвышаться до уподобления богу, но без божьей помощи он это сделать не в силах, и поэтому должен подчиняться богу и быть выше того, что в природе должно быть у него в подчинении (власть над животными)

Различие между проступками и преступлениями по А. таково: «Когда неукротимая страсть портит душу и тело — это проступок; когда она действует во вред другому — это преступление».

Наказание никогда не является внешним произволом, по­скольку справедливое наказание, по А., уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Учение А. Римско-католическая церковь широко использовала для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.

Наши рекомендации