Понятие, виды и основы правового статуса общественных объединений
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Конституции Республики Беларусь. Содержание этого права, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Республики Беларусь, специальными законами об отдельных видах общественных объединений: политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, молодежных объединений и т.п.
Под общественным объединениемпонимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.
Членами общественного объединения могут быть как физические, так и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.
Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение, поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.
Виды общественных объединений: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодежные, ветеранские организации, организации инвалидов, научные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации.
В зависимости от масштаба деятельности общественные объединения делятся:
на международные - общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одну или несколько административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств и которые имеют там организационные структуры;
республиканские - общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Беларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее областей;
местные - общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.
В Законе «Об общественных объединениях» названы многие виды общественных объединений, на которые не распространяется его действие. Их правовой статус регулируется иными законами - «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.
Степень государственного регулирования деятельности общественных объединений зависит от характера установленных целей и задач конкретного общественного объединения. Целями создания общественных объединений могут выступать: реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научно-технического и художественного творчества, охрана здоровья населения и окружающей среды и др.
Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее 10 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста.
Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16-летнего возраста.
Государство не регулирует деятельность общественных объединений. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников повышенной опасности).
Внешние и внутриорганизационные отношения общественных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом.
Закон закрепляет право общественных объединений участвовать в формировании органов государственной власти, выработке их решений, представлять и защищать законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах.
Устав общественного объединения подлежит государственной регистрации. По своему существу регистрация устава - юридически значимое действие разрешительного характера.
За деятельностью общественных объединений осуществляется государственный контроль: финансовые органы контролируют источники доходов этих объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, - соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предупреждение за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов общественными объединениями. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.
Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями
в судебные органы и с заявлениями и жалобами в административные органы.
Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность, независимо от факта его государственной регистрации.