Тема 15. Политическая модернизация
В современных условиях динамичного становления и развития постиндустриального типа общества, масштабных процессов глобализации, интеграции политических и экономических систем, сближения, взаимопроникновения культур и цивилизаций, широкого распространения демократических ценностей все чаще, начиная с середины XX в., в политологической лексике используются такие понятия, как «политическое развитие», «политические изменения», «политическая трансформация», «политическая модернизация», «демократический транзит», «транзитивное, переходное общество» а также концепций т.н. «волн демократизации». Все они активно применяются сегодня для обсуждения и оценки изменений в общественно-политической жизни стран Центральной и Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, а последнее время и т.н. «зрелых демократий» – трансформаций в ряде западноевропейских стран, а также самого крупного представителя и лидера западного мира – США.
Чем вызван интерес к комплексу данных понятий и какова их сущность? Ее необходимо уяснить, чтобы увидеть общее и особенное в этих категориях.
Политические изменения –это переход общества, его политической системы и составляющих ее элементов из одного состояния в другое, выступающее как показатель динамики и устойчивости политических институтов, способов взаимодействия политических субъектов, осуществления ими своих важнейших функций.
Таким образом, под политическими изменениями подразумеваются любые преобразования как в направлении усложнения, совершенствования политической системы общества, так и в направлении ее деградации и распада. Политическое развитие –означает повышение адаптивных возможностей политической системы, ее способностей к мобилизации незадействованных ранее ресурсов, ведущих к качественному, более эффективному переустройству общества и удовлетворению интересов граждан, последовательному повышению качества жизни.
С точки зрения современного этапа мировой истории, политическое развитие неразрывным образом связано с признанием и последовательным воплощением на практике основных демократических ценностей, стандартов в области реализации прав и свобод человека и гражданина, провозглашения самоценности личности, утверждения гуманистических ориентиров в сфере государственного управления с целью создания наиболее эффективных, гибких, открытых, плюралистичных моделей социального взаимодействия, способных обеспечить диалог власти, общества, отдельных групп и индивидов на пути реализации как общих, так и частных интересов.
Так как стартовые позиции, условия, цели, задачи и избранные способы политического развития у большинства стран значительно отличаются, то на сегодняшний день можно говорить о выделении трех основных ракурсов политического развития отдельных государств, представленных как: политическая модификация, политическая модернизация и политическая трансформация.
Политическая модификация(от позднелат. modificatio - изменение)–это политические перемены, реформы на базе уже сложившихся и стабильно функционирующих политических институтов, которые в процессе видоизменений не претерпевают качественных преобразований, т.к., обладая значительной эффективностью, они лишь корректируются в соответствии с новыми требованиями и социальными условиями.
Политическая модификация характерна для стран т.н. «зрелых демократий», т.е. высокоразвитых государств (Англия, Франция, Германия, США и др.), опирающихся на выработанные ими на протяжении длительного времени и доказавшие свою состоятельность демократические политические институты и соответствующие способы политического руководства.
Политическая модернизация(франц. moderne – новейший, современный) –совокупность политических изменений, усовершенствований, максимально отражающих современные требования, предъявляемые к политическим системам обществ, с целью внедрения и реализации передового мирового опыта и наработок в области политического управления.
Термин «политическая модернизация» часто используется для описания видоизменений, происходящих в политических системах стран т.н. «второго» и «третьего мира», т.е. активно развивающихся и слаборазвитых при их переходе к современным моделям, стандартам, способам политической деятельности. Иными словами, как о политически модернизируемых говорят о странах бывшего социалистического лагеря (Беларусь, Россия, Украина и т.д. – страны «второго мира») в условиях осуществляемых ими рыночных и демократических преобразований на основе уже имеющегося у них развитого промышленного производства, сферы науки и образования, так и о ряде слаборазвитых стран Африки, Азии, Латинской Америки (страны «третьего мира»), значительно отстающих от высокоразвитых лидирующих держав и лишь начинающих проводить политическую перестройку в соответствии со своими национальными интересами.
Политическая трансформация(от лат. transformatio - преобразование, превращение, видоизменение) – процесс перехода политической системы от одного типа к другому, связанный с глубокими изменениями основ политического строя, перераспределением полномочий, функций политического управления.
Можно сказать, что политическая модернизация стран бывшего социалистического лагеря начиналась, по мнению большинства экспертов, именно с процессов сложной и масштабной политической трансформации СССР. На сегодняшний день этот процесс уже практически завершен, т.к. большинство стран, получивших в начале 90-х гг. XX в. независимость, уже состоялись как самостоятельные и суверенные государства, они признаны международным сообществом и активно осуществляют свою внутреннюю и внешнюю политику. Таким образом, историческим примером политической транформации является распад СССР, провозглашение, наряду с другими собюзными республиками, независимости Республики Беларусь, процесс ее раннего становления – принятия Конституции, формирования центральных органов государственной власти, стабилизации социально-экономической ситуации и т.д.
Вместе с тем для анализа жизнедеятельности большинства стран бывшего СССР сегодня широко пременяется термин «транзитивные общества» (от лат. transitus - прохождение, переход) как обозначение переходного характера их экономик, политических и социокультурных систем. «Транзитивное» или «переходное общество» в данном случае подразумевает эволюцию от камандно-административной, плановой экономики к свободному рынку, от монопартийной, жестко центрированной политической системы к демократическому государству и плюралистичному гражданскому обществу.
Поскольку первые теории модернизации возникли в 50—60-е тт. XX в., когда приоритет западных стран, и прежде всего США, в области управления, стандартов потребления и многих других аспектов был бесспорен, то в качестве прообраза «современного» государства поначалу признавалось «свободное» американское общество. Иными словами, модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни (а в политической сфере предполагала воспроизведение парламентских и партийных институтов, разделение властей, выборность законодательных и исполнительных органов власти и т.д.). В этом смысле модернизация была предварительным условием социально-экономического и политического развития стран, ибо само такое развитие, как полагалось, становилось возможным только после укоренения основных черт организации общественной жизни по западному образу.
Обобщая условия модернизации различных стран и режимов, многие ученые настаивали на необходимости выделения определенной последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении. Так, У. Мур и А.Экстайн полагали необходимым начинать реформирование с индустриализации общества, К. Гриффин – с реформ в сельском хозяйстве, М. Леви настаивал на интенсивной помощи развитых стран, С. Эйзенштадт – на таком качественном развитии социально-политических отношений, чтобы они в дальнейшем могли бы учитывать социальные перемены, У, Шрамм считал, что главная роль принадлежит политическим коммуникациям, транслирующим общие для граждан ценности; Б. Хиггенс видел главное звено модернизации в урбанизации поселений, процессах трудовой миграции и т.д.
Такие крупные исследователи, как Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай и др., представляющие открытое либеральное направление теории модернизации, полагали, что появление среднего класса и рост образованного населения приводят к серьезным изменениям в природе и организации управления. Это не только ограничивает вмешательство идеологии в регулирование социальных процессов, но и ставит под сомнение эффективность централизованных форм реализации решений (поскольку политически активное население способствует возникновению дополнительных центров властного влияния). В целом же характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлеченности рядовых граждан. От соотношения этих форм, которые должны осязательно присутствовать в политической игре, будут зависеть варианты развития общества и функционирование системы власти в переходный период.
В то же время ряд исследователей (С. Хантингтон, Х. Линдз и др.) высказали и альтернативную – консервативную точку зрения относительно того, что возможная неподготовленность масс населения к самоуправлению, неумение использовать новые институты власти, а, следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику, крушение их надежд на эффективность демократических реформ поспособствуют дестабилизации режима правления и его коррумпированности, социальному расслоению, вызовет крайнее недоверие и отчуждение масс от политики, приведет к конфликтности и напряженности. Таким образом, из-за подобного опережающего участия масс модернизация вызывает не «политическое развитие», а «политический упадок». Иными словами, если, как полагают консерваторы, для экономики главным показателем реформирования является рост, то для политики — стабильность. Поэтому для модернизируемых государств прежде всего необходим «крепкий» политический режим, но с легитимной правящей партией, способной сдерживать тенденцию к дестабилизации. Так, например, С. Хантингтон открыто предлагает в этой связи делать первоначальный упор на организованность, порядок и гласные авторитарные методы правления, что, по его мнению, поможет приспособить политический режим к и без того сложной изменяющейся обстановке на основе компетентного, сильного политического руководства, эффективной государственной бюрократии, для поэтапного проведения реформ, своевременных преобразований и других необходимых действий, ведущих к позитивным, подготавливаемым результатам модернизации.
В свою очередь, Х. Линдз, отмечает, что любые авторитарные режимы, как и несовременные модели политического устройства, сами по себе весьма неоднородны, а потому следует допустить несколько вариантов их дальнейшей эволюции:
1) Во-первых, авторитарные режимы могут осуществлять частичную либерализацию, связанную с определенным перераспределением власти в пользу иных и даже оппозиционных структур (т.е. устанавливать т.н. полусостязателъный авторитаризм), чтобы избежать дополнительного социального перенапряжения, но сохранить ведущие рычаги управления;
2) Во-вторых, авторитарные режимы могут пойти на постепенную, но все более широкую либерализацию, ощущая собственную политическую компетентность и превосходство, а также в силу рациональной приверженности идее социальной справедливости, на основе необходимой политической воли некоторых представителей правящей элиты;
3) В-третьих, режим правления может развиваться по пути «тупиковой либерализации», при которой жесткое правление сначала заменяется политикой «декомпрессии», предполагающей диалог с оппозицией, способный втиснуть недовольство в законное русло, а затем выливается в репрессии против инакомыслия и заканчивается установлением еще более жесткой диктатуры, чем прежде;
4) Не исключался и четвертый вариант эволюции несовременных, традиционных или авторитарных режимов, связанный с революционным развитием событий, гражданской войной или вооруженным переворотом, что, однако, приводит к непредсказуемым результатам и не может сочетаться с идеей модернизации.
В настоящее время взгляд на модернизацию как на однозначное линейное движение и последовательное освоение афро-азиатскими, латиноамериканскими и постсоветскими странами ценностей и стандартов западной организации, слепое копирование западных моделей общества доказал свою несостоятельность. Современный, модернизирующийся мир, напротив, становится многополярным, демонстрируя множество альтернатив социоклуьтурного, экономического и политического развития. Приоритетной целью все чаще называется изменение социальных, экономических и политических структур, которое могло бы проводиться и вне западной модели, ибо только в разнообразии самостоятельно используемых путей модернизации мировое сообщество может обрести устойчивость и поддерживать конструктивную состязательность. В связи с этим сам факт существования традиционных институтов и ценностей тех или иных обществ большинством политологов уже не рассматривается как препятствие обновлениям, т.к. при сохранении приоритета вырабатываемых универсальных критериев и целей будущего развития главный упор делается на национальную, оригинальную, собственную форму их реализации. Политические изменения нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт других стран. Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений. Французский ученый и общественный деятель А. де Токвильсформулировал важный вывод об опасности форсирования политического развития, отметив, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства».
Таким образом, модернизация носит альтернативный характер. Однако мировой опыт позволил уточнить тот некогда интуитивно формировавшийся образ «современного государства» (передового, высокоразвитого), чьи стандарты в организации экономики, политики, социальных отношений выражают необходимые цели переходных преобразований. К таким универсальным требованиям в сфере экономики следует отнести, например, товарно-денежные регуляторыпроизводства, увеличение затрат на образование, науку и здравоохранение, рост роли науки и инноваций в улучшении экономических отношений и т.д. В социальной сфере – формирование открытой социальной структуры с высокой мобильностью населения, социальная поддержка наиболее уязвимых категорий граждан, создание атмосферы социального партнерства и гражданского согласия. В области политики — это плюралистическая организация власти, соблюдение прав человека, рост политических коммуникаций, повышение политической культуры населения, консенсусная технология реализации управленческих решений и т.д.
Из сказанного непосредственно вытекает требование к росту компетентности как политических — правящих и оппозиционных элит, так и вторичных субъектов политики — рядовых граждан, учреждаемых ими их организаций и целых социальных групп.По сути, именно от этого зависит их способность использовать консенсусные, правовые технологии властвования, которые помогут избежать насилияпри проведении реформ, исключить издержки политического радикализма. Иными словами, политическая модернизация значительно повышает ответственность всех участников политического процесса за состояние дел в целом. Это значит, что предполагается создание условий для свободной и честной конкуренции элит в борьбе за поддержку населением, а рядовые граждане, в свою очередь, должны быть внимательны, обладать необходимыми знаниями для контроля за своими избранниками, отслеживать, соответствуют ли их профессиональные и личные качества занимаемому общественному положению. Установление такого диалога способствует селекции компетентных элит в сложных условиях модернизации и ведет к формированию рациональной управленческой бюрократии, ответственной перед своим высоким статусом и населением, выполняющей свои обязанности на основе действующего законодательства, развитых управленческих компетенций и профессиональной этики.
Одним из дополнительных условий успешного эволюционного политического развития в рамках проектов модернизации является своевременное выдвижение как кратковременных, так и долговременных задач в проведении реформ и преобразований. Эти задачи должны быть нацелены, с одной стороны, на реальное, близкое, ощутимое, а не декларативное продвижение общества вперед (систематическое увеличение заработной платы, индексация пенсий, ежегодный рост показателей производства, корректировка налогообложения и т.д.), с другой, – ориентировать социум не только на сиюминутные выгоды, но и на важнейшие достижения в более отдаленной перспективе (реформа системы образования, увеличение финансирования сферы науки, культуры и спорта, поиск и внедрение инноваций и т.д.). В этой связи краткосрочные реформы должны показывать реальные положительные сдвиги, учитывать динамизм текущих изменений, выявлять ошибки, корректировать стратегию процесса модернизации, долгосрочные – способствовать качественной эволюции общества в целом, суммируя, закрепляя малые, локальные достижения для освоения новой ступени развития.
Таким образом, на основе вышесказанного, обобщая различные научные подходы к модернизации, а также опыт реального процесса модернизации в Беларуси, России и ряде других стран СНГ, можно сформулировать своеобразные критерии-индикаторы устойчивого политического развития:
· демократические изменения политических структур, совершенствование правовой и административной систем;
· внедрение инноваций — гибкое реагирование на вызовы времени и требования общества, социальные проблемы и внешние факторы политического суверенитета, национальной безопасности;
· изменение ценностных ориентаций граждан, приобщение их к демократической культуре, идеологическое обеспечение и обоснование процесса модернизации;
· равноправное и активное политическое участие, регулируемое стандартами, нормами и стимулами государства;
· устойчивое социально-экономическое развитие;
· цивилизованное урегулирование конфликтов и кризисов;
· рациональный выбор политического курса государств, подкрепленный гражданским согласием, и последовательное проведение его в жизнь;
· проведение комплексных политических реформ, ориентированных на длительную историческую перспективу, качественное переустройство всех звеньев политической системы;
· мобилизация, комплексное и грамотное использование субъектами политики материальных, финансовых, культурно-информационных, технологических, интеллектуальных и иных ресурсов общества для обеспечения значительной поддержки гражданами выдвигаемых инициатив, интегрирующих общество программ и проектов;
· избрание эволюционного пути преобразований: системные реформы, позволяющие достичь перемен без радикальных мер и «шоковых» потрясений.
Что касается особенностей политической модернизации в Беларуси, выделения в ней общего и особенного, то самые значительные политические изменения в ней были связаны с распадом СССР и провозглашением независимости Республики Беларусь. Сложный и в определенной степени тяжелый путь, пройденный страной в 90-е гг. XX в., имеет определяющее значение для укрепления ее суверенитета и государственности. Общество осознало необходимость перехода от советской политической модели устройства к социально ориентированной рыночной экономике, что призвано способствовать достижению национального согласия. В законодательстве закрепляются демократические принципы и нормы постепенно осуществляются преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Возрастает конституционно-правовая ответственность органов власти, повышается уровень культуры управления и гражданского участия. Совершенствуется государственно-правовой механизм в целом. В то же время в политической сфере Республики Беларусь существует и ряд объективных сложностей, связанных с эволюцией и совершенствованием модели белорусской государственности.
Вектор политической модернизациив Республике Беларусь направлен на решение конкретных задач:
· последовательное претворение в жизнь свободно выбранной политической модели переустройства общества и государства;
· развитие гражданского общества на основе внедрения апробированных практикой форм народовластия;
· повышение культуры государственного управления и культуры политического участия граждан;
· совершенствование законодательства и укрепление законности, борьба с бюрократизмом и коррупцией;
· усиление восприимчивости политической системы к инновациям, способным соответствовать требованиям времени и запросам общества;
· духовно-идеологическое обеспечение проводимых в стране реформ, государственной политики, формирование зрелого гражданского сознания и конструктивного оппозиционного мировоззрения;
· многовекторная внешняя политика, диалог на принципах взаимоуважения со всеми странами мира, независимо от их политических особенностей;
· углубленная экономическая интеграция, политическое и военное сотрудничество с Российской Федерацией в рамках созданного Союзного государства;
· партнерство и взаимодействие со странами Европы в рамках политики добрососедства, реализации совместных программ экономического и гуманитарного характера в контексте использования географического положения Беларуси как «моста» между Востоком и Западом.
Республика Беларусь провозглашена демократическим государством. Это означает, что ее цель – утверждение во всех сферах жизни общества демократических норм. Страна преодолела кризисные процессы начала 1990-х гг., реализовала программы двух пятилеток и достигла состояния политической и экономической стабильности. Это — прочная социальная база укрепления потенциала государства для народа, дальнейших изменений в политической системе, отвечающих интересам личности и общества.