Конституционно-правовые основы местного управления в Республике Беларусь
Статья 117. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением.
Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы. Так, в Европейской Хартии под МСУ понимается «право и эффективная способность местных органов власти регулировать и управлять в рамках закона и под собственную ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения».
В юрид лит под местным управлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления
Таким образом, местное управление обычно реализуется через органы, которые назначаются вышестоящими властными структурами.
Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст. 1 Закона).
В отличие от местного управления местное самоуправление представляет собой деятельность населения местной административной единицы для самостоятельного решения как непосредственно, так и через избираемые им органы вопросов местного значения.
В Конституции закреплен порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей местных исполнительных и распорядительных органов; виды и юридическая сила актов, принимаемых исполнительными и распорядительными органами; дается направление взаимосвязи исполкомов и местных Советов депутатов.
85. Решения Конституционного Суда: понятие, виды, реализация и контроль за их исполнением.
Решением Конституционного Суда является любой акт, принятый в его заседании. Это:
- решения;
- заключения;
- запросы и требования К.С. к государственным органам, должностным лицам;
- послания ПЗ РБ и палатам Парламента РБ о состоянии конституционной законности в РБ.
Решения К.С. оформляются в виде отдельного документа или протокольно.
Решения К.С. принимаются в виде заключения, излагаемого в форме отдельного документа, в случаях рассмотрения дела
- о соответствии актов законодательства Конституции и вышестоящим нпа:
- о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Заключения принимаются именем РБ и оглашаются публично в судебном заседании.
Решения, заключения К.С. являются окончательными обжалованию и опротестованию не подлежат.
Запросы и требования к государственным органам, должностным лицам могут быть направлены К.С. для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию, а судьей К.С. - при подготовке конкретного вопроса.
Ежегодное посланиеК.С. ПЗ РБ и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в республике готовится соответствующими подразделениями Секретариата К.С. под непосредственным руководством Начальника Секретариата на основе изученных и рассмотренных К.С. материалов, после чего текст послания направляется всем судьям. Доработанный с учетом полученных замечаний и предложений текст послания обсуждается на заседании К.С. по докладу Начальника Секретариата. Текст ежегодного послания о состоянии конституционной законности утверждается решением К.С. и подписывается Председателем К.С.
Заключения и иные решения К.С., за исключением запросов, требований и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Решения публикуются также в "Вестнике К.С. Р.Б.". Заключения К.С. не позднее чем в трехдневный срок со дня их провозглашения направляются ПЗ РБ, обеим палатам Парламент, Премьер-министру , Председателю Верховного Суда, Председателю Высшего Хозяйственного Суда , Генеральному прокурору, Министру юстиции и сторонам по делу. Решения К.С. могут быть также направлены другим государственным органам и должностным лицам.
Решение К.С. подлежит исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Решения К.С. могут быть официально истолкованы только самим К.С. Об их толковании суд принимает решение, которое излагается в виде отдельного документа.
Юрид. сила.
Акты, признанные неконституционными, считаются утратившими силу с момента внесения в них соответствующих изменений или дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов. Т.е. КС сам не отменяет признанный неконституционным акт, это делают субъекты, которые приняли соответствующий акт.
Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.