Виды государственного воздействия на деятельность корпорации

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование.

Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда.

К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

- антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

- валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

- регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

- патентное законодательство;

- защиту прав потребителя;

- государственные контракты;

- экспорт товаров и технологий двойного назначения;

- государственное содействие частному предпринимательству.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач:

а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирование государственного бюджета;

в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечение занятости населения;

д) обеспечение безопасности и обороны страны;

е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Наши рекомендации