Психологическая теория происхождения государства
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой, психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.
Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
85. Социологическая теория права.
- Сложилась в начале ХХ века в Европе,
- представители – Эрлих, Паул, в России – Муромцев.
- Основная идея этой теории заключалась в том, что право воплощается не в самом законодательстве, а в его практической реализации, т.е. в правореализационной деятельности судей, прокуроров и т.д.
- Понятием права здесь охватываются административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, которые издают должностные лица.
- В право включатся и юридические нормы. Но их значение среди актов применения второстепенно.
- По мнению представителей этой школы, право необходимо рассматривать только как процесс, как действие. Поэтому данную теорию называют школой живого права.
- Право находится таким образом в сфере сущего, а не должного. Лишь в процессе юридической практики закон становится правом и творцами права являются, прежде всего, судьи, применяющие закон.
86. Естественно-правовая теория.
- Исходные идеи были сформулированы еще в Древней Греции и Древнем Риме.
- Представители - Сократ, Аристотель, Цицерон и т.д.
- Однако, как завершенная логическая концепция эта идея сформировалась в период буржуазных революций 17-18 вв. И здесь крупнейшими ее представителями выступали Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, а в России – Радищев.
- В рамках данной теории противопоставляется естественное и позитивное право:
· естественное право – то, что нам дано от Бога, от природы, от рождения; позитивное право – законы, издаваемые государством. Естественное право вытекает из самой природы человека, из всеобщих нравственных принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, основополагающих идей, лежащих в основе социального устройства. Естественное право вечно и вытекает из самой природы человека, объясняя его высшее предназначение.
· Позитивное же право призвано обеспечить естественные права человека при помощи законодательства, издаваемого государством. Позитивное право не всегда справедливо.
- Именно эта доктрина наиболее точно отражает сущность человеческих потребностей, человеческого бытия.
- Естественные права человека – главный постулат государства в обеспечении их на протяжении всей жизни человека (от рождения до смерти).
- Достоинство теории: эта теория явилась прогрессивным для своего времени учением и сыграла важную роль в борьбе с феодализмом и утверждением более прогрессивного либерального строя. В ней верно отмечено, что законы должны максимально соответствовать нравственным ценностям общества и служить для блага человека и общества, всесторонне обеспечивать принципы справедливости, нравственности и т.д.
87. Историческая школа права.
- Она сложилась в конце 18- начале 19 вв. в Германии.
- Представители: Гюстав Уго, Савеньи и Пухта.
- Эта школа явилась реакцией на естественно-правовую теорию. Основное учение здесь заключалось в том, что отрицалась возможность существования единого для всех народов права.
- Представители этой теории считали, что право каждой страны складывается постепенно в процессе его исторического развития. А т.к. история у каждого народа неповторима, то и право каждой отдельной страны уникально, своеобразно, специфично.
- Кроме того, они полагали, что право как язык или мораль не может устанавливаться договором либо вводиться по чьему-то указанию. Оно возникает из особенностей народного духа, из глубин национального сознания, формируется главным образом из обычаев, традиций, санкционированных государством.
- Обычаи в этой теории выдвигаются на первое место, им отдается приоритет, ибо они хорошо известны всем и каждому в обществе. Законы же, по их мнению, которые издаются государством, не являются источником права, они производны из обычаев.
- Достоинства теории: она обращала внимание на культурно-исторические и национальные особенности права каждой страны, указывала на необходимость изучения в историческом аспекте. Она также справедливо подчеркивала естественное развитие правовых институтов и что законодатель не может творить правовой произвол. Кроме того, правильно подмечается преимущество правовых обычаев в общественных отношениях.
- Слабая сторона – теория оправдывала феодально-крепостническое право, резко выступала против отмены и изменения отживших правовых институтов. В этом плане она носила несколько консервативный характер.
88. Психологическая теория права.
- Она получила свое распространение в начале 20 века.
- Представители - Кнапп, Рейснер, а в России – Л. Петражицкий.
- Основная идея теории заключалась в том, что психика человека является фактором, определяющим все общественные институты, в том числе государство и право.
- Понятие и сущность права можно понять, зная психологические закономерности человеческого бытия.
- Лев Петражицкий разграничивал позитивное право (право, официально действующее в государстве) и интуитивное право, истоки которого кроются в психике людей.
· По его мнению, позитивное право (законы) граждане знают плохо, часто заблуждаются по поводу содержания этих законов.
· Интуитивное же право, как он полагает, представляет собой совокупность тех психологических состояний, которые человек испытывает, его ежедневных контактов с обществом и здесь на передний план Петражицкий выдвигает эмоции, которые он подразделяет на 2 группы: императивные (нравственные) и императивно-атребутивные (правовые).
o Императивные эмоции представляют собой односторонние переживания человеком обязанности совершить то/иное действие в отношении другого лица, которое не сопровождается ответным переживанием (переживание прохожему, обязанности подать милостыню).
o А императивно-атребутивное – двусторонняя эмоция, при которой одно лицо переживает обязанности совершить какой-либо поступок, а другое лицо переживает право потребовать выполнение данной обязанности (должник-кредитор). Из этих двусторонних эмоций и складывается по мнению Петражицкого это интуитивное (психическое) право, которому принадлежит первостепенное значение в регулировании социальных отношений.
89. Реалистическая школа права.
- В середине 19 в. Германия становиться буржуазной столицей.
- Рудольф ИЕРИНГ, немецкий ученый юрист создает реальную школу права. Он критиковал естественно-правовую теорию за ее абстрактные идеалы.
- Историческая школа за романтизм идеи мирного развития. А также за догматическую юриспруденцию – за формально-юридический подход к оперированию юридическими понятиями. Р.И предложил исследовать право в связи с реальной жизнью.
- Сущность теории: право – это борьба нового, прогрессивного с устаревшим и отживающим.
- Иеринг разделил право на субъективное и объективное. Объективное право (законодательство) – абстрактно, а субъективное право – это обращение абстрактного правила в конкретные правомочия лица.
- Сущность права заключается в его практическом осуществлении. Необходима борьба за право. «Кто отстаивает свое право, тот в узких пределах последнего защищает право вообще».
90. Нормативистская теория права.
- Свою завершенную форму она получила в 20 веке в виде чистого учения о праве Кельзена.
- Представители: Штаммер, Кельзер, а в России – Новгородцев.
- основная идея этой теории: под правом понимается система юридических норм, образующих своеобразную пирамиду. На самом верху – основная (суверенная) норма, принятая законодателем. Каждая норма в пирамиде вытекает из нормы, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень. В основе находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания должностных лиц, которые тоже вытекают из главной суверенной нормы. По их мнению, право относится к сфере должного (что должно быть), а не к миру сущего (то, что существует). Она не имеет под собой юридического основания.
- Критикуя идеи естественного права Кельзер утверждал, что никакого другого права, кроме изданного государством не существует и обязательность юридических норм вытекает не из их нравственности, а из авторитета государства.
- Достоинства: теория верно подчеркивала такие важнейшие свойства права, как нормативность, соподчиненность правовых норм по их юридической силе, правильно отмечала связь права с государством, также указывала на формальную определенность права и т.д.
91. Юридическая техника.
Эффективность правового регулирования общественных отношений в значительной мере зависит от уровня юридической техники. Точность и ясность правовых формулировок, использование единых приемов изложения юридических предписаний во многом определяют эффективность функционирования всего правового механизма.
Юридическая техника – это совокупность средств, приемов и правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.
- Техника изложения воли законодателя:
· Соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических правил.
· Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля (официальный), четкостью и краткостью формулировок, наличием устойчивых словосочетаний,
· При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-технические, специально-юридические.
· Средства организации правовой материи:
ü нормативное построение (гипотеза, диспозиция, санкция)
ü юридическая конструкция, которая отражает правовое состояние структурно организованного явления правовой жизни (например: структура ответственности – основание, субъект и его вина, государственное наказание),
ü отраслевая типизация – использование таких конструкций и терминологии, которые рассчитаны именно на конкретную отрасль.
- Техника документального оформления:
· Структурная организация юридического текста и оформление официальных реквизитов, для чего предложения объединяются в абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы.
· Официальный хакратер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименование акта, его заглавие, дата принятия и введение в действие, порядкового номера, подписей и печати.
· В зависимости от специфики содержания юридических актов различают:
ü Правотворческую
ü Правоприменительную
ü Интерпретационную юридическую технику.