Общественно-политическое и экономическое развитие страны в 1964-1985 гг. Экономическая реформа 1965 г. и ее последствия.
Отставка Н.С.Хрущева (октябрь 1964г) и приход к власти нового руководства. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н.Косыгин.
В центре общественно-политической мысли 1960-х — первой половины 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма».
Кризисные явления в социальной и духовной сферах:
Социальная сфера:
• Преобладание уравнительного принципа в распределении материальных благ среди основной массы населения
• Остаточный принцип выделения средств на социальные нужды
• Особо привилегированное положение партийно-государственной номенклатуры при распределении материальных благ
• Прогрессирующее рассогласование интересов различных социальных групп в обществе
• Рост негативных явлений в социальной сфере (пьянство, взяточничество, коррупция)
Духовная сфера:
• Диктат атеизма и забвение религии
• Утрата обществом нравственных ориентиров
• Господство марксистско-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия
• Распространение иждивенческих настроений у части населения
Конституция СССР 1977 г.
В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Она должна была развить демократические положения конституции 1936 г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6. определяла ее как «руководящую и направляющую» силу советского общества, КПСС провозглашалась «ядром политической системы». Конституция также закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик. К концу 1970-х гг. количество центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20).
Экономическая реформа 1985 г.
Сущность реформы:
• Возврат к отраслевой системе управления промышленностью
• Внедрение элементов хозрасчета в деятельности предприятий при сохранении административно-командной системы.
Содержание реформы:
• Оценка экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции
• Создание из части прибыли фондов экономического стимулирования
• Внедрение элементов оптовой торговли.
Причины неудач реформы:
• Реформа не затронула основ экономического базиса советской системы
• Отсутствие поддержки со стороны партийного руководства
• Приоритет идеологии над экономикой
• Противоречия между директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности предприятий
Кризисные явления в экономической сфере
Промышленность:
1. Постоянное ежегодное снижение темпов экономического развития
2. Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран
3. Приоритет экстенсивных форм экономического развития
4. Попытки модернизации утвердившихся форм хозяйствования и планирования носили формально-показной характер и не затрагивали глубинных отношений экономического базиса
Сельское хозяйство:
1. Увеличение капиталовложений в аграрный сектор, списание долгов не смогли вывести из кризиса
2. Рост закупок продовольствия по импорту
3. Ухудшение экологического состояния земель вследствие обширной химизации и мелиорации
4. Неудачные попытки переломить ситуацию в сельском хозяйстве путем создания агропромышленных комплексов (АПК)
Причины:
• Неэффективность советской экономической системы
• Господство административно-командной системы
• Господство государственной и отсутствие частной собственности
• Отсутствие нормальной конкурентоспособной экономической среды
• Отрицание основ рыночного хозяйства
• Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду.
38. «Перестройка» в СССР и ее социально-политические последствия.
Перестройка (1985-1991 гг.)
Основные этапы.
1. 1985-1987 гг.
• Курс на «ускорение» социально-экономического развития
• Неудача преобразований традиционными командно-административными мерами
• Смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке»
• Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством
• Предоставление предприятием самостоятельности и перевод их на хозрасчет
2. 1988-1989 гг.
• Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, появление кооперативов)
• Начало реформы политической системы
• Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов
• Обострение борьбы общественно-политических сил
• Перестроечные процессы приобретают автономный неуправляемый характер
• Самоподрыв и самоустранение власти
• Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений
• Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром
3. 1990-1991 гг.
• Кризис и крах перестройки
• Углубление реформы политической системы
• Отмена монопольного права КПСС на власть
• Учреждение поста Президента СССР
• Выработка путей перехода к рыночной экономике
• Нарастание политического противоборства
• Августовский путч 1991г.
• Обвальный распад общественных структур и государства.
Цели:
Совершенствование социализма, очищение его от сталинизма и возврат к ленинским истокам
Осуществление:
• Обострение межнациональных противоречий. Подготовка нового Союзного договора
• Реформа политической системы и КПСС
• Ускорение социально-экономического развития. Попытка введения хозрасчета предприятий.
Августовские события 1991г.
Итоги:
• Распад СССР и образование СНГ
• Ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть
• Начало перехода к рыночной экономике
Предпосылки перестройки:
Противники М.С.Горбачева М.С.Горбачев и его сторонники
Различные точки зрения
Заговор мирового империализма Объективная необходимость,
и масонства с целью ослабления и развала обусловленная кризисными
«великой державы» явлениями во всех сферах жизни
Перестроечное ускорение:
Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС
Курс на ускорение социально-экономического развития страны
• Научно-техническое обновление производства
• Активизация деятельности политических и общественных институтов
• Достижение мирового уровня производительности труда
• Совершенствование экономических отношений
Акцент на ускорение научно технического прогресса, посредством основного капиталовложения в отечественное машиностроения, НО
• Никакого ускорения не получилось, кардинальных изменений в экономике не произошло
• Неудача преобразований посредством традиционных командно-административных мер.
Попытки экономических реформ в период перестройки ( 1987-1988 гг)
Июньский пленум ЦК КПСС (1987г)
Утверждены основные направления перестройки управления экономикой:
• Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
• Сокращение плановых показателей
• Закон «О государственном предприятии(объединении)» 1987 г.
Начало развития сферы частной инициативы:
• Создание кооперативов
• Законы: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1988)
• «О кооперации» (1988)
• Враждебность со стороны общественного мнения
На подступах к рыночной экономике.
Варианты перехода к рыночной экономике:
1. Правительственная программа (Н.И.Рыжков, Л.И.Абалкин) – поэтапное введение рыночных механизмов, рассчитанное на 6 лет
2. Программа «500 дней» (С.С.Шаталин, Г.А.Явлинский) – быстрый переход в течение 1,5 лет
Обсуждение в Верховном Совете СССР осенью 1990 г.
Ни один из вариантов не получил поддержки, и М.С. Горбачеву поручают объединить обе программы.
Основные этапы по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике
• Декларация о намерениях, а не программа перехода к рыночной экономике
• Отказ союзных республик принимать ее к исполнению
Реформа политической системы СССР.
1.Январский пленум ЦК КПСС ( 1987) – утверждение принципов демократии в качестве овнов развития и функционирования политических отношений в обществе
2. XIX Всесоюзная конференция КПСС ( 26 июня- 1 июля 1988 гг) – импульс для реформ в политической сфере
Основные направления:
• Радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов.
• Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из числа депутатов Съезда
• Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций.
• Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент
• Создание нового органа правового контроля – комитета конституционного надзора
• Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции 1977 года, закреплявшей руководящую роль партии в обществе
• Начало становление многопартийной системы
• Учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С.Горбачева
• Изменение структуры высшей исполнительной власти Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту