II. Общеправовые категории и понятия

АКТ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА ─ официальное решение компетентного государственного или негосударственного органа, должностного лица, выносимое ими по юридическому делу, состоящее в выработке и принятии на основе правовых норм и фактических обстоятельств индивидуального поднормативного правового веления, направленного на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений, выраженное в установленной законодательством форме.

АКТ РЕФЕРЕНДУМА ─ документ, принятый в результате всенародного голосования по важнейшему вопросу государственной жизни, в котором принимают участие граждане, имеющие избирательное право.

АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ─ властные волеизъявления государственных органов и других субъектов государственного управления, устанавливающие, применяющие, изменяющие, отменяющие правовые нормы и изменяющие сферу их действия, которые совершаются в установленном порядке на основе и во исполнение законов в процессе осуществления функций государственного управления и действуют в форме устных велений или документов, содержа-щих соответствующие веления (предписания).

АМНИСТИЯ ─ полное и частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена назначенного наказания более мягким, а также снятие судимости с лиц, уже отбывших наказание.

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА ─ способ восполнения пробелов в законодательстве при применении правовых норм, заключающийся в решении юридического дела на основе нормы, относящейся к той же или другой отрасли права, и регулирующей сходные с разрешаемой правовые ситуации.

АНАЛОГИЯ ПРАВА ─ способ восполнения пробелов в законодательстве при применении норм права, заключающийся в разрешении юридического дела на основе правовых принципов, общего смысла и “духа” права в связи с отсутствием, как конкретной нормы, регулирующей данную правовую ситуацию, так и сходных правовых норм.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНО -ПРАВОВОЙ АКТ ─ подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства.

ВМЕНЯЕМОСТЬ ─ психическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально-психологического развития и социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактическую сторону и общественную опасность деяния) и руководить им во время совершения правонарушения и нести в связи с этим за него ответственность (уголовную, административную).

ВИНА ─ психическое состояние лица, совершившего противоправное общественно опасное (вредоносное) деяние, характеризующее его отношение к самому этому деянию, а также к его возможным либо фактическим последствиям.

ВСЕОБЩАЯ КОДИФИКАЦИЯ ─ вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

ГАРАНТИИ ЮРИДИЧЕСКИЕ ─ установленные действующим законодательством условия и средства обеспечения реализации и охраны (защиты ) субъективных юридических прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, законности, дисциплины и правопорядка.

ГИПОТЕЗА ПРАВОВОЙ НОРМЫ ─ часть нормы права, содержащая описания фактов, условий, критериев, требований, признаков и иных обстоятельств, при наличии или отсутствии которых данная правовая норма оказывает воздействие на определенный круг (либо сторону) общественных отношений.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА ─ установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ─ предусмотренная нормами права способность индивида (организации) лично или через своего законного представителя приобретать и осуществлять субъективные юридические права и обязанности.

ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ─ обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотивированное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности и поступков, достижение цивилизованными средствами фактических результатов и на этой основе способствовать утверждению реального господства права в общественных отношениях.

ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ ─ предусмотренная нормами права способность индивидов (организаций) нести юридическую ответственность за совершенное виновно противоправное деяние.

ДЕМОКРАТИЗМ ПРАВА ─ один из ведущих принципов организации и деятельности всей правовой системы общества, находящий свое конкретное проявление в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности аппарата государства, общественных организаций, правовое положение личности, взаимоотношение ее с государством и обществом и заключающийся в юридическом закреплении и реальном гарантировании свободы, равенства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, регулируемых правом.

ДИНАМИЗМ ПРАВА ─ способность права изменяться в связи с развитием общественной жизни, реагировать на появление новых или отпадение

отживших общественных отношений.

ДИСПОЗИЦИЯ ПРАВОВОЙ НОРМЫ ─ часть нормы права, содержащая описание правила поведения субъектов права в ситуациях, предусмотренных гипотезой нормы.

ДИСЦИПЛИНА ─ предъявляемое к субъектом права общеобразовательное и обеспечиваемое мерами принуждения, в том числе государственного, требование точного и неукоснительного соблюдения (исполнения ) ими установлений и предписаний различных социальных норм, прежде всего правовых актов подзаконного и локального характера, определяющих порядок поведения или деятельности в различных сферах жизнедеятельности людей, что обеспечивает согласованность и целенаправленность действий внутри коллектива и в целом в обществе.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ─ совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым независимых от конкретных социальных условий и государства.

ЗАКОН – акт нормотворчества, издаваемый высшим законодательным органом государства в особом процедурно-процессуальном порядке, регулирующий наиболее существенные стороны общественной жизни, обладающий высшей юридической силой.

ЗАКОННОСТЬ ─ социально -правовое явление, характеризующее наличие в государстве правового законодательства, полное осуществление Конституции и других законов должностными лицами государственных органов и общественных организаций, а также эффективную защиту действия Конституции и законов.

ЗАКОНОДАТЕЛЬ ─ орган государства, полномочный разрабатывать (или принимать к рассмотрению предложенные законопроекты) и утверждать законодательные акты.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ─ стадия внесения (и одновременно предложение по внесению) проекта закона на обсуждение законодательного органа, уполномоченными Конституцией на то органами и лицами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ НОВЕЛЛА ─ принципиально новое правовое предписание (положение), получившее нормативное закрепление и неизвестное ранее действующему законодательству.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА ─ система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ─ формально-юридическое выражение содержания нормативно-правовых установлений и предписаний в виде совокупности законов, подзаконных актов и иных актов правотворчества.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ─ закрепленный в нормах права порядок деятельности высшего органа государственной власти по изданию законов.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ─ предназначенное для конкретных жизненных ситуаций поднормативное юридическое воздействие на участников регулируемых (опосредуемых) правом общественных отно-шений с целью побудить их (оказать содействие, обязать к исполнению, устранить помехи) совершить предусмотренные законом или не противоречащие ему социально значимые действия для достижения фактического результата.

ИНКОРПОРАЦИЯ ─ способ систематизации нормативно-правового материала, заключающийся в объединении действующих нормативных актов в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, тематическом), при котором форма и содержание этих актов не меняется.

ИНТСТИТУТ ПРАВА ─ совокупность юридических норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенный вид (сторону) общественных отношений способом, отличающимся своей спецификой от основного отраслевого метода регулирования.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ АКТ (АКТ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА) ─ правовой акт компетентного государственного органа, содержащий в себе результаты официального толкования {в форме разъяснения ) смысла и содержания правовых норм, подлежащий применению органами и лицами, а также порядка их применения, обязательные для правильного разрешения юридических дел определенного типа и категорий.

ИСТОЧНИК ПРАВА В МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ─ общественные, прежде всего экономические отношения в их разнообразных видах, которые при данном способе производства требуют правового регулирования.

ИСТОЧНИК ПРАВА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ─ правовое сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, чувств, эмоций о праве, правовой деятельности).

ИСТОЧНИКИ (ФОРМА) ПРАВА В ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ─ способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения.

КАЗУС (СЛУЧАЙ) ─ факт социально-правовой действительности, возникающий помимо воли и желания лица и имеющий юридическое значение.

КОДЕКС ─ законодательный акт прямого действия, объединяющий нормы определенной отрасли права, обладающих относительной самостоятельностью и расположенных в строгой логической последовательности, отражающей содержание и внутреннюю структуру данной отрасли.

КОДИФИКАЦИЯ ─ способ систематизации нормативно-правовых актов, при котором осуществляется содержательная переработка нормативного материала, в результате чего издается логически цельный новый нормативный акт (кодексы, положения и т.п.).

КОЛЛИЗИЯ НОРМ ПРАВА ─ различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одно и то же фактическое отношение.

КОМПЕТЕНЦИЯ ─ совокупность государственно-властных полномочий, которыми обладает государственный орган (должностное лицо) в целях надлежащего выполнения ими определенного круга задач и осуществления соответствующих функций государственного управления и руководства социальными процессами,

КОНСОЛИДАЦИЯ ─ разновидность официальной инкорпорации, выражающаяся в объединении нескольких нормативных актов в один акт, в целях обеспечения эффективного единого регулирования общественных отношений определенного рода (вида).

КОНСТИТУЦИЯ ─ основной закон государства и общества в целом, обладающий абсолютной юридической силой, непререкаемостью, принимаемый в строго определенной процедурно-процессуальной форме высшими органами государственной власти, путем проведения общенародного референдума, учредительным собранием либо каким-нибудь иным способом.

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ─ правовая форма деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, общественных организаций, выражающаяся в совершении значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подконтрольными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений при помощи соответствующих организационно-правовых средств.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ ─ характеристика состояния, процесса, поведения в сфере государственно-правовой действительности, выражающая соответствие закону.

ЛЕГИТИМАЦИЯ ─ признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия субъектов официальными органами государства.

ЛИЦО ЮРИДИЧЕСКОЕ ─ организация (учреждение), обладающая обособленным имуществом , могущая от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, отвечать своим имуществом по обязательствам, выступать истцом и ответчиком в народном, арбитражном и третейском судах.

ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ ─ нормативно- правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации, учреждения, предприятия, направленный на урегулирование внутриколлективных отношений, действующий только в пределах данной организации.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА ─ сложно организованная система социально-правовых средств (институтов, принципов, предписаний, действий или мер социального и юридического свойства), рассматриваемая в единстве и во взаимосвязи с социальной деятельностью людей, их интересами и потребностями и связанная с обеспечением (направлением, подчинением, поощрением) результативного достижения целей этой деятельности в определенных общественных условиях конструктивными (правовыми) способами.

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ─ взятая в единстве система юридических средств (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты применения и др.), при помощи которых осуществляется регулятивное воздействие права на общественные отношения.

МЕХАНИЗМ ПРАВООХРАНЫ ─ понятие, используемое для отражения: а) системы институционально-правовых средств (норм, правоотношений, индивидуальных актов и т.д.), на основе и в рамках которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка в обществе ; б) части государственного аппарата, занятой постоянным, повседневно подзаконным принудительным и связанным с ними контрольно-надзорным и профилак-тическим регулированием общественных отношений (правоохранительные органы); в) правоохранительной деятельности, как фактической реализации указанных институциональных средств и функционирования пра-воохранительных органов по достижению стоящих перед ними целей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ─ средства и институты, которые обеспечивают достижение фактических целей права в практической правомерной деятельности социальных субъектов.

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВА ─ система социальных факторов и методов социально -правового воздействия, обусловливающих перевод правовых предписаний в правомерное и социально активное по-ведение на всех уровнях: общества, коллектива, личности.

МОРАЛЬ ─ форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей на основе и с помощью норм, воспроизводимых повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

НЕБРЕЖНОСТЬ ПРОТИВОПРАВНАЯ ─ вид неосторожной вины , при которой лицо, совершающее противоправное деяние, не предвидит возможности наступления вредных (опасных) общественных отношений последствий, однако, по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.

НЕВМЕНЯЕМОСТЬ ─ обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения общественно опасного деяния (в уголовном и административно-охранительном праве).

НЕОСТОРОЖНОСТЬ ─ одна из форм вины, при которой лицо, совершившее противоправное деяние, предвидело возможность наступления вредных (опасных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло предотвратить (небрежность).

НОРМА ─ общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которыми они должны руководствоваться.

НОРМА ПРАВА ─ содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное веление государства в виде установления либо правила поведения, фиксирующего меру должного, возможного, поощряемого, рекомендуемого либо запрещаемого варианта поведения (деятельности) субъектов социальной действительности путем предоставления им субъективных прав и возложения на них. юридических обязанностей.

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ─ акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа (или уполномоченной им общественной организации) и содержащий правовые нормы.

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОГОВОР ─ совместный акт-документ, выражающий в своем содержании взаимное изъявление воли субъектов юридических отношений, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей.

НОРМАТИВНОСТЬ ─ведущее сущностное свойство права, как социального регулятора, выражающее собой концентрированно общеобязательность, территориальную всеобщность и непрерывность действия во времени (до отмены в установленном процедурно-процессуальном порядке) правовых установлений и предписаний.

НОРМАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ ─ официальный акт-документ правотворческого органа государства, содержащий юридические нормы.

ОБРАТНАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО АКТА ─ распространение действия нового нормативного акта на факты и порожденные ими юридические последствия, которые возникли до принятия и введения в юридическую силу данного нормативного акта.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ─ реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок общественных отношений, основанный , как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций).

ОБЫЧАЙ ─ правило поведения общего характера, сложившееся вследствие фактического его применения в обществе (общности) в течение длительного времени и вошедшее в привычку.

ОБЫЧАЙ ПРАВОВОЙ ─ санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой исторически сложившееся, вошедшее в привычку в силу многократного и длительного применения правило поведения.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО ─ совокупность правовых обычаев, регулирующих общественные отношения.

ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ ПРИНЦИП ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ─ выраженное в законодательстве требование, согласно которому решение правоприменительного органа должно полно и точно соответствовать объективной действительности.

ОБЯЗАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ ─ обеспеченная государством всей системой правовых средств мера должного поведения субъектов права.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА ─ стадия действия права, характеризующаяся воплощением его принципов и предписаний в правомерном поведении субъекта и охватывающая непосредственных адресатов права - граждан и их организаций и индивидуально-правовую (правоприменительную, распорядительную, правоохранительную) деятельность специальных субъектов - органов государства и их должностных лиц.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ─ форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

ОТРАСЛЕВОЙ (ПРАВОВОЙ) РЕЖИМ ─ целостная система отраслевого правового регулирования, характеризующаяся : а) особым порядком возникновения, формирования и реализации субъективных прав и юридических обязанностей; б) спецификой содержания и способов осуществления санкций охранительных норм; в) действием единых для всей отрасли права принципов, общих положений и норм.

ОТРАСЛЬ ПРАВА ─ самостоятельный элемент системы права, регулирующий с помощью специфического, юридического механизма и самостоятельного метода качественно однородные общественные отношения.

“ПЕРЕЖИВАНИЕ” НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ─ явление, противоположное обратной силе нормативно-правового акта , выражающееся в продолжающем действии отмененного нормативного акта наряду с вновь принятым.

ПОДЗАКОННЫЙ АКТ ─ нормативно-правовой акт компетентного органа (лица), издаваемый на основе закона и ему не противоречащий,

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО ─ понятие, отражающее собой тесную взаимосвязь права и государства в плане обеспечения внешней формы бытия права в виде исходящих от государства и им гарантируемых общеобязательных и формально-определенных установлений и предписаний, подтверждающих и поддерживающих положительную социальную роль и мощь государства.

ПОЛНОМОЧИЕ ─ предоставление государственному служащему в соответствии с занимаемой должностью субъективного права и возложенной юридической обязанности.

ПРАВОВАЯ АКСИОМА ─ положение правовой теории, которое берется в качестве исходного, не требующего доказательств.

ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ─ совокупность действий, охватываемых единым замыслом (целью) и обеспечивающих достижение определенного фактического результата, содержанием которого являются целесообразные изменения и преобразования социально-правовой действительности.

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ─ 1) систематизированное теоретическое самосознание социальной группы, большой общности, общества в целом, выражающее их отношение к праву, его содержанию, ценности, роли в социальном управлении; 2) составная часть содержания правосознания, охватывающая его рационально-идеологические компоненты - правовые знания, убеждения, юридические мировоззрение, правовые идеи, теории и т.д.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ─ вид социальной информации, отражающий специфическую группу общественных отношений и представляющий собой совокупность сведений о праве, а также других данных, непосредственно связанных с механизмом его социального действия, эффективностью правотворчества и правореализации.

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ─ принципы, направления и задачи правового регулирования общественных отношений , а также стратегия и тактика его осуществления субъектами политической и правовой системы.

ПРАВОВАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ ─ закрепленное в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических факторов, основанное на связи между ними и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА ─ сложная система институциональных, нормативно-организационных, идеологических и функциональных элементов и характеристик социальной действительности, посредством которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на общественные отношения в соответствии с целями, принципами, ценностями и нормами права.

ПРАВОВАЯ (ЮРИДИЧЕСКАЯ) ФОРМА ─ специфическая организационная форма деятельности органов государства, должностных лиц, иных управляющих субъектов, выражающая необходимость действования на основе строгого и точного соблюдения требований закона и подзаконных актов, неисполнение которых влечет юридические последствия или связано с их наступлением.

ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ─ специально-юридическое и общеидеологическое (информационное и ценностно-ориентационное) влияние на людей, на все области их жизнедеятельности, на их сознание и волю в целях обеспечения их правомерного поведения, формирования соответствующего правового сознания, правовой культуры.

ПРАВОВОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ ─ целеполагающая деятельность государства по формированию правового режима и правового статуса субъектов, а также осуществлению с помощью правовых средств информационных и непосредственных властно-организационных форм воздействия права на общественные отношения (и поведения субъектов) в целях их упорядочения, совершенствования и развития.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ─ действие права, отражающее процесс целенаправленного специально-юридического (специальный аспект) воздействия на человеческую личность, коллективы людей с целью вызвать у них соответствующие общественно необходимые или желательные действия.

ПРАВОВОЙ АКТ ─ акт волеизъявления компетентного органа (лица), издаваемый либо осуществляемый в определенных юридическими нормами порядке и форме (документ, действия и др.), направленный на нормативное либо индивидуальное урегулирование общественных отношений и вызывающий юридические последствия.

ПРАВОВОЙ (ЮРИДИЧЕСКИЙ) ПОСТУПОК ─ действие, с которым право (законодательство) связывает наступление определенных юридических последствий независимо от того, были ли специально направлены эти действия на достижение юридического результата или нет, т.е. сознавал или не сознавал субъект их правовые значение таких последствий, желал или не желал их наступления.

ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ ─ судебное или административное решение по юридическому делу, которому придано общеобязательное значение, выступающее в силу этого в качестве образца для принятия в будущем решений по сходным (аналогичным) юридическим делам.

ПРАВОВЫЕ АНОМАЛИИ ─ негативные юридические факты, влекущие правоохранительную реакцию независимо от того, что является их причиной возникновения.

ПРАВОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ─ специфическая форма волевой активности или локализованные в пространстве и во времени дискретные проявления активности, соответствующие правовому предписанию либо не противоречащие природе права, его принципам.

ПРАВОВЫЕ (ЮРИДИЧЕСКИЕ) СРЕДСТВА ─ институционные установления и формы, использование которых приводит в действие силу (энергию) права и благодаря этому может способствовать наступлению реального, фактического результата, дает нужный эффект в социальной жизни.

ПРАВОМОЧИЕ ─ предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от других участников право-отношения.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ─ совокупность специфических юридических средств принудительного характера и связанных с ними методов контрольно-надзорного и профилактического регулирования, используемых в деятельности специальных (правоохранительных) органов государства для обеспечения реализации фактических целей права, установления и поддержания цивилизованного порядка в обществе, создания благоприятных условий для конструктивной активности граждан и их организаций.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ─ элемент государственного механизма, который соответственно характеру разделения властей в правовом государстве специально создается для защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений от произвола и других неправомерных притязаний, поддержания в обществе демократического правопорядка и законности, используя в этих целях предусмотренные законом специфические средства, в т.ч. принудительного и связанного с ним контрольно-надзорного и профилактического регулирования.

ПРАВОПОЛОЖЕНИЕ ─ сформулированное в процессе вынесения решений по однородным делам правило (образец, пример) наиболее правильного, целесообразного и эффективного применения права.

ПРАВОПОРЯДОК ─ состояние фактической упорядоченности общественных отношений регулируемых юридическими нормами, выражающее собой практическую реализацию индивидами и организациями принципов и норм права, требований законности и дисциплины, а также необходимость охраны субъективных прав и юридических обязанностей участников юридических отношений.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ─ специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению и разрешению самых различных индивидуальных дел, имеющих юридическое значение.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ─ признанная государством способность лица иметь юридические права и обязанности.

ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТЬ ─ признанная государством способность лица (организации) в рамках данной политико-правовой системы общества выступать в качестве участника правовых отношений.

ПРАВОСУДИЕ ─ форма государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции юридических дел (об уголовных правонарушениях, о гражданских спорах и др.) в установленном законом процессуальном порядке.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО ─ особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмены правовых норм.

ПРЕАМБУЛА ─ краткое введение к особо важным нормативно-правовым актам, содержащее социально-политические соображения об их необходимости, целесообразности.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРАВЕ ─ заимствование действующим национальным правом положений прошлых либо существующих иных правовых систем.

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ ─ закрепленное в праве положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

ПРЕЮДИЦИЯ ПРАВОВАЯ ─ свойство вступившего в законную силу юридического решения (приговора суда, решения суда по гражданскому делу), состоящее в обязательности выводов этого решения относительно каких-либо юридических фактов или правовых отношений по одному делу для суда, разрешающего другое дело, связанного с первым.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ─ особая форма (способ) реализации правовых норм, выражающаяся в виде государственно-властной, организующей, осуществляемой в установленных законодательством процедурно-процессуальных формах и имеющей творческий характер деятельности компетентных государственных и негосударственных органов, должностных лиц, заключающейся в выработке и принятии ими на основе норм права и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ─ руководящие идеи, исходные начала, лежащие в основании права, всей правовой системы, в концентрированном виде выражающие сущность, социальное назначение и ценность права, его смысл, “дух”.

ПРИТЯЗАНИЕ ─ обеспеченная государством возможность управомоченного обратиться к соответствующим органам за защитой (юридических) своих прав.

ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ ─ отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм либо неполнота этих норм.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА ─ обусловленная личностными особенностями субъекта совокупность психологических факторов, которые в своем единстве определяют отношение к правовому предписанию (праву в целом) и его осуществлению в практические действиях.

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ НОРМА ПРАВА ─ установленное или санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведения процедурного характера, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в сфере учредительной, правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных на то органов государства, общественных организаций и должностных лиц.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ─ область правового регулирования, объектом которого выступают отношения власти и подчинения (сфера государственных отношений - государственное право, административное право, уголовное право и др.).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ─ претворение правовых установлений и предписаний в деятельности и поведении индивидов и организаций в форме соблюдения ими запретов, исполнения активных юридических обязанностей и использо-вание субъективных прав, а также в процессе их применения.

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ─ способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их участников субъективными юридическими правами и обязанностями.

РЕКВИЗИТЫ ─ обязательные сведения, которые должны содержаться в юридическом документе для признания его действительным.

РЕЛИГИЯ ─ мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”, т.е. разновидность сверхъестественного.

РЕФЕРЕНДУМ ─ выражение непосредственной воли населения относительно важнейших сторон общественной и государственной жизни, осуществляемое в особом политико-правовом процедурно-процессуальном порядке и непосредственно состоящее: а) в решении вопросов законодательства народом; б) во всенародном голосовании по главным вопросам жизни общества и государства (о независимости, самоопределении и др.).

РЕЦЕПЦИЯ ПРАВА ─ возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового положительного опыта юриспруденции, правовых принципов и ценностей, достижений политико-правовой науки прошлого в научных теоретических, отраслевых и прикладных исследованиях, в законодательстве, юридической практике.

САНКЦИЯ ПРАВОВОЙ НОРМЫ ─ часть правовой (охранительной) нормы, содержащей описание неблагоприятных юридических и фактических последствий в виде мер юридической ответственности различного вида и объема, применяемых к субъектам, нарушившим правила, содержащиеся в диспозиции нормы.

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ─ единство взаимосвязанных нормативных предписаний, отражающих содержание правовых норм, различающихся строго определенными функциями в регламентации общественных отношений и объединенных в нормативных актах.

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВА ─ форма реализации права, которая заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий.

СОЦИАЛЬНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ЗАКОНА ─ интегративное, социальное (неюридическое) по своей природе свойство закона, которое отображает обусловленные объективными тенденциями общественного развития, характером прогрессивной деятельности людей их потребности и интересы, общечеловеческие ценности и приоритеты и вследствие этого характеризует меру социальной пригодности закона обеспечивать распространение конструктивной социальной активности и ограничивать деструктивные формы ее проявления.

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА ─ относительно обособленные приемы, которые в соответствии с особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний для их наиболее эффективной реализации.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПРАВА ─ неизменность его сущности, незыблемость правовых принципов, содержания и форм конкретных правовых норм.

СТАТЬЯ НОРМАТИВНО- ПРАВОВОГО АКТА ─ исходная единица текста нормативно -правового акта, в которой словесно сформулировано содержание либо одной правовой нормы, либо части нормы, либо нескольких норм.

СУБСИДИАРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА ─ разрешение юридического дела в случаях, когда правоприменитель исходит из предписаний смежной отрасли права.

СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ {СУБЪЕКТ ПРАВА) ─ физическое лицо или организация, признаваемые правом способными по своим объективным и субъективным качествам быть носителями юридических прав и обязанностей и реально их осуществлять.

СУБЪЕКТИВНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО ─ мера возможного поведения, установленного юридической нормой.

ТИП ПРАВА ─ совокупность наиболее существенных черт права, выделяемых на основе определенных, имеющих важное научно-исследовательское значение критериев, выражающих специфику подходов к познанию генезиса, сущности и социальной роли права.

УМЫСЕЛ ─ одна из форм вины , при которой лицо, совершившее противоправное деяние, сознавало вредный (опасный) его характер для общества, предвидело его вредоносные (опасные) последствия и желало их или сознательно допускало.

УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ─ специфическая государственно-властная деятельность уполномоченных на то государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и иных социальных образований по реали-зации норм материального права, устанавливающих их полномочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, их структурных подразделений и должностных лиц, выражающаяся в совершении действий по подготовке условий, организации проведения выборов или назначения и утверждения соответствующих учредительных результатов.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ─ человек, выступающий в гражданских правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

ФИКЦИЯ ПРАВОВАЯ ─ применяемый в законодательстве прием, с помощью которого несуществующее положение (отношение) объявляется существующим и приобретает общеобязательный характер в силу закрепления его в юридической норме.

ФОРМА ИСТОЧНИК ПРАВА ─ способы внешнего выражения и закрепления (в том числе государственно-официальные способы), нормативно-правовых установлений и предписаний, придания им общеобязательного характера.

ФОРМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ─ способ выражения организации воздействия права на общественное сознание (издание норм права, возникновение правоотношений, акты реализации, информационное действие права).

ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВА ─ сущностное свойство права, как социального регулятора, проявляющееся в: а) определенности содержания юридических прав и обязанностей, закрепляемых в нормах права; б) внешних формах выражения и особых способах закрепления этого содержания; в) процедурно-процессуальной регламентации (формализации) осуществления юридических прав и обязанностей.

ФУНКЦИЯ ПРАВА ─ основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяющие сущность и социальное назначение права в жизни общества.

ЦЕННОСТИ ПРАВОВЫЕ ─ ценности, лежащие в основе права, правопорядка, составляющие цель права и его институтов, закрепляемые и охраняемые правовыми нормами.

ЦЕННОСТЬ ПРАВА ─ реальная положительная значимость права, как специфического социального регулятора для удовлетворения потребностей общества, государства, различных социальных групп и индивидов, обусловленная его особыми качествами и свойствами.

ЧАСТНОЕ ПРАВО ─ область правового регулирования, объектом которого выступает отношения между субъектами права, основанные на их равенстве, свободе их воле изъявления, частной собственности, частной инициативе, частном интересе {сфера отношений гражданского общества, регулируемых главным образом гражданским правом).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА ─ мера активного положительного воздействия права в целом либо правовой нормы, правового акта , всей правовой системы на общественные отношения, на сознание и волю субъектов права, выражающаяся в соотношении между фактическими результатами действия нормативно-правовых предписаний и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.

ЮРИДИЧЕСКАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ЗАКОНА ─ адекватный перевод на язык права (правовых понятий, терминов, конструкций) социальных целей, задач, требований, составляющих содержание закона, и придание им специальными механизмами действующего характера, т.е. способности быть воспринятыми адресатами закона и реализованными в практических действиях, вследствие чего достигают предусмотренные (запланированные) законодателем фактические результаты.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ─ опосредованная правовыми нормами трудовая , управленческая, государственная деятельность компетентных органов, должностных лиц, нацеленная на выполнение социальных задач и функций, а также удовлетворение общесоциальных, коллективных, групповых и индивидуальных потребностей и обеспечению соответствующих интересов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ─ оценка конкретного жизненного случая с позиции права, направленная на выявление юридической значимости фактических обстоятельств и выражающаяся в сопоставлении и фиксации соответствия (либо несоответствия) их признаков и закрепленных нормами права признаков юридических фактов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ─ деятельность и накопленный при этом опыт компетентных государственных и негосударственных органов, должностных лиц по созданию, применению, толкованию и систематизации нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных правовых актах.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ─ понятие, которым охватывают: а) объективное свойство всякого правового акта, выражающееся в его способности вызывать юридические последствия; б) реальное функционирование (наступление) этих последствий; в) сопоставительное свойство правового акта, выражающее характер его иерархичности во всей системе правовых актов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ─ совокупность юридических средств, способов, приемов, правил, при помощи которых осуществляется выработка, оформление, издание, применение, толкование и систематизация правовых актов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ─ факты социальной действительности, не зависящие от сознания и воли людей, однако влекущие за собой юридические последствия.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ ─ способ выражения, закрепления результатов юридической деятельности {официальный акт-документ).

ЮРИДИЧЕСКИЙ ЗАПРЕТ ─ юридическая обязанность пассивного содержания, заключающаяся в предъявлении требования к субъекту права воздержаться от совершения действий известного рода.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОЛ ─ метод государственного управления, который противостоит законности и заключается в том, что действия органов государственной власти и управления могут находиться в противоречии с действующим законодательством, а акты, издаваемые подчиненными органами, находятся в противоречии с актами, издаваемыми вышестоящими органами.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ─ комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел и иных субъектов права, которая: а) выражается в совершении операций с нормами права в связи с разрешением определенных юридических дел; б) осуществляется уполномоченными органами государства и должностными лицами в пользу заинтересованных субъектов права; в) закрепляется в соответствующих правовых актах-официальных документах; г) регулируется процедурно-процессуальными нормами; д) обеспечивается соответствующими способами юридической техники.

ЮРИДИЧЕСКИЙ СРОК ─ определенное время, с которым правовые предписания связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений и соответствующие юридические последствия.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ДЕЛО ─ а) жизненный случай в отношении которого осуществляются правоприменительные действия; б) совокупность документов, фиксирующих факты и действия данного случая.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ДОЗВОЛЕНИЕ ─ предоставляемая нормами права возможность субъекту действовать активно по собственному усмотрению в рамках, определяемые рамки субъективного права.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЗИТИВНОЕ СВЯЗЫВАНИЕ ─ юридическая обязанность активного содержания, заключающаяся в предъявлении требования к субъекту права совершить действия известного рода в точном соответствии с установленными нормативными предписаниями.

ЮРИДИЧЕСКОЕ (ПРАВОВОЕ) ПРИНУЖДЕНИЕ ─ физическое или иное воздействие уполномоченных на то государственных и общественных органов, должностных лиц на сознание и волю субъектов права, применения к ним в установленном действующим законодательством процедурно-процессуальном порядке принудительных мер, предусмотренных юридическими нормами, в целях предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения виновных в их совершении к юридической ответственности, обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ─ систематический процесс получения вероятностной научной информации об основных тенденциях и направлениях развития государства и права на обозримую историческую перспективу.

ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ ─ активный , властно-принудительный способ разрешения компетентными лицами и органами юридических дел о правонарушениях и спорах о праве.

ЮРИСДИКЦИЯ ─ установленная законодательным или иным нормативно-правовым актом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия субъектов права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

ЮРИСТ ─ служащий государственного (общественного) аппарата, имеющий специальную правовую подготовку и занимающий должность в одном из юридических учреждений.

ЮСТИЦИЯ ─ термин, обозначающий всю совокупность судебных учреждений , их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.

Наши рекомендации