Изобразительно-выразительные средства
План анализа лирического произведения
1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.
2. Биографический комментарий.
3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)
4. Идейное содержание:
а) ведущая тема;
б) основная мысль;
в) эмоциональная окраска чувств;
г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.
5. Анализ структуры произведения:
а) основные образы;
б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);
в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);
г) стихотворный размер, рифма;
д) звукопись (аллитерация, ассонанс);
е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).
Помните:
1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.
2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.
3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.
4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?
Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»
Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение.
Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.
Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.
Пафос (от греческого pathos — страдание, воодушевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведения (трагический, героический, сатирический пафос и др.).
Жанры лирики:
1. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)
2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)
3. Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)
4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)
5. Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.
6. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)
7. Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.
8. Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)
9. Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)
10. Лирические стихотворения
11. Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.
12. Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...»)
13. Белый стих - нерифмованный стих.
14. Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)
Изобразительно-выразительные средства
1. Тропы — это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.
Тропы:
§ Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. («задумчивых ночей», «парус одинокий»). В народно-поэтическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.
§ Олицетворение— вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. (Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).
§ Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: „Очарованный поток" Жуковский; „Живая колесница мирозданья" Тютчев.)
§ Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).
§ Метонимия (от греческого metonumia — переименование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.)
§ Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения. Иначе говоря, словесный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голубые..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)
§ Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).
§ Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)
§ Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)
2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительности. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.
Стилистические фигуры:
§ Аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)
§ Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный» Пушкин).
§ Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. («Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара». К.Симонов)
§ Противоположная анафоре эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.
§ Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п. «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов).
§ Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания. (И над отечеством ... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).
§ Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении «Люблю я Кавказ» названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.)
§ Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)
§ Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. (Люблю Отчизну я, но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)
§ Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)
§ Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермонтов). Пропущен глагол - вышли.
§ Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
§ Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).
§ Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличение) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).
§ Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).
§ Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. («Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Чехов)
3. Звукопись:
§ Аллитерация — повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов. («Пора, перо покоя просит...» Пушкин.)
§ Ассонанс — повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке.
&