Изобразительно-выразительные средст­ва

План анализа лирического произведения

1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.

2. Биографический комментарий.

3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

5. Анализ структуры произведения:

а) основные образы;

б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

г) стихотворный размер, рифма;

д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

Помните:

1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.

2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.

3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.

4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жиз­ни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и собы­тие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности авто­ра, обретает общечеловеческое значение.

Лирический герой — образ того героя в лирическом произведении, пережи­вания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отож­дествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Мотивы – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.

Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Пафос (от греческого pathos — страдание, вооду­шевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведе­ния (трагический, героический, сатирический пафос и др.).

Жанры лирики:

1. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)

2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)

3. Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)

4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)

5. Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.

6. Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)

7. Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.

8. Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)

9. Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)

10. Лирические стихотворения

11. Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.

12. Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...»)

13. Белый стих - нерифмованный стих.

14. Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)

Изобразительно-выразительные средст­ва

1. Тропы — это обороты речи, в которых слова и выраже­ния употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Тропы:

§ Эпитет —эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. («задумчивых ночей», «парус одинокий»). В народно-по­этическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.

§ Олицетворение— вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. (Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается ра­дость (Пушкин).

§ Метафора — троп, в котором употребляются слова и вы­ражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: „Очарованный поток" Жуковский; „Живая колесница мирозданья" Тютчев.)

§ Сравнение — троп, в котором одно явление или поня­тие объясняется посредством сопоставления его с дру­гим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).

§ Метонимия (от греческого metonumia — переиме­нование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии яв­ление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновремен­но два явления — кушанье и тарелку.)

§ Синекдоха — один из видов метонимии, в основе ко­торого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними со­отношения. Иначе говоря, сло­весный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­бые..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)

§ Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небе­сами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).

§ Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предме­та или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)

§ Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительно­сти. Суть их состоит в особом синтаксическом построе­нии речи.

Стилистические фигуры:

§ Аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)

§ Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный» Пушкин).

§ Анафора — повтор частей относительно самостоятель­ных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. («Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара». К.Симонов)

§ Противоположная анафоре эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.

§ Риторическое обращение — придание авторской инто­нации торжественности, патетичности, иронии и т. п. «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов).

§ Риторический вопрос — такое построение речи, при ко­тором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усили­вает эмоциональность высказывания. (И над отечест­вом ... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).

§ Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении «Люблю я Кавказ» названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.)

§ Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)

§ Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. (Люблю Отчизну я, но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)

§ Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)

§ Эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко под­разумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермон­тов). Пропущен глагол - вышли.

§ Градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

§ Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я вла­дею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

§ Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличе­ние) — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).

§ Литота — понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).

§ Анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. («Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Чехов)

3. Звукопись:

§ Аллитерация — повторение согласных звуков, пре­имущественно в начале слов. («Пора, перо покоя просит...» Пушкин.)

§ Ассонанс — повторение гласных звуков, преимуще­ственно ударных, в стихотворной строке.

&

Наши рекомендации