Экономическое и политическое положение США после первой мировой войны
Условия экономического роста в начале XX в. В конце XIX -начале XX в. в США сложились благоприятные условия для бурного экономического развития:
· победа капиталистического Северанад рабовладельческим Югом в Гражданской войне 1861-1865 гг.
· Освоение и заселение земель Среднего и Дальнего Запада, которые, в свою очередь, стимулировались усилением следовавших друг за другом волн иммиграции крупных масс людей из европейских стран, способствовали беспрецедентному расширению внутреннего рынка.
· Особо важное значение с данной точки зрения имело географическое положение страны, изолированной от остального мира двумя океанами, что обеспечивало ей относительную безопасность от возможных военных посягательств со стороны других великих держав и давало возможность концентрировать главные усилия на развитии экономики.
· наличие богатейших запасов полезных ископаемых — угля, нефти, железа, меди и других, что избавляло американских предпринимателей от необходимости ввозить нужное для промышленного производства сырье из-за рубежа.
В данной связи нельзя не отметить также тот факт, что американцы проявили незаурядные способности и деловую хватку в области открытий и изобретений, которые немедленно внедрялись в промышленное производство. Это давало им возможность постоянно повышать технический уровень производства.Особенно впечатляющих успехов американцы добились в развитии новейших в тот период отраслей промышленности, таких как автомобильная, электрическая, нефтяная, химическая. Показательно, что уже в конце XIX в. в США довольно широко применялись электровоз, телефон, электролампы, трамвай и другие новейшие изобретения. Бурно развивалось железнодорожное строительство. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что к 1913 г. в стране было построено и действовало более 400 тыс. км железнодорожных линий — больше, чем в Германии, Франции и России вместе взятых. Поэтому неудивительно, что уже в 1890 г. по объему промышленной продукции США заняли первое место в мире.Быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство.Уничтожение рабовладения и рабовладельческого хозяйства на Юге в результате Гражданской войны, принятие закона о гомстедах и другие меры бесповоротно обеспечили капиталистический фермерский путь развития американского сельского хозяйства. Иными словами, в XX в. США вступили, имея все основания для оптимизма относительно перспектив своего развития.
«Нормальные времена». Придя к власти (У. Гардинг), республиканцы провозгласили курс на возврат Америки к «нормальным временам». Под этим подразумевались прежде всего стимулирование рыночных принципов и сокращение регулирующей и контролирующей роли государства в экономике. Были значительно ослаблены ограничения, наложенные на корпорации и тресты антитрестовскими законами. Высокая хозяйственная конъюнктура в военные годы ослабила оппозицию фермеров, профсоюзов и городской мелкой буржуазии в отношении крупных корпораций и монополий. Средства массовой информации, кино, школы и университеты начали на все лады воспевать крупных промышленников и финансистов как капитанов индустрии, руководителей трестов — как гениев процветающей Америки. Верховный суд США, в котором вакантные места были заполнены консервативно настроенными сторонниками республиканской администрации, взял курс на ревизию основных положений закона Клейтона и антитрестовского закона Шермана 1890 г., придав им антипрофсоюзную направленность.
Необходимо отметить, что 20-е годы характеризовались стабилизацией мировой капиталистической экономики. Летом 1921 г. наметился выход экономики США из кризиса, а в 1922 г. наступил промышленный подъем. Заговорили о «процветании» американской экономики. Руководители государства и экономики выдвинули претензии на то, чтобы Америка в ближайшем будущем заняла то место в мировом хозяйстве, которое до первой мировой войны занимала Англия, а Нью-Йорк — место Лондона в качестве мирового кредитора. Эти претензии отнюдь не были лишены оснований, поскольку уже во время войны США из должника превратились в одного из ведущих мировых кредиторов. А кривая хозяйственной конъюнктуры постоянно поднималась вверх. Правительство хвасталось ростом числа автомобилей и автомобильных дорог.
Летом 1923 г. во время путешествия на Аляску президент Гардинг заболел и умер. его сменил вице-президент К. Кулидж. Именно Кулиджу принадлежит произнесенная в тот период фраза: «Дело Америки — это бизнес», которая стала знаменитой. Ему во многом повезло, что он возглавил правительство США в лучшие для американской экономики послевоенные годы, когда чуть ли не весь капиталистический мир преклонялся перед Нью-Йорком, как своим кредитором. Когда Кулидж принял дела, «процветание» было в разгаре. Банкиры и промышленники требовали больше власти, больше свободы для экономической деятельности. Экономия средств и невмешательство в хозяйственную деятельность стали центральными лозунгами его администрации. Второй срок президентства Кулиджа протекал под флагом процветания. Оно развивалось на основе научных и технических достижений довоенного и военного периодов. Особенно быстрыми темпами развивались новые отрасли промышленности — автомобильная, электротехническая, радиотехническая и др. Америке принадлежит приоритет во внедрении в промышленность массового производства и стандартизации, которые стали девизом американского капитализма.
Массовое производство опирается на мощную базу механической и электрической энергии. Можно сказать, что изобретение и широкомасштабное внедрение электрического мотора изменили сам внутренний облик предприятий. Многочисленные колеса и ремни, сложная паутина придаточных механизмов, сооруженных между двигателями и станками, быстро исчезают с американских предприятий. В широких масштабах стали практиковать усовершенствованную конвейерную систему.
А это, в свою очередь, в совокупности со стандартизацией способствовало заметному росту производительности труда. Суть стандартизации состоит в том, что тысячи заводов специализируются на изготовлении идентичных деталей. Процесс производства предельно упрощается. Производя одни и те же детали, работники повторяют одни и те же движения с точностью автомата.
Своеобразным барометром процветания и символом американской экономики стал автомобиль. Следует отметить, что автомобиль появился одновременно в Старом и Новом Свете. Но широкое применение легковых автомобилей стало особенностью Америки. Большое значение для развития автомобильной промышленности имели американские расстояния. Здесь некоторые штаты по своей территории превосходят такие страны, как Италия или Великобритания. Немаловажное значение имело и то, что американцы на протяжении всей истории страны как бы всегда «находились на колесах», в поисках земли, заработка, лучшей доли. Развитие автомобильной промышленности шло одновременно со строительством разветвленной сети автомобильных дорог, что, в свою очередь, способствовало развитию внутреннего рынка.
В результате в первое послевоенное десятилетие дистанция, отделяющая американский капитализм от европейского, постоянно увеличивалась. В одном из январских номеров 1925 г. ведущая нью-йоркская газета «Нью-Йорк таймс», приводя цифры роста национального богатства США, изобразила мифологических героев-богачей Креза и Мидаса преклоняющимися перед Дядей Сэмом. И действительно, согласно статистическим данным, оглашенным на Международной экономической конференции в Женеве в 1927 г., на долю США падало 40 % мирового производства каменного угля, около 50 % стали и около 70 % нефти. Показательно, что, по данным американской статистики, в среднем на каждую семью этой страны приходилось около 15 тыс. долл. богатства и около 3 тыс. долл. годового дохода. По меркам тех времен это были большие деньги, поскольку доллар с тех пор в несколько раз подешевел.
Внешняя политика.Во внешней политике в течение всего первого послевоенного десятилетия Вашингтон уделял основное внимание финансово-экономическим вопросам — увеличению заграничных капиталов, расширению внешней торговли, завоеванию новых рынков. Еще во время войны по объему экспорта США заняли первое место. А в 1929 г. впервые Англия уступила первое место Америке по такому важному показателю, как общий оборот внешней торговли.