Основные направления внешней политики СССР (середина 1950-х - середина 1980-х гг.)

С середины 1950-х гг. в новом руководстве постепенно усиливалась точка зрения Хрущева, Микояна и некоторых других лидеров, согласно которой противостояние блоков не являлось неизбежным. Признавалась возможность мирного сосуществования двух систем (Восток – Запад). Изменению курса во внешней политике способствовало и некоторое ослабление позиций старой сталинской гвардии.

С 26 мая по 3 июня 1955 г. советская делегация в составе Хрущева, Булганина и Микояна находились в Белграде и вела напряженные переговоры о нормализации отношений с руководством Югославии. В конечном итоге 2 июня было сделано совместное советско-югославское заявление. Содержащее признание, что вопросы внутренней жизни того или иного гос-ва относятся исключительно к компетенции его правительства.

Одной из первых попыток Хрущева наладить контакты с великими капиталистическими державами стала Женевская встреча лидеров 4 держав (СССР, США, Великобритания, Франция), состоявшаяся в июле 1955 г. её результатом стало нарушение изоляции, существовавшей вокруг Советского Союза. Великобритания пригласила руковолство СССР посетить страну с визитом. Поездка Хрущева и Булганина на Британские острова состоялась в апреле 1956 г.

«Дух Женевы» присутствовал и на других международных встречах середины 50-х гг. в сентябре 1955 г. состоялся визит в СССР канцлера ФРГ К. Аденауэра. Между двумя странами были установлены дипломатические отношения. СССР принял решение освободить последних военных, содержавшихся в тюрьмах и лагерях в качестве военных преступников. В 1955 г. СССР также подписал договор о характере взаимоотношений с ГДР, предоставляя тем самым Восточной Германии свободу в решении проблем внешней и внутренней политики. Договор предусматривал тесное сотрудничество партнеров во всех областях общ.-полит. жизни.

Т.о., в середине 1950-х гг. закладывались основы стабильной послевоенной Европы, которая тем не менее представляла собой противоборствующих блока. Шел процесс оформления военно-полит. союза социалистических стран, который был завершен 14 мая 1955 г. путем создания Организации Варшавского договора.

Усилия советской дипломатии нашли отклик и во Франции. В марте 1960 г. президент Ш. де Голль пригласил Хрущева посетить Париж. После визита советского лидера отношения между двумя странами значительно улучшились.

Установление более тесных связей как с Западом, так и с Востоком оставалось одной из главных целей советской дипломатии. В октябре 1956 г. СССР восстановил дипломатические отношения с Японией, подписав в Москве декларацию о прекращении состояния войны между двумя странами.

Особое место в конце 1950 – начале 1960 гг. занимали советско-американские отношения, оказывавшие определяющее воздействие на течение «холодной войны». Возможность улучшения взаимоотношений двух держав продемонстрировал визит Председателя Совмина СССР Н. Хрущева в США, который проходил с 15 по 27 сентября 1959 г. Н. Хрущев и Д. Эйзенхауэр в ходе переговоров пришли к выводу, что ограничение вооружений – самая важная проблема текущих международных отношений. Мир ждал ответного визита в СССР президента США, намеченного на 1960 г. появилась реальная возможность покончить с «холодной войной». Однако инцидент с американским разведывательным самолетом «У-2», сбитый 1 мая 1960 г. в пайоне Свердловска, похоронил все ожидания. Советско-американские отношения оказались надолго заморожены.

Но самым острым кризисом в начале 60-х годов, который поставил человечество на грань третьей мировой войны, стал Карибский кризис. С победой на Кубе революции (1959г.) противостояние СССР и США в этом регионе усилилось. По­пытки свергнуть власть Ф. Кастро не дали желаемого резуль­тата, но привели к отказу США от затеи. Советское руково­дство с согласия кубинского правительства разместило на Кубе ракеты (42 ракеты. радиус действия которых составлял 2 тыс. км) и 40-тысячный военный контингент. Американцы сумели со спутника сфотографировать ракеты и потребова­ли убрать их как оружие наступательное. Советская сторона отвергла факт размещения на острове ракет. Тогда амери­канцы в ООН распространили фотографии, полученные со спутника. Теперь уже СССР был уличен во лжи, разгорелся международный скандал. Обстановка резко накалилась.

Военные силы двух стран были приведены в состояние полной боевой готовности. 27 октября 1962 г, над Кубой был сбит американский разведывательный самолет У-2. Ряд аме­риканских военных и политиков потребовали от президента Дж. Кеннеди нанесения по Кубе ядерного удара. Президент должен был принять решение 29 октября.

В этой критической ситуации два лидера проявили бла­горазумие. 28 октября СССР открытым текстом заявил о сво­ей готовности убрать ракеты с Кубы. Американская сторо­на отказалась от свержения кубинского правительства во­енным путем, а также убрала свои ракеты из Турции, наце­ленные на СССР.

В конце 60-х — начале 70-х гг. в мире сложились новые реалии — между двумя сверхдержавами и возглавляемыми ими блоками сложился военно-стратегический паритет(равноценность). Это открыло путь к переговорам между СССР и США. В 1969г. участники Варшавского Договора обратились с Призывом к европейским государствам провести общеевро­пейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе. Он встретил положительный отклик стран НАТО и ней­тральных государств. В августе 1970г. в Москве между СССР и ФРГ был под­писан договор, по которому стороны признали послевоен­ные границы в Европе, отказались от применения силы. В сентябре 1971 г, было подписано 4-стороннее соглашение по Западному Берлину, в котором его участники (СССР, США, Англия, Франция) взяли на се­бя обязательство не применять силы (угрожать ею) при ре­шении статуса этого города.

1 августа 1975 г. в Хельсинки главы 33 европейских госу­дарств, США и Канады подписали Заключительный акт Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 10 принципов составили его основу - суверенитет, отказ от применения силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное урегулирование спо­ров, уважение прав человека и основных свобод и др. Это была беспрецедентная акция; казалось, гонке вооружений пришел конец.

В мае 1972 г. состоялся первый в истории визит президен­та США Р. Никсона в СССР. В ходе переговоров было под­писано Соглашение об ограничении стратегических воору­жений (ОСВ-1) и бессрочный Договор об ограничении сис­тем противоракетной обороны (ПРО). В ходе ответного ви­зита Л. И. Брежнева в 1973 г. стороны подписки Договор об основах взаимоотношений СССР и США, в котором констатировалось, что в ядерный век иной альтернативы, кроме мирного сосуществования, нет. Одновременно с этим велись переговоры о заключении нового договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

Эти договоры растопили лед недоверия, способствовали налаживанию контактов в сфере торговли, экономики, куль­туры между Востоком и Западом, вошли в историю как вре­мя разрядки международной напряженности. Однако «по­литика разрядки» продолжалась недолго и скоро пошла на убыль, сменилась новой конфронтацией. Снова началась разорительная для нашей страны гонка вооружений.

В эти годы от СССР дистанцировались Югославия, Ал­бания. Румыния, Северная Корея. Все это свидетельствовало о кризисе мировой социалистической системы.

Введение советских поиск в Афганистан в декабре 1979 г. ради сохранения просоветско­го режима обернулось для страны 10-летней войной, кото­рая унесла жизни более 13 тыс. военнослужащих, свыше 35 тыс. раненых. Эта война подорвала авторитет СССР в мире, спо­собствовала росту политической и социальной напряжен­ности внутри страны.

Наши рекомендации