Глава 7. Киммерийская культура: характеристика племен
Древнейшим известным по своему историческому названию народом, обитавшим в степях Северного Причерноморья, в частности в Нижнем Поднестровье, являются киммерийцы. Об этом когда-то многочисленном и воинственном племени ученые до недавнего времени знали лишь по древним мифам и отрывочным клинописным текстам ассирийских царей. О киммерийцах красочно писали многие известные историки и поэты античного мира: Гомер и Страбон, Гесиод и Каллимах. Пока трудно сказать, когда эти народы вышли на историческую арену - это было неизвестно даже греческим хронографам, которые сообщали, что первое вторжение киммерийцев в Ионию произошло еще при Гомере или незадолго до его рождения.
«Закатилось солнце, - рассказывается в «Одиссее», - и покрылось мглою все в пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Гесиод называет киммерийцев народом «доителей кобылиц», а неустрашимость киммерийских женщин, смело вступавших в бой наравне с мужчинами, стала легендой. Но у «отца истории» Геродота Галикарнасского исторические факты уже решительно преобладают над мифом. В середине V в. до н. э. он посетил греческий город Ольвию. Собственные наблюдения и информация, полученная им от приближенного скифского царя - некоего Тимна, вошли в IV книгу его «Истории». В ней Геродот рассказывает об огромном кургане в низовьях Днестра, показанном ему местными жителями, в котором, по преданию, были похоронены последние киммерийские цари, не пожелавшие покориться скифам и демонстративно перебившие друг друга. «Могилу царей там можно видеть еще и поныне», - писал, в частности, Геродот. Это краткое путевое замечание выдающегося историка античности является, по сути, первым упоминанием о киммерийских древностях Поднестровья.
В наше время мы знаем об этом народе гораздо больше, чем писавшие о нем древнегреческие ученые и поэты. Киммерийць1 оставили потомкам не только легенды о своей бурной истории, но и многочисленные географические названия, которые были широко известны в древнем мире: киммерийские переправы, киммерийские стены, область Киммерия, Боспор Киммерийский, города Киммерик, Киммерий и т. д. Большинство исследователей склоняется к мнению, что группа этих названий была связана с районом Керченского пролива, где найдено множество киммерийских памятников. Да и Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван киммерийским». Сейчас уже нет сомнений, что второй крупной областью, связанной с этим народом, является район Днестра, известного в древности под названием Тирас. Сюда под натиском скифов действительно отступили последние киммерийские племена.
Судя по обнаруженным находкам, жили они здесь не одно десятилетие и успели прочно осесть на этих землях. Киммерийцы не строили городов, и единственным свидетельством их. пребывания в Приднестровье являются редкие курганы, как правило, небольших размеров. Киммерийские захоронения относительно хорошо известны на Украине, но на левобережье Днестра долгое время их не могли обнаружить. И лишь раскопки последнего десятилетия привели к открытию ряда курганных памятников в южной части этого региона. Так, впускное киммерийское захоронение было исследовано у с. Глиное Слободзейского района. Здесь в узкой прямоугольной яме в вытянутом положении на спине лежал костяк взрослого человека, рядом с которым находился характерный сосуд с резным «шахматным» орнаментом. Аналогичное впускное погребение с двумя сосудами было изучено и в кургане у с. Мокра Рыбницкого района.
Но наиболее ценным является открытие хорошо сохранившегося неограбленного киммерийского кургана у п. Слободзея. В центре кургана была обнаружена крупная погребальная камера, в которой лежал в вытянутом положении на спине костяк мужчины. Его сопровождали оружие (длинный железный меч для конного боя), набор конской упряжи для четырех коней (бронзовые удила и костяные псалии), бронзовые украшения (сбруи, каменный оселок и золотое височное кольцо в 5,5 оборота). Погребальный инвентарь однозначно указывает на то, что здесь был захоронен знатный воин, возможно колесничий или вождь племени. Показательно, что курган у с. Глиное был возведен на раннем этапе киммерийской культуры (XI в. до н. э.) и носит многие черты обрядности эпохи бронзы, курган у п. Слободзея - более поздний и датируется последней ступенью предскифского периода - X-IX вв. до н. э.
Разбросанные по всей степи одиночные киммерийские захоронения не составляли сколь-нибудь компактных групп, что свидетельствует о большой подвижности населения, связанного с кочевым скотоводством. Как и у других народов эпохи раннего железного века, у киммерийцев наряду с железными широко использовались и бронзовые изделия. Из бронзы отливались многочисленные наконечники стрел, конская упряжь и крупные котлы. Один из таких котлов был случайно обнаружен во дворе у одной из жительниц с. Олонешты района Штефан Водэ. Другая интересная находка этой культуры была сделана также на правобережье Днестра в одном из курганов у с. Пуркары. Здесь в курганной насыпи был найден клад, состоявший из четырех удил и восьми псалиев, кованных из железа. Конская упряжь была изготовлена по образцу бронзовой, что позволяет предположить существование в Поднестровье в VIII-VII вв. до н. э. местных металлургов-кузнецов, работавших в традициях бронзолитейного производства.
В изготовлении керамики киммерийские племена достигли высокого мастерства. В погребениях этой культуры часто встречаются тщательно сделанные и богато орнаментированные кубки, кубковидные круглотелые сосуды и большие корчаги местного производства. Нередко попадаются сосуды, заимствованные у соседних фракийских племен. Одни из них, с богатой орнаментацией штампами и резьбой, характерны для поселений сахарно-солонченского типа, другие - для памятников шолданештского типа. В некоторых захоронениях Нижнего Поднестровья обнаружены сосуды, аналогичные чернолесской керамике лесостепного Поднепровья.
Связи между киммерийцами и кочевавшими в степях различными группами фракийцев и носителей чернолесской культуры были двусторонними, о чем свидетельствуют находки киммерийского вооружения и конской упряжи на их памятниках. Более того, под киммерийским влиянием происходит формирование так называемой фрако-ким-мерийской культуры в Средней Европе.
Обнаруженные в Поднестровье погребальные памятники говорят о значительном имущественном и, видимо, социальном расслоении киммерийского общества. Особенно показательны в этом плане погребения воинов: в них найдены оружие PI конское снаряжение, свидетельствующие о формировании конной воинской аристократии. Последняя владела совершенным для своего времени вооружением и составляла передовую часть военных отрядов киммерийцев.
Общественный строй у этих племен находился на ранней стадии военной демократии. Киммерийцы еще не представляли собой прочного целостного объединения, а состояли из разобщенных племен или временных союзов со своими вождями - «царями». Подтверждением этому может служить, в частности, и знаменитый рассказ Геродота об изгнании киммерийцев из Северного Причерноморья скифскими племенами. ЕСЛР! следовать повествованиям этого историка, то уже в VII в. до н. э. киммерийцы вынуждены были покинуть северопричерноморские степи. Если же судить по археологическим данным, то ушла лишь небольшая часть племен, тогда как другая осталась и после столкновения со скифами.
Однако к началу греческой колонизации берегов верного моря (VI в. до н. э.) киммерийцев как особого народа в Поднестровье уже не было. Очевидно, к этому времени их остатки окончательно растворились в скифской, а возможно, и фракийской среде.