Виды органов судейского сообщества, органов, содействующих функционированию судебной власти, принципы организации и деятельности.
Семинар 5.
Тема: Органы судейского сообщества и органы, способствующие осуществлению правосудия в Российской Федерации
Виды органов судейского сообщества, органов, содействующих функционированию судебной власти, принципы организации и деятельности.
Судейское сообщество — профессиональное объединение, состоящее из всех без исключения судей федеральных судов всех видов и уровней, судей субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему. Представляя институт обеспечения независимости судей, судейское сообщество посредством создаваемых органов оказывает существенное влияние на формирование судейского корпуса, а также процессы, связанные с организацией и функционированием судов. При этом понятия «судейское сообщество» и «судейский корпус» не являются тождественными. Судейский корпус включает только действующих судей.
Судейское сообщество для выражения интересов судей как носителей судебной власти вправе формировать свои органы. Принятый в марте 2002 г. ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» определил систему органов судейского сообщества.
Следует различать судейское сообщество как объединение, основанное на членстве в нем действующих судей и судей, находящихся в почетной отставке, сформированное в силу ряда федеральных конституционных и федеральных законов, и судейские ассоциации (объединения), образуемые на принципах добровольности и инициативы судей. В научной литературе сложилась позиция, согласно которой судейское сообщество в силу своей правовой природы относится к юридическим сообществам и является публичной корпорацией. Судьи вправе создавать ассоциации и другие профессиональные объединения.
На международном уровне по инициативе судей европейских государств была создана Международная ассоциация судей (далее — МАС), созданная в 1953 г. в г. Зальцбурге (Австрия). Правовая природа МАС характеризуется исключением политического или профсоюзного аспекта ее деятельности. М.И. Клеандров, раскрывая правовую природу данного органа, отмечает, что в соответствии с Уставом (Конституцией) МАС целя- ми Ассоциации являются: защита независимости судебной власти как главное требование к функционированию судебной системы и гарантия человеческих прав и свобод; защита конституционного и этического положения судебной власти; расширение и совершенствование знаний и пониманий судей при возможности: контактов с судьями других стран, ознакомления с сущностью и работой иностранных организаций, иностранными законами, в частности действием этих законов на практике; совместного изучения судебных проблем — региональных, национальных или глобальных в целях установления по ним лучшего решения1 . В числе иных международных объединений судей можно назвать Международную ассоциацию женщин-судей (IAWJ); Ассоциацию европейских судей административных судов; Международное некоммерческое объединение «Европейский форум союза судей по охране окружающей среды». Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами. Основные задачи органов судейского сообщества: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Выделяют также принцип публичности, принцип открытости и принцип гласности.
Принцип открытости выражается в том, что органы судейского сообщества взаимодействуют в рамках, установленных законом, со средствами массовой информации (СМИ). ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» установлен следующий открытый перечень форм информационного взаимодействия (ч. 2 ст. 21): представители редакций СМИ могут присутствовать на заседаниях органов судейского сообщества; они могут быть аккредитованы в органах судейского сообщества, СМИ освещают деятельность органов судейского сообщества, могут получать информацию об их деятельности по запросам, в свою очередь представители органов судейского сообщества могут участвовать в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций СМИ мероприятиях. В настоящее время органы судейского сообщества создают собственные информационные ресурсы и средства массовой информации. Это служит эффективным механизмом доведения до общества сведений о деятельности судов, а также свободного выражения взглядов, мнений представителей судебной власти как по вопросам деятельности судов, так и по иным проблемам, связанным с обеспечением независимости и самостоятельности правосудия, и их открытого обсуждения с институтами гражданского общества. Стоит отметить, что законодательство не обязывает органы судейского сообщества (в отличие от судов) создавать свои официальные сайты, возлагая обязанность по размещению соответствующей информации на органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. В целом деятельность органов судейского сообщества имеет важное стратегическое значение для повышения доверия к судебной власти.
Полномочия, которыми наделены органы судейского сообщества:
• по формированию судейского корпуса государства;
• по оценке профессиональной деятельности судьи и регулированию процедуры карьерного роста;
• по привлечению судьи к дисциплинарной ответственности;
• по правовому регулированию организации деятельности судейского сообщества и формированию этических требований к судьям .