Конфликты в малых социальных группах

Социальная группа — это объединение индивидов, определен­ным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признаваемых ее членами с точки зрения других. Акцент ставится на эмоциональные и ком­муникативные связи. Каждый в группе оказывает влияние на ее членов и одновременно попадает под их воздействие. Важной ха­рактеристикой группы является наличие общих интересов, целей и норм поведения. По размерам социальные группы делятся на: малые (семьи, класс, бригада), средние (коллективы крупных пред­приятий, жители одного города), большие (население страны, класс). Отличительная особенность малых групп— это возмож­ность общения всех членов группы. Такая группа сама может быть частью более крупной социальной формации.

По регламентированности группы делятся на формальные (за­регистрированные официально) и неформальные (группы друзей, единомышленников, семья, кружки по интересам).

Структура и состав малой группы складываются под влиянием внешних социальных и формальных факторов (штатное расписа­ние) и внутригрупповых отношений. Считается оптимальным состав группы не более 7-9 человек. Превышение этой численности при­водит к формированию неформальных группировок в составе груп­пы, что усложняет управление и снижает согласованность в дости­жении поставленных целей.

Конфликты в малых группах могут иметь непосредственное отношение к целям, интересам, правилам поведения в группе либо иметь опосредованное отношение к целям группы, имея чисто эмо­циональный характер. В первом случае индивид будет иметь воз­можность влиять на развитие дальнейших событий в большей мере, если он преследует общие интересы и цели, а не только свои собственные, т.к. групповым интересам всегда придается приори­тетное значение. Частой причиной конфликта как раз и является противоречие интересов группы с потребностями ее отдельных членов. Одной из главных таких потребностей является получение заслу­женного материального и эмоционального вознаграждения. И если индивид осознает несправедливость данной оценки своего труда, то это неминуемо приводит к конфликту. Во время «уравниловки» это было обычной практикой, что негативно сказывалось на про­изводительности труда и качестве производимой продукции. Дан­ный вид конфликта в большинстве своем конструктивен, он вскрыва­ет недостатки в организации работы, укладе группы и способствует их устранению.

Второй вид конфликта возникает зачастую при негативной пси­хологической атмосфере в коллективе либо сам приводит к ее рез­кому ухудшению. Социально-психологический климат—очень важ­ная характеристика жизнеспособности группы. Она обусловлена характером преобладающих в коллективе настроений, степенью Удовлетворенности своей работой и ролью в коллективе и комфорт­ностью самочувствия каждого члена группы. Без достижения положительного психологического климата трудно достигнуть высокой эффективности работы в группе. Слаженности функционирования группы способствуют групповые нормы, одобренные всеми членами сообщества. Они позволяют обеспечивать согласованность ра­боты всех членов группы, но и обеспечивают предсказуемость их поведения, особенно в критических ситуациях.

В. Зигерт и Л. Лам, авторы книги «Руководить без конфлик­тов», приводят некоторые нормы поведения, обеспечивающие со­лидарность и эффективность сотрудничества в группе, а именно:

2) цели и условия работы должны быть ясны и понятны всем парт­нерам;

3) все должны быть ознакомлены с задачами друг друга;

4) необходимо обеспечить свободный объем информации;

5) стремление к компромиссу;

6) комбинирование сильных сторон членов группы при нейтрализации слабых;

7) стремление к общей выгоде, забота об интересах коллектива;

8) персонифицированная ответственность за конкретную работу;

9) необходимость поощрения всех, имеющих отношение к успеху

Наши рекомендации