Конфликты в малых социальных группах
Социальная группа — это объединение индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признаваемых ее членами с точки зрения других. Акцент ставится на эмоциональные и коммуникативные связи. Каждый в группе оказывает влияние на ее членов и одновременно попадает под их воздействие. Важной характеристикой группы является наличие общих интересов, целей и норм поведения. По размерам социальные группы делятся на: малые (семьи, класс, бригада), средние (коллективы крупных предприятий, жители одного города), большие (население страны, класс). Отличительная особенность малых групп— это возможность общения всех членов группы. Такая группа сама может быть частью более крупной социальной формации.
По регламентированности группы делятся на формальные (зарегистрированные официально) и неформальные (группы друзей, единомышленников, семья, кружки по интересам).
Структура и состав малой группы складываются под влиянием внешних социальных и формальных факторов (штатное расписание) и внутригрупповых отношений. Считается оптимальным состав группы не более 7-9 человек. Превышение этой численности приводит к формированию неформальных группировок в составе группы, что усложняет управление и снижает согласованность в достижении поставленных целей.
Конфликты в малых группах могут иметь непосредственное отношение к целям, интересам, правилам поведения в группе либо иметь опосредованное отношение к целям группы, имея чисто эмоциональный характер. В первом случае индивид будет иметь возможность влиять на развитие дальнейших событий в большей мере, если он преследует общие интересы и цели, а не только свои собственные, т.к. групповым интересам всегда придается приоритетное значение. Частой причиной конфликта как раз и является противоречие интересов группы с потребностями ее отдельных членов. Одной из главных таких потребностей является получение заслуженного материального и эмоционального вознаграждения. И если индивид осознает несправедливость данной оценки своего труда, то это неминуемо приводит к конфликту. Во время «уравниловки» это было обычной практикой, что негативно сказывалось на производительности труда и качестве производимой продукции. Данный вид конфликта в большинстве своем конструктивен, он вскрывает недостатки в организации работы, укладе группы и способствует их устранению.
Второй вид конфликта возникает зачастую при негативной психологической атмосфере в коллективе либо сам приводит к ее резкому ухудшению. Социально-психологический климат—очень важная характеристика жизнеспособности группы. Она обусловлена характером преобладающих в коллективе настроений, степенью Удовлетворенности своей работой и ролью в коллективе и комфортностью самочувствия каждого члена группы. Без достижения положительного психологического климата трудно достигнуть высокой эффективности работы в группе. Слаженности функционирования группы способствуют групповые нормы, одобренные всеми членами сообщества. Они позволяют обеспечивать согласованность работы всех членов группы, но и обеспечивают предсказуемость их поведения, особенно в критических ситуациях.
В. Зигерт и Л. Лам, авторы книги «Руководить без конфликтов», приводят некоторые нормы поведения, обеспечивающие солидарность и эффективность сотрудничества в группе, а именно:
2) цели и условия работы должны быть ясны и понятны всем партнерам;
3) все должны быть ознакомлены с задачами друг друга;
4) необходимо обеспечить свободный объем информации;
5) стремление к компромиссу;
6) комбинирование сильных сторон членов группы при нейтрализации слабых;
7) стремление к общей выгоде, забота об интересах коллектива;
8) персонифицированная ответственность за конкретную работу;
9) необходимость поощрения всех, имеющих отношение к успеху