Россия в системе международных отношений на современном этапе
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие
создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
вхождение в европейское и мировое сообщество;
разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
равноправное развитие отношений с США;
противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
Советский Союз распался, положив тем самым конец двухполюсной структуре мира.
- Кардинально изменилось геополитическое положение России, ставшей самостоятельным субъектом мирового сообщества. Нынешние границы РФ на большой протяженности чисто условны и ей еще только предстоит обрести атрибуты государственности в нынешних физических параметрах. Но Россия не только сжалась в размерах - она оказалась в принципиально новом окружении с запада и с юга. Возникшие на территории бывшего СССР Новые Независимые Государства проходят через непростой этап внутренней трансформации;
- Коренным образом изменилось положение России в системе мировых внешнеполитических координат. Распад Организации Варшавского Договора вызвал радикальные перемены в мировом балансе сил, мировой политике. С одной стороны, эти процессы устранили угрожавшее самому существованию планеты глобальное противостояние двух систем, уменьшили опасность возникновения всеобщей войны, ликвидировали блоковую структуру мира, где наряду с геополитическим соперничеством сверхдержав определяющим фактором было непримиримое идеологическое противостояние, взаимное недоверие и вражда. С другой стороны - мир с уходом конфронтации, непосредственного противоборства двух систем не стал спокойнее, надежнее, стабильней. На смену прежнему противостоянию, где участники были предопределены, а условия жестко заданы, пришла многомерная конфронтация, опасная своей непредсказуемостью. Она чревата неуправляемой эскалацией, замешена не на идеологии, а на национализме. Причем характерно, что сегодня значительная часть 60 с лишним региональных конфликтов и локальных войн, полыхающих в мире, происходит на территории Европы, до недавнего времени не имевшей ни одного вооруженного конфликта.
Изменилось и положение России в мире. Утратив многие атрибуты сверхдержавы, она пребывает в мучительном поиске основ новой внешней политики как в отношениях с ближайшими соседями, так и в мире в целом.
Ныне Россия больше не участвует в глобальной борьбе за лидерство, хотя бы и в неантагонистических формах. Идет объективный процесс регионализации Российской Федерации как державы, ограничения круга ее интересов зоной ближнего зарубежья и традиционных соседей. Дуга локальных кризисов и конфликтов с косвенным участием России передвинулась от Никарагуа, Анголы и Камбоджи на ближние подступы к РФ.
Любые расчеты на возрождение российской мощи на мировой арене должны опираться на восстановление народнохозяйственного комплекса и превращение ближнего зарубежья из зоны конфликтов в интеграционное пространство, всяческое содействие отечественному производителю и капиталу.
В условиях резкого сужения возможностей России даже самая правильная и взвешенная стратегия действий на мировой арене больше не гарантирует хотя бы минимального успеха, если натолкнется на противодействие крупных держав - слишком велика диспропорция сил и средств.
Рефлективность в политике России, особенно в глобальных вопросах, станет скорее правилом, чем исключением; это неизбежно потребует повышения оперативности руководства внешнеполитическими действиями. Российская Федерация утрачивает инициативную роль в международных отношениях, не говоря уже о контроле над развитием мировых процессов, все больше становясь объектом активной политики иностранных государств и организаций. В перспективе вопрос о зарубежном влиянии на решения, принимаемые в Москве, может встать в плоскость борьбы иностранных держав, прежде всего США и Германии, за влияние в России.
Уже сегодня правильнее говорить не о российской внешней политике как таковой, а шире - о России в международных отношениях, которые начинаются для нее не с ближнего зарубежья, а с Москвы.
46.Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР: причины,характер ,последствия.
1)На протяжении многих десятилетий в стране происходил процесс огосударствления наций, они создавались без учета реальных потребностей и интересов людей коренной нации и национальных меньшинств. Искусственно выделялись такие административно-государственные единицы как союзные и автономные республики, национальные округа и области. Не существовало четких и ясных критериев, помимо идеологических, которые давали бы возможность, например, провести строгое разграничение между союзными и автономными республиками. Различные национально-этнические общности в зависимости от политического и административно-территориального статуса наделялись различными правами, степенью экономической самостоятельности. Как отмечает С.Кордонский, нации были превращены в "социально-учетные группы" наряду с другими элементами государственной политики, а руководители национальных республик должны были регулярно докладывать о своих достижениях в области экономики, культуры, грамотности и других показателях. Реальный процесс развития наций подменялся социально-статистическими показателями "расцвета и сближения наций"
Искусственное вторжение государства в процесс национальных отношений с самыми благими намерениями, за которыми скрывались идеологические догмы КПСС о создании бесклассового общества и построении коммунизма в СССР, на практике принимало форму насильственного окультуривания и "втягивания людей в прогресс на канате". Фактически такая политика означала консервацию прежнего дореволюционного уровня развития наций и отношений между различными этническими группами, хотя развивались эти отношения в новых условиях.
2) Второй большой круг проблем, повлиявших на обострение национально-этнических отношений в бывшем СССР, заключается в самой природе этничности; точнее порождаемых ею специфических взаимосвязях личности и этнической группы. Принадлежность человека к определенному классу, или социальному строю и этническая принадлежность - это явления разного порядка. Принадлежность к этносу связана с культурно-историческими истоками формированиями личности, его мировоззрения, чувствами патриотизма и любви к Родине, к окружающим его людям того же этноса.
В настоящее время межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70 зон потенциальных межнациональных конфликтов (Рукавишников В.О. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социол. исслед. - 1992. - № 3. С.18), некоторые из которых к 1995 г. привели к человеческим жертвам, а в Чечне - даже к крупномасштабным военным действиям.
В заключении лекции, несколько слов о судьбе Российской Федерации, являющейся многонациональной республикой. Существует весьма распространенная точка зрения, что межнациональные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, могут с такой же интенсивностью проявиться и в межэтнических отношениях на территории России (Солодухин Ю. Грозит ли Российской Федерации участь Советского Союза? // Диалог. - 1993. - № 1). Действительно, эти конфликты не обошли стороной и Россию, но в большей мере проявились они именно в странах ближнего зарубежья. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что негативные последствия национальной политики КПСС больше всего сказались именно на русской нации: выполняя роль главной, ведущей нации, будучи "оплотом интернационализма" русский народ не смог в достаточной мере выработать национального самосознания, утратил многие прежние национально-культурные особенности. Процесс восстановления самобытной русской культуры начался лишь в самые последние годы, когда пресса заговорила о "русской идее" и глубинных корнях отечественной культуры.
Выполняя роль "народа-интернационалиста", Россия как ни одна другая республика, давала возможность проживания на своей территории представителям всех других этнических групп. В Москве, например, в 1993 г., сейчас эта картина почти нисколько не изменилась, проживают представители почти всех национальностей.Наряду с этим за пределами Российской Федерации до последнего времени проживало примерно 55 млн. чел. (сейчас цифра уменьшилась в связи с усилением миграции русского населения из бывших республик), особенно велика была доля русского населения в республиках Прибалтики, в Казахстане, Белоруссии, на Украине и др. Одна из самых актуальных проблем в связи с этим - положением русского населения в бывших республиках СССР, где, как уже отмечалось, очень сильны тенденции этноцентризма и рост националистических настроений. Отметим в этой связи некоторые тенденции развития взаимоотношений русской нации с другими этническими группами.
Во-первых, это утрата прежнего достаточно высокого статуса русской нации. Правительства некоторых новых национальных государств открыто проводят политику выживания представителей русской этнической группы, лишая их политических и гражданских прав. Русским теперь приходится довольствоваться статусом национальных меньшинств, они вынуждены бороться за свои социально-экономические права, отстаивать интересы своей этнической группы в экономике, политике, культуре. Несмотря на поддержку правительства России, многие русские вынуждены мигрировать из Эстонии, Литвы, Латвии и др. республик.
Вторая проблема связана с ростом сепаратистских тенденций на территориях России. Ряд крупных республик, таких как Башкирия, Татарстан, Якутия, Бурятия, заявили о создании собственной государственности и не ставя вопрос о выходе из Российской Федерации, вместе с тем, проводят линию на расширение своих прав в хозяйственных, финансовых, социальных областях и внешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русского населения во многих республиках, его культурная интеграция с местными этническими группами, входящими в состав Российской Федерации, служит серьезным противовесом сепаратистским тенденциям.
Какова дальнейшая судьба Российской Федерации как многонационального государства, в настоящее время предсказать трудно. Однако хочется надеяться, что до развала российского государства дело не дойдет, так как слишком многое объединяет русских с представителями других этнических групп: общая историческая судьба, сходные социально-экономические задачи, близость этнических культур и т.д.