Виды публичных выступлений по цели
Тема № 7. Основы ораторского мастерства
План практического занятия
1. Ораторское искусство и его истоки. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме.
2. Определение понятия «ораторская речь».
3. Роды и виды ораторской речи.
4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала; начало, развертывание и завершение публичной речи.
5. Оратор и слушатель: секреты успеха – логические и интонационно-мелодические закономерности, выразительность публичной речи.
Методические указания по изучению дисциплины (для курсантов)
При подготовке по первому вопросу следует иметь в виду, что важнейшим условием появления ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным вопросам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны.
Это обнаружилось еще в Древней Греции. По свидетельству историков, Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших ораторов, политиков, мыслителей, поэтов, создали бессмертные произведения культуры. Крупной политической силой, культурным достижением было ораторское искусство и в Древнем Риме.
При подготовке по второму вопросу необходимо запомнить, что термин ораторское искусство (лат. ōrātōria) античного происхождения. Его синонимом является греческое слово риторика (гр. rhētorike) и русское красноречие.
Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Кроме того, современный исследователь Е.А. Ножин утверждает, что ораторское искусство – это не искусство, а один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым может всякий грамотный человек в результате упорного труда.
Основы ораторского искусства.Ораторской речью называют убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т. п.
Выделяются следующие особенности ораторской речи:
- ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц, однородных или неоднородных по таким параметрам, как образование, культура слушания, подготовленность к восприятию, эмоциональный настрой, внутренние установки и т. д. Следовательно, ораторская речь – это речь публичная;
- в ораторских выступлениях ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость. При этом ставятся задачи воздействия на ум, чувства, действия людей, то есть задачи убедить их в чем-то; вызвать определенные чувства, подъем духа, воодушевить; повлиять на поведение, поступки людей. Эти задачи ораторских выступлений берут свое начало от традиций Древней Греции, где риторика складывалась и развивалась прежде всего как ораторское искусство. Итак, ораторское выступление – это речь убеждающая, воздействующая;
- ораторская речь отличается своей особой, нередко приподнятой эмоциональностью, подъемом, пафосом. Вспомним слова Аристотеля, который писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, если даже он не говорит ничего основательного. Подытожим, ораторская речь – это речь публичная, воздействующая, эмоциональная.
Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определённые товары, продукты и т. п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.
Композиция публичного выступления
Устное публичное выступление имеет смысловое построение – композицию – структурно-смысловое содержание текста.
Композиция выступления трехчастная (вступление, основная часть, заключение), так как аудитория ждет такого построения устного публичного выступления и это облегчает его восприятие.
Структура речи:
Вступление состоит из зачина и завязки.
Цели зачина:
1) подготовить аудиторию к восприятию материала;
2) установить контакт, взаимопонимание, доверие;
3) овладеть вниманием аудитории, заставить слушать.
Цели завязки:
1) сообщить тему текста;
2) заинтересовать постановкой проблемы
3) заявить основной тезис (основную мысль);
4) показать актуальность обсуждаемых вопросов для данной аудитории.
Основная часть состоит из изложения, доказательства (аргументации) и опровержения.
Цель изложения – сформулировать основной тезис и развернуть его.
Цели доказательства:
1) обосновать (аргументировать) точку зрения;
2) проиллюстрировать теоретические положения примерами;
3) убеждение и побуждение.
Опровержение присутствует только в аргументирующей речи, целью его также является убеждение и побуждение.
Заключение состоит из собственно заключения и абсолютного конца речи.
Цели собственно заключения:
1) напоминание основного тезиса;
2) обобщение (нужно сформулировать словами обобщающий вывод);
3) призыв для того, чтобы мобилизовать слушателей на некоторую реакцию.
Цели абсолютного конца:
1) усилить интерес к предмету;
2) закрепить впечатление о речи;
3) соблюсти этикет, протокол (Какие будут вопросы? До свидания).
Сильные позиции устного публичного выступления – это вступление и заключение, следовательно, говорить там необходимо самое главное, поэтому эффективная рамочная конструкция построения устного публичного выступления (Цель нашей лекции… Итак, мы установили, что...). В разнородной или неподготовленной аудитории важную информацию лучше давать в перечислении (Во-первых, во-вторых…); в аудитории единомышленников – в конце выступления; в нейтральной, незаинтересованной, критически настроенной – в начале.
Обязательное условие – структура (логика) публичного выступления должна обнаруживаться и быть понятной для слушателей. Для этого можно обозначить структурные части особыми словами (Начну с..., теперь перейду к..., и, наконец, о..., в заключение отмечу, что...); паузами, понижением тона; числительными (не более 3).
При подготовке по третьему вопросу нужно иметь в виду, выделяются такие виды красноречия, как дискуссионные и полемические речи, такая эффективная форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.
Кроме того, исследователи выделяют парламентское красноречие как разновидность социально-политического, дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта), военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв), торговое красноречие (реклама), лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций), диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).
Виды публичных выступлений по цели
По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:
Информационное
Протокольно-этикетное
Развлекательное
Убеждающее
1. Цель - сообщить некоторую информацию.
Такая речь называется информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.
2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый, ритуал, протокол, соблюсти этикет.
В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.
3. Цель - развлечь собравшихся.
В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
4. Цель - убедить.
Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлений, возможны другие варианты.
Виды публичных выступлений по форме.В риторике различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления):
Доклад
Сообщение
Выступление
Лекция
Беседа
Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему. Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).
Сообщение - небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу.
Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке - в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20 -30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).
Беседа - развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая - не более 20-30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.
В академическое красноречие включаются три основных вида: собственно академическое (в среде ученых – научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция).
При подготовке по четвертому вопросу необходимо понять, что выбор темы не более значим, чем ее формулировка. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.
Оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Надо иметь в виду, что цель речи формулируется не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи.
Подбор материалов для ораторской речи требует времени, поэтому подготовку к выступлению надо начинать заранее. На этом этапе подготовки к выступлению у оратора формируется необходимый для него навык отбора литературы. Психолог В. Сахаров рекомендует следующие действия, которые способствуют формированию этого навыка: припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления, просмотр личной библиотеки, просмотр каталогов в библиотеке. Чтение литературы по теме выступления, записывание наиболее важного из прочитанного – трудоемкий этап подготовки публичного выступления. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы.
Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить подобранный материал, в какой последовательности его излагать. Организация материала в речи, расположение всех его частей определяется замыслом оратора, содержанием выступления.
Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.
В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. Продумывая заключение, особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал.
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.
Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности: описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Однако каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.
Продумывая композицию основной части выступления, оратор должен определить, какие ораторские приемы он будет использовать с целью привлечения внимания слушателей. Одним из самых интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того, чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется. К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора.
При подготовке по пятому вопросу следует учесть, что самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.
Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию. Оратору надо уметь на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. Поскольку аудитории нет дела до личных переживаний оратора, ему надо уметь скрыть свое настроение. Установлению контакта со слушателями способствует и поведение оратора. Оратор должен вести себя естественно, говорить уверенно, часто обращаться к слушателям, держать весь зал в поле зрения. Лишние механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.
Одежда оратора должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Единство слова и дела – одно из главных требований, предъявляемых оратору, важнейшее условие взаимопонимания. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.
Задание 1. Проанализируйте высказывание Цицерона, определите, в чем состоит сложный характер взаимоотношений оратора и аудитории:
Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего… Сколько раз мы выступаем, столько раз над нами совершается суд;
…Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками.
Задание 2. С кем из двух величайших мыслителей древности – Демосфеном или Цицероном - вы согласны в определении требований к личности оратора?
…Ценность представляет не сама по себе речь оратора и не звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа и насколько ненавидит и любит тех же людей, каких и отечество (Демосфен, речь «О венце»);
…Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев (Цицерон, трактат «Об ораторском искусстве»).
Сформулируйте ваше представление об идеальном современном ораторе.
Задание 3.В сочинениях абитуриентов были отмечены стилистические ошибки. Найдите их в приведенных ниже предложениях и объясните, чем они вызваны. Какие еще нарушения норм вы можете отметить в этих предложениях?
1. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой березкой. 2. Все боятся Кабанихи. Вот и Тихон сваливается от матери к стакану. 3. Монолог Андрея с деревом можно назвать диалогом, который здорово влияет на композицию романа «Война и мир». 4. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ничего себе, отдохнул! 5. Часто, если кто из пары не нравится, родители едят их. 6. Печорин – человек средних лет, то есть он уже много покрутился на своем веку, но еще не консерватор. 7. Салтыков-Щедрин пишет про маленькую рыбку. Эта рыбка жила себе на дне и была очень одинокой, у нее даже не было жены. И в этом глядится действительность русской жизни, потому что рыбка – это одинокий помещик без жены.