Динамика и типология этнонациональных конфликтов
Важное значение для понимания особенностей конкретных ситуаций и выработки мер по их урегулированию имеет учет стадий развертывания этнонациональных конфликтов, а также тех основных сил и движений, которые действуют на них и определяют их течение. Этнонациональный конфликт позволяет более детально раскрыть процесс и механизмы их детерминации. Так, он позволяет показать, что появление национально-патриотических и особенно национально-радикальных движений переводит этнонациональный конфликт из потенциальной в актуальную стадию и знаменует начало выработки четких и твердых притязаний и позиций в нем, находящих выражение в программных документах и декларациях этих движений.
Как правило, эта стадия, в случае дальнейшей эскалации конфликта, служит подготовкой к следующей стадии – конфликтных действий, становящихся в ходе нарастания остроты конфликта все более насильственными. По мере накопления жертв и потерь, конфликт на этой стадии делается все менее управляемым и цивилизованно разрешимым. Тем самым развитие этнонациональной конфронтации все больше подводит конфликт к черте, за которой может последовать национальная катастрофа, и потому жизненно необходимыми становятся меры по его скорейшему ослаблению и умиротворению, такие как посредничество, консультирование, переговорный процесс и т.п., нацеленные на достижение национального консенсуса или, по крайней мере, компромисса.
Результативность достижения последних, в особенности консенсуса, является показателем того, в какой мере приведены в действие демократические и гуманистические способы урегулирования и разрешения этнонациональных конфликтов, позволяющие нейтрализовать националистические установки и конфронтационные устремления их участников и помочь каждому из них перейти от жесткого или даже насильственного противодействия национальных общностей и их представителей к эффективному и согласованному взаимодействию с ними ради совместного удовлетворения коренных потребностей и интересов всех участников возникшей межэтнической коллизии. Развертывание этого процесса означает укоренение и закрепление общедемократического принципа приоритетности и неотъемлемости прав и свобод каждого человека в специфической сфере межнациональных отношений.
На практике любой этнонациональный конфликт имеет стадиальную динамику развития (поэтапное возрастание степени напряженности), которая, например, может развиваться по следующему сценарию.
В период зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения региона, национальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлениям “чуждой” культуры. Эту стадию называют ценностно-символической.
Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. На этой статусной стадии конфликта этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу.
И, наконец, следующая стадия может довести развитие конфликта до выдвижения либо территориальных притязаний в рамках данного этнологического государства, либо притязаний на создание новой этнонациональной государственности, на изменение территориальных границ существующего политического пространства. На этой стадии этническая группа может прибегнуть к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.
Каждая из отмеченных стадий развития конфликта характеризуется, в свою очередь, соответствующим состоянием, типами и формами практических взаимоотношений этносов. Так, для первой стадии основным становится состояние межэтнического отчуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением неизбежных – профессиональных или бытовых. Иными словами, речь идет об увеличении социокультурной дистанции. Отчуждение при этом усиливается культурными различиями этносов, их несхожими стереотипами поведения.
По мере развития конфликтной ситуации состояние отчуждения перерастает в состояние этнической неприязни, при которой недостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политики экстраполируются на соответствующую этническую общность. Состояние неприязни при соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро может привести к насильственным действиям, которые в обыденном сознании чаще всего и расцениваются как собственно конфликт. В этом случае этнонациональный конфликт становится формой политического действия и средством достижения политических целей. В то же время любой этнонациональный конфликт представляет собой одну из разновидностей социальных конфликтов наряду с религиозными, расовыми, межгосударственными.
Существует несколько типов классификаций этнонациональных конфликтов.
Если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ,то можно выделить следующие типы этнонациональных конфликтов:
межгосударственные, внешние конфликты;
региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;
конфликт между Центром и регионом (например, субъектом Федерации). Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта Федерации он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости (например, российские Федеративные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты – как внешнюю агрессию России против независимой Республики Ичкерия);
местные конфликты – между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте Федерации).
Необходимо отметить, что многие этнонациональные конфликты можно назвать ложными из-за высокой составляющей эмоционального характера. Слишком высокая степень эмоциональной насыщенности затрудняет адекватное восприятие ситуации и противоположной стороны, рождая ложные образы и опасения, агрессивность и дегуманизируя восприятие оппонентов.
Многие этнонациональные конфликты можно смело обозначить и как замещенные конфликты. Поскольку часто антагонизм интересов направлен на этническую группу, которая реально не является участником конфликта, а замещает какие-либо иные интересы и соображения. Так, часто “национальная карта” разыгрывается в борьбе этнополитических элит за передел постимперского наследия.
По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.
Этнонациональные конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами– бунтами, конфликтами– погромами.
Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к ненасильственным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Формой ненасильственных конфликтов также являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения.
Каждая из указанных форм отличается своими действующими лицами, или основными субъектами конфликта. При институциональной форме главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти.
При манифестизирующей форме конфликта субъектом выступают уже значительные массы людей, поэтому данную форму конфликта называют еще конфликтом “массовых действий”. Само по себе понятие “массовые действия” относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления.
Если все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию (чувство безысходности) в этнических группах, то насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями.
Другой тип классификации конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. Типологизация на основе содержания конфликтов, целевых устремлений конфликтующих сторон в настоящее время является самой актуальной и распространенной. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей: от этнополитических до этнотерриториальных.
В этом случае выделяются статусные этнонациональные конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований (например, это характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан), для ряда бывших автономий (Татарстан), которые стремились подняться до уровня союзных республик). За повышение статуса республики до уровня конфедеративных отношений ведут конфликт абхазы с грузинами. К этому же типу конфликтов можно отнести движения за создание своих национальных образований, например, ингушей в Чечено-Ингушетии, ногайцев, лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии. Автономистские движения были среди таджиков Узбекистана, узбеков Кыргызстана, кыргызов Горного Бадахшана в Узбекистане.
Такие конфликты можно привести к компромиссу за счет изменения системы государственного устройства путем перераспределения властных полномочий от центрального правительства к органам управления этнотерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформированном виде.
Этнотерриториальный тип этнонационального конфликта предполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. Современные этнотерриториальные конфликты, в основном, являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Другие конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).
В эту группу конфликтов также входят конфликты, вызванные стремлением некоторых этносов воссоединиться с соседним “материнским” или “родственным” государством (косовские албанцы). Такие конфликты самые трудные для разрешения, так как компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть либо подавлен силой, либо разрешен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства.
К этой же группе относятся социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.
Эти конфликты можно привести к компромиссному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.
Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества или путем признания территориальной автономии этнических меньшинств.
Анализ разного типа этнонациональных конфликтов и форм их проявления позволил конфликтологам разделить этнонациональные конфликты на три категории: конфликты стереотипов; конфликты идей; конфликты действий.
Первый тип этой классификации подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ “недружественного соседа”, “нежелательной группы” (с этого начинался армяно-азербайджанский конфликт).
Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться “историческое право” какого-либо этноса на самостоятельную государственность (например, как это было в Эстонии, Литве, Грузии, Татарстане и других республиках СССР), или на территорию (например, как это было в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии).
Третий тип конфликта по этой классификации – конфликт действий – означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.
Возможна также классификация этнонациональных конфликтов по особенностям противостоящих сторон. В этом случае выделяются конфликты между этнической группой и государством (например, Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных государств) и конфликты между этническими группами (например, погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области).
Приведенные типологии, как и все другие, имеют достаточно условный характер, поскольку любой этнонациональный конфликт одновременно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.