Динамика и типология этнонациональных конфликтов

Важное значение для понимания особенностей конкретных ситуаций и выработки мер по их урегулированию имеет учет стадий развертывания этнонациональных конфликтов, а также тех основных сил и движений, которые действуют на них и определяют их течение. Этнонациональный конфликт позволяет более детально раскрыть процесс и механизмы их детерминации. Так, он позволяет показать, что появление национально-патриотических и особенно национально-радикальных движений переводит этнонациональный конфликт из потенциальной в актуальную стадию и знаменует начало выработки четких и твердых притязаний и позиций в нем, находящих выражение в программных документах и декларациях этих движений.

Как правило, эта стадия, в случае дальнейшей эскалации конфликта, служит подготовкой к следующей стадии – конфликтных действий, становящихся в ходе нарастания остроты конфликта все более насильственными. По мере накопления жертв и потерь, конфликт на этой стадии делается все менее управляемым и цивилизованно разрешимым. Тем самым развитие этнонациональной конфронтации все больше подводит конфликт к черте, за которой может последовать национальная катастрофа, и потому жизненно необходимыми становятся меры по его скорейшему ослаблению и умиротворению, такие как посредничество, консультирование, переговорный процесс и т.п., нацеленные на достижение национального консенсуса или, по крайней мере, компромисса.

Результативность достижения последних, в особенности консенсуса, является показателем того, в какой мере приведены в действие демократические и гуманистические способы урегулирования и разрешения этнонациональных конфликтов, позволяющие нейтрализовать националистические установки и конфронтационные устремления их участников и помочь каждому из них перейти от жесткого или даже насильственного противодействия национальных общностей и их представителей к эффективному и согласованному взаимодействию с ними ради совместного удовлетворения коренных потребностей и интересов всех участников возникшей межэтнической коллизии. Развертывание этого процесса означает укоренение и закрепление общедемократического принципа приоритетности и неотъемлемости прав и свобод каждого человека в специфической сфере межнациональных отношений.

На практике любой этнонациональный конфликт имеет стадиальную динамику развития (поэтапное возрастание степени напряженности), которая, например, может развиваться по следующему сценарию.

В период зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения регио­на, национальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлени­ям “чуждой” культуры. Эту стадию называют ценностно-символической.

Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этниче­скую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. На этой статусной стадии конфликта этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и стано­вится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу.

И, наконец, следующая стадия может довести развитие конфлик­та до выдвижения либо территориальных притязаний в рамках данного этнологического государства, либо притязаний на созда­ние новой этнонациональной государственности, на изменение территориальных границ существующего политического простран­ства. На этой стадии этническая группа может прибегнуть к сило­вым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.

Каждая из отмеченных стадий развития конфликта характери­зуется, в свою очередь, соответствующим состоянием, типами и формами практических взаимоотношений этносов. Так, для первой стадии основным становится состояние межэтнического от­чуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением неизбежных – профес­сиональных или бытовых. Иными словами, речь идет об увеличе­нии социокультурной дистанции. Отчуждение при этом усилива­ется культурными различиями этносов, их несхожими стереоти­пами поведения.

По мере развития конфликтной ситуации состояние отчужде­ния перерастает в состояние этнической неприязни, при которой недостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политики экстраполируются на соответствующую этническую общность. Состояние неприязни при соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро может привести к насильствен­ным действиям, которые в обыденном сознании чаще всего и расцениваются как собственно конфликт. В этом случае этнонациональный конфликт становится формой политического действия и средством достижения политических целей. В то же время любой этнонациональный конфликт представляет собой одну из разновидностей со­циальных конфликтов наряду с религиозными, расовыми, межго­сударственными.

Существует несколько типов классификаций этнонациональных конфликтов.

Если взять за основание классификации терри­торию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ,то можно выделить следующие типы этнонациональных конфликтов:

межгосударственные, внешние конфликты;

региональные конфликты между различными этносами, раз­деленными общей административной (внутрифедеральной) гра­ницей в рамках единого государства;

конфликт между Центром и регионом (например, субъек­том Федерации). Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта Федерации он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости (например, российские Федера­тивные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты – как внешнюю аг­рессию России против независимой Республики Ичкерия);

местные конфликты – между различными этническими об­разованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте Федерации).

Необходимо отметить, что многие этнонациональные конфликты можно назвать ложными из-за высокой составляющей эмоционального характера. Слишком высокая степень эмоциональной насыщенности затрудняет адекватное восприятие ситуации и противоположной стороны, рождая ложные образы и опасения, агрессивность и дегуманизируя восприятие оппонентов.

Многие этнонациональные конфликты можно смело обозначить и как замещенные конфликты. Поскольку часто антагонизм интересов направлен на этническую группу, которая реально не является участником конфликта, а замещает какие-либо иные интересы и соображения. Так, часто “национальная карта” разыгрывается в борьбе этнополитических элит за передел постимперского наследия.

По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латент­ные конфликты могут существовать десятилетиями и более и пе­рерастать в открытые лишь в определенных общественных усло­виях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.

Этнонациональные конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тя­желых вооружений; кратковременных вооруженных столкнове­ний, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфлик­тами– бунтами, конфликтами– погромами.

Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к ненасильственным. Среди них выделяются институциональные фор­мы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конститу­ций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Формой ненасильственных конфликтов также являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского непо­виновения.

Каждая из указанных форм отличается своими действующими лицами, или основными субъектами конфликта. При институцио­нальной форме главными действующими лицами являются власт­ные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти.

При манифестизирующей форме конфликта субъектом высту­пают уже значительные массы людей, поэтому данную форму конфликта называют еще конфликтом “массовых действий”. Са­мо по себе понятие “массовые действия” относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления.

Если все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию (чувство безысходности) в этнических группах, то на­сильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными пе­реселениями.

Другой тип классификации конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. Типологизация на основе содержания конфликтов, целевых устремлений конфликтующих сторон в настоящее время является самой актуальной и распространенной. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей: от этнополитических до этнотерриториальных.

В этом случае выделяются статусные этнонациональные конфликты, возникающие в резуль­тате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих нацио­нальных образований (например, это характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан), для ряда бывших автономий (Татарстан), которые стремились подняться до уровня союзных республик). За повышение статуса республики до уровня конфедеративных отношений ведут конфликт абхазы с грузинами. К этому же типу конфликтов можно отнести движения за создание своих национальных образований, например, ингушей в Чечено-Ингушетии, ногайцев, лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии. Автономистские движения были среди таджиков Узбекистана, узбеков Кыргызстана, кыргызов Горного Бадахшана в Узбекистане.

Такие конфликты можно привести к компромиссу за счет из­менения системы государственного устройства путем перераспре­деления властных полномочий от центрального правительства к органам управления этнотерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформи­рованном виде.

Этнотерриториальный тип этнонационального конфликта предполага­ет притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом ос­паривается право другого этноса проживать на спорной террито­рии. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. Современные этнотерриториальные конфликты, в основном, являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Другие конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной ав­тономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, соци­альной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).

В эту группу конфликтов также входят конфликты, вызванные стремлением некоторых этносов воссоединиться с соседним “материнским” или “родственным” государством (косовские ал­банцы). Такие конфликты самые трудные для разреше­ния, так как компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть либо подавлен силой, либо разрешен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства.

К этой же группе относятся социально-экономические кон­фликты, возникающие на основе требования выравнивания уров­ня жизни у представителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи дру­гим народам.

Эти конфликты можно привести к компромиссному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.

Культурно-языковые конфликты возникают на основе требова­ний оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или обще­ственной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изме­нения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества или путем признания территориальной автономии эт­нических меньшинств.

Анализ разного типа этнонациональных конфликтов и форм их прояв­ления позволил конфликтологам разделить этнонациональные конфликты на три категории: конфликты стереотипов; конфликты идей; конфликты действий.

Первый тип этой классификации подразумевает такой харак­тер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппо­нента создают негативный образ “недружественного соседа”, “нежелательной группы” (с этого начинался армяно-азербай­джанский конфликт).

Характерной чертой второго типа этой классификации являет­ся выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средст­вах массовой информации, в литературе и других средствах ком­муникации начинает обосновываться “историческое право” како­го-либо этноса на самостоятельную государственность (например, как это было в Эстонии, Литве, Грузии, Татарстане и других республиках СССР), или на территорию (например, как это было в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии).

Третий тип конфликта по этой классификации – конфликт дей­ствий – означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, от­крытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.

Возможна также классификация этнонациональных конфликтов по особенностям противостоящих сторон. В этом случае выделяются конфликты между этнической группой и государством (например, Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных госу­дарств) и конфликты между этническими группами (например, погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбека­ми в Ошской области).

Приведенные типологии, как и все другие, имеют достаточно услов­ный характер, поскольку любой этнонациональный конфликт одновре­менно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.

Наши рекомендации