Контроль в государственном управлении

Контроль - неотъемлемая часть управления, без которого квалифицированное руководство невозможно. Он осуществляет­ся государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использовани­ем государственно-властных полномочий.

Органы, осуществляющие контроль в государственном уп­равлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все пре­доставленные ему полномочия.

Существуют формы контрольной деятельности: провер­ка, наблюдение за действиями контролируемого, экспертиза, зас­лушивание отчетов, информации и сообщений, координация де­ятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб, изуче­ние деловых и личных качеств кандидатов на замещение долж­ностей и др.

Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятель­ности подконтрольного объекта. Назначение специального кон­троля состоит в осуществлении проверки деятельности подкон­трольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

По стадиям проведения контроля выделяют предваритель­ный, текущий и последующий контроль. Цель предварительно­го контроля состоит в предупреждении, профилактике правона­рушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния за­конности и дисциплины, вынесение оценки правильности совер­шаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответству­ющих решений, предписаний контролирующих органов.

По отношениям (связям) субъектов контроля с государ­ством контроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными орга­нами и их должностными лицами. Общественный контроль осу­ществляется общественными объединениями: профессиональны­ми союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.

По характеру деятельности контроль может быть вне­шним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в сис­тему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль прово­дится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений.

Существуют и иные виды контроля.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и харак­тера их полномочий можно выделить:

• контроль Президента Республики Беларусь;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларуси

довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Рес­публики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами.

Основные направления контрольной деятельности Пре­зидента Республики Беларусь:

• контроль в процессе формирования органов управления;

• контроль за содержанием деятельности аппарата государствен­ного управления, фактическими результатами, качеством ру­ководства;

• контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

• контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

• контроль за обеспечением и охраной прав граждан и обще­ственных организаций в области государственного управле­ния.

Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.

Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь- определены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь:

Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра;

заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правитель­ству.

Палата представителейосуществляет контроль за деятель­ностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республи­канского бюджета и отчет о его исполнении, об основах соци­альной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республикидает согласие на назначение Президен­том Председателя и членов Правления Национального банка. Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных орга­нов, образуемых или избираемых Парламентом.

Местные Советы депутатовосуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответству­ющим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их ком­петенции.

Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает от­чет исполкома.

Местные советы депутатов осуществляют контроль за ис­полнительными комитетами. При этом сфера этого контроля более широкая по сравнению с контролем Национального со­брания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммуналь­ной собственности (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). 15 соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Особым методом контроля представительных органов госу­дарственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов, которые рассматриваются на сес­сиях Советов и по которым принимаются соответствующие ре­шения.

К органам исполнительной власти,осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, районные администрации).

В системе исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный, надведомственный контроль (некоторые авторы выделяют еще и внутренний контроль).

Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции. Так, Совет Министров Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, местных органов управления; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.

Правительство Республики Беларусь имеет право отменять акты министерств, других республиканских органов государствен­ного управления, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, рас­поряжений Премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государствен­ного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.

Исполнительные комитеты осуществляют контроль за дея­тельностью нижестоящих исполкомов, а также за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений (например, уп­равление торговли, образования).

Ведомственный контроль осуществляется органами еди­ной системы в пределах подведомственности. Иными словами, данный вид контроля осуществляется руководителями отрасле­вых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри этих органов собственными силами, обыч­но в форме проверок и ревизий. Контрольные полномочия соот­ветствующих органов и должностных лиц, как правило, регла­ментируются в актах, определяющих компетенцию органа.

Формы и методы контроля зависят от масштаба деятельно­сти каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерств и их структурных подразделениях и распределяются контрольны полномочия между звеньями их аппарата.

Ведомственный контроль позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.

Надведомственный контрольосуществляется органами межотраслевой компетенции. Данный вид контроля осуществляют, например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.

Все органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями и вправе произво­дить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам про­верок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и органи­зациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.

Наши рекомендации