Принцип состязательности сторон и равноправия сторон
Согласно ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Несмотря на то что данный принцип должен распространяться на все стадии уголовного судопроизводства, в полной мере он проявляется лишь на судебных стадиях.
Состязательность и равноправие сторон означают следующие пять правил:
1) функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга; они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;
2) исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель);
3) стороны обвинения и защиты равноправны перед судом на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1—6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;
4) суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;
5) суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, а также разрешает уголовное дело.
Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реализации прав, предоставленных им законом'.
Развитие данного принципа в российском уголовном процессе привело к тому, что по действующему УПК РФ:
1) собирать письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе не только сторона обвинения, но и подозреваемый, обвиняемый, а также гражданский ответчик и их представители (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). Защитник, кроме того, уполномочен на получение предметов, документов и иных сведений; опрос лиц с их согласия; истребование справок, характеристик, иных документов (ч. 3 ст. 86 УПК РФ);
2) ознакомив обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты (ч. 4 ст. 217 УПК РФ);
3) в описательной части обвинительного заключения следователь отражает перечень доказательств, не только подтверждающих обвинение, но и тех, на которые ссылается сторона защиты (п. 6 ч. 1 ст. 220 УПК РФ);
4) к обвинительному заключению прилагается список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны и обвинения, и защиты (ч. 4 ст. 220 УПК РФ);
5) в целях обеспечения состязательности в уголовном процессе изменились и судебные стадии. Так, очередность исследования доказательств на судебном следствии определяется не судом, а стороной, представляющей доказательства суду. Первой доказательства всегда представляет сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты (ч. 1 и 2 ст. 274 УПК РФ).
При согласии подсудимого дать показания (при допросе свидетеля) первыми его допрашивают стороны и только после этого вопросы может задавать суд (ч. 1 и 3 ст. 275, ч. 2 ст. 278 УПК РФ).
Подсудимым (ч. 3 ст. 274 УПК РФ) и потерпевшим (ч. 2 ст. 277 УПК РФ) предоставлено право — с разрешения председательствующего давать показания в любой момент судебного следствия и др.
Сущность принципа состязательности сторон в уголовном судопроизводстве характеризуется следующими основными моментами.
1. Процессуальные интересы сторон, выполняющих различные функции, противоположны.
2. Функции обвинения и защиты строго отделены друг от друга.
3. Обязанность суда - разрешение уголовного дела и создание необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
4. Равные процессуальные права сторон служат гарантией против односторонности, позволяют вынести суду законный и обоснованный приговор.
Состязательная форма уголовного судопроизводства предполагает, что судебное разбирательство по уголовному делу может быть начато только при наличии обвинительного заключения (акта), утвержденного прокурором, или жалобы частного обвинителя, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Из этого правила вытекает также и то, что отказ инициатора судебного процесса от выдвигаемого обвинения (прокурора от поддержания государственного обвинения, частного обвинителя от жалобы, истца от иска) либо признание жалобы, обвинения или иска противоположной стороной влечет прекращение производства по делу.
Состязательное начало характерно и для досудебных стадий судопроизводства, однако в наиболее полной мере оно реализуется при разрешении уголовного дела в суде.
10. Обеспечение судом функции разрешения дела.
Суд.В системе субъектов уголовного судопроизводства суд занимает исключительное положение, поскольку только он является государственным органом, осуществляющим судебную власть.
В ч. 3 ст. 15 УПК РФ сказано: «Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав».
Согласно п. 48 ст. 5 УПК РФ суд– это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решение, предусмотренное УПК РФ. На суды возложена главная уголовно-процессуальная функция – функции разрешения дела .
Суд - единственный орган, который в соответствии с Конституцией имеет право осуществлять правосудие по уголовным делам.
функции суда:разрешать дела по существу (т. е. отвечать на вопрос о виновности или невиновности лица, а также разрешать вопрос о наказании); осуществлять судебный контроль. Указанные функции конкретизируются в полномочиях суда.Суд как носитель судебной власти в уголовном судопроизводстве наделен тремя видами полномочий.
1. По разрешению уголовных дел (только суд правомочен:
· признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
· применить к лицу принудительные меры медицинского характера;
· применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;
· отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ)).
2. По ограничению конституционных прав граждан, в том числе в ходе досудебного производства (только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
· об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
· о продлении срока содержания под стражей;
· о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
· о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
· о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
· о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 Кодекса;
· о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
· о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
· о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
· о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
· о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч.2 ст. 29 УПК РФ)).
3. По контролю за законностью действий органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора (суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ)).
Уголовные дела рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции коллегиально или судьями единолично. Если об этом ходатайствует обвиняемый, коллегиально рассматриваются следующие уголовные дела:
1) о тяжких и особо тяжких преступлениях - коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции или единолично судьей;
2) о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (т.е. за наиболее тяжкие преступления, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни), в составе судьи федерального суда и 12 присяжных заседателей. Мировыми судьями уголовные дела рассматриваются только единолично.
Уголовные дела по апелляционным жалобам или апелляционным представлениям на приговоры мировых судей рассматриваются единолично судьями районных судов.
В кассационном порядке и в порядке надзора уголовные дела рассматриваются только коллегиально. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех, а в надзорном - не менее трех судей.
Правомочия суда по уголовному делу не заканчиваются и после вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению.
Нередко возникают ситуации, когда требуется внести определенные изменения в процесс его исполнения. В ходе исполнения приговора только суд может решать вопросы, возникающие в стадии исполнения приговора (ст. 397 УПК РФ). В судебном порядке решаются вопросы об отсрочке исполнения приговора (ст. 398 УПК РФ) или ее отмене; о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.
Все вопросы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебных заседаниях с вызовом заинтересованных участников уголовного судопроизводства.
Приговоры суда, являясь актами правосудия, наделяются особым властным свойством – они вступают в законную силу.
Решения, выносимые судом, являются обязательными к исполнению всеми субъектами уголовного процесса и иными лицами, организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, которых они касаются или к которым обращены.
Властный характер полномочий суда проявляется еще и в том, что в судебных заседаниях суду принадлежит руководящая роль. Судья, а при коллегиальном рассмотрении дела – один из судей, выполняет функцию председательствующего в судебном заседании (ст. 243 УПК РФ).
Председательствующий руководит судебным заседанием, обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания и его регламент.
В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и ст. 8 УПК РФ установлено, что лишь суду предоставлено полномочие осуществлять правосудие путем разбирательства уголовных дел и постановления по его итогам приговоров, на основании которых лица, привлекаемые к ответственности, могут быть признаны совершившими преступления и подвергнуты уголовному наказанию. И данное полномочие вправе реализовать не любые суды, а лишь те, которые отнесены к числу судов общей юрисдикции (как федеральных, так и субъектов РФ).
Законодатель выделяет следующие судебные инстанции:
1) суд первой инстанции (п. 52 ст. 5 УПК РФ) – это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговоры, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу;
2) суд второй инстанции (п. 53 ст. 5 УПК РФ) – суд апелляционной и кассационной инстанций;
3) суд надзорной инстанции (п. 16 ст. 5 УПК РФ) – суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Суд создает необходимые условия для осуществления сторонами своих прав и обязанностей. Конституция РФ и УПК РФ наделяют суд исключительными полномочиями, закрепленными в ст. 29 УПК РФ. Данные полномочия суда распространяются как на судебные, так и на досудебные стадии уголовного производства.
В соответствии со ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.
Единоличный состав суда предполагает рассмотрение уголовного дела: мировым судьей, судьей федерального суда общей юрисдикции в районном суде, а также в суде апелляционной инстанции.
Коллегиально уголовные дела рассматриваются в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, а также коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции на уровне областных, приравненных к ним судов и в кассационном порядке. Кроме того, коллегиально в составе не менее трех судей рассматриваются уголовные дела в надзорной инстанции. При рассмотрении дела коллегиальным составом суда один из судей избирается в качестве председательствующего.
Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора – в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.
Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.
Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного дела, которые определяет суд, имеющий право рассматривать и разрешать конкретное уголовное дело (ст. 47 Конституции РФ).
В уголовном процессе различают три вида подсудности:
1. Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера уголовного дела. Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется, прежде всего, квалификацией содеянного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. Общее правило определения предметной подсудности можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям.
2. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т. е. различными судами одного и того же звена судебной системы (например, районными судами общей компетенции). Обычно по уголовным делам территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. Дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления определить невозможно, то подсудность устанавливается по месту окончания предварительного следствия или дознания. Территориальная подсудность может быть изменена с согласия всех обвиняемых по делу, если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда.
3. Персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы). Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ. Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими.
Особым случаем необходимости учета «персонального фактора» при определении подсудности уголовных дел является установленное ст. 452 УПК РФ правило привлечения к ответственности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда.
Вопрос о подсудности решается следователем и прокурором при направлении дела в суд. Судья, получивший дело от прокурора, должен решить, подсудно ли дело данному суду. В случае неподсудности дела данному суду оно должно быть направлено по подсудности без производства каких-либо процессуальных действий. Решение о направлении дела по подсудности должно быть выражено в постановлении судьи.
С согласия подсудимого суд вправе оставить дело, подсудное другому такому же суду, в своем производстве, если он уже приступил к его судебному разбирательству. Однако, если дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ч. 3 ст. 34 УПК РФ). Не допускается передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда. Такая передача не допускается даже в случае переквалификации в вышестоящем суде действий обвиняемого на закон о менее тяжком преступлении, так как в этом случае вышестоящий суд уже принял одно решение по делу, и он должен решить его по существу.
11. Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия.
Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие.
Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.
Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.