Проблемы межпоколенных взаимоотношений в современном обществе
4.1. Нарративы взаимоотношений молодежи и общества. 4.2. О специфике социальных проблем молодежи. 4.3. Коммуникативные ресурсы отношений между представителями крайних возрастных групп (на примере родообщинных отношений рода Огана).
4.1. Нарративы взаимоотношений молодежи и общества
Нарратив — это одно из многих направлений мысли, фокус подхода к той или иной проблеме.
Взаимоотношения молодежи и старших поколений в различные исторические периоды и в разных социальных системах определялись нарративами отношения общества к молодежи. Рассмотрим наиболее распространенные нарративы.
Нарратив «Молодежь как проблема» При данном подходе в обществе преобладает отношение к молодым людям как к источнику социальных конфликтов, криминализации. Ответственность за напряженные взаимоотношения между поколениями полностью перекладывается на молодежь. В XX в. данный нарратив получил свое развитие в странах Запада с середины 50-х гг., когда исследователи впервые заговорили о блуждающих без дела по улицам городов бандах подростков, хулиганах. Данный процесс был тесно связан с осознанием молодежью себя как особой социальной группы и сопровождался моральной неопределенностью, страхом, что общество потеряет контроль над эмансипированной молодежью. Как отмечали западные социологи, подобный взгляд на молодежь активно поддерживался средствами массовой информации, провоцировавшими возникновение «моральных паник» (С. Коэн) в обществе по поводу молодежных проблем.
Подобные взаимоотношения поколений можно охарактеризовать как криминологические, так как в данных условиях любой молодой человек воспринимается как потенциально девиантная личность.
Крайней формой проявления данного нарратива является отношение общества к молодежи как к угрозе. Такое отношение активизируется в период пика моральных паник относительно проблем, связанных с молодежью, и выражается в неприятии ценностей молодого поколения, отторжении его идеалов. Наиболее ярко это проявилось во второй половине 60-х гг. в связи с активизацией «нового левого» движения в США и странах Западной Европы. В качестве объекта общественного страха выступило студенчество, выдвигавшее экстремистские лозунги захвата власти в университетах, которые рассматривались как «слабое звено» современной демократии. В мае 1968 г. студенчество выступило в качестве реальной политической силы — произошел бунт студентов Парижа, они захватили власть в студенческих городках, громили аудитории, витрины магазинов, переворачивали автомобили, захватывали в качестве заложников профессоров и преподавателей. При этом восставшие студенты выдвигали требование большей свободы, равноправия студентов и преподавателей, демократизации процесса управления университетом. Студентов Парижа поддержала молодежь многих западных стран и США. Эти выступления заставили власти провести реформы системы высшего образования, значительно модернизировав и либерализовав их.
Нарратив «Молодежь как надежда общества, строитель светлого будущего». Согласно данному типу взаимоотношений поколений, получившему развитие в рамках коммунистической идеологии в СССР и других социалистических странах, с молодыми людьми связываются самые лучшие идеи строительства будущего общества с гармоничным устройством.
В выступлении В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи» в первые годы советской власти утверждалось, что каждый молодой человек есть прежде всего строитель коммунистического общества. Большое внимание в СССР уделялось «коммунистическому» воспитанию и образованию молодых людей. Исторический процесс понимался как передача наиболее прогрессивных достижений от одного поколения к другому. При этом советские культурологи и социологи игнорировали возможность межпоколенческого конфликта на общественном уровне, так как считали, что в социалистическом обществе для всех поколений характерно поддержание идеологического и общественно-политического единства.
При наличии ряда положительных черт, таких, как мощная система образования и воспитания, данная идеология отношения к молодежи имела и ряд существенных недостатков. Самый главный состоит в том, что в лозунгах взрослые выступают в роли заложников молодых и, в целом, общество настоящего ставится в зависимость от общества «светлого будущего», тогда как в реальности наибольшим образом эксплуатировалась именно молодежь и ее будущее. Под лозунгами строительства «светлого будущего» молодежь практически бесплатно работала на «стройках века» — ДнепроГЭС, БАМ и других, активно использовалась практика бесплатной работы молодежи в колхозах на сборе урожая. Таким образом происходила скрытая эксплуатация ресурсов молодежи.
Потребительский стиль молодежи.Потребление в данномконтексте необходимо рассматривать в двояком смысле:
• как потребление реальное — физическое присвоение товаров;
• как символическое потребление товаров и услуг, связанных с раз-
личными формами проведения досуга.
В молодежной культуре эти две формы потребления тесно связаны друг с другом, объединенные понятием «стиля». В опубликованной в 1959 г. книге М. Абрамса «Подростковое потребительство» впервые на уровне социологического осмысления молодежная культура рассматривалась не в контексте проблемного поведения, а в терминах особого «потребительского стиля». Исследование Абрамса показало, что молодежь как особая потребительская группа отличалась от других возрастных групп особенностями своего потребительского выбора на рынке. Молодежь не просто тратит больше денег на модные вещи и услуги, но также приобретает специфически молодежную одежду и аксессуары. Часть удовольствия, которое они получают при подобных покупках, лежит в утверждении молодыми людьми своей идентичности, невзрослости. Причем стили потребления молодежи как из рабочей среды, так и выходцев из среднего класса оказывались достаточно схожими. Подобной «бесклассовой» ситуацией в развитии молодежной культуры воспользовались средства массовой информации. Молодежь стала дорогим, продаваемым через рекламу символом. В массовом сознании возникает и культивируется новый термин — «молодежный стиль жизни», который становится и предметом особого интереса социологов. В исследованиях, ориентированных на изучение сферы досуга и потребления, понятие «стиль жизни» является одним из центральных.
4.2. О специфике социальных проблем молодежи
Большинство отечественных исследователей (например, В, Т. Лисовский, С. Н. Иконникова и др.) определяют специфику молодежных проблем через анализ «жизненного старта молодежи», характерного для подрастающего поколения: внебрачное состояние, отсутствие своего жилья и профессиональной квалификации, отсутствие достаточного жизненного опыта («неустойчивость мировоззрения»), относительно невысокий социальный престиж. К числу важнейших молодежных проблем многие исследователи относят также:
• воспитание в соответствии с историческими нормами, укладом и традициями нации;
• получение нормативного образования и выбор профессии (специальности);
• социализация с учетом социально-экономических и политических условий в стране;
• определение смысла жизни.
Но следует заметить, такого рода проблемы могут быть свойственны и другим возрастным группам. В современной России немало 40-50-летних одиноких мужчин и женщин без своего жилья, образования и профессиональной квалификации, востребованной на рынке труда и позволяющей достойное (нормативное) жизнеобеспечение. В условиях системного кризиса у большинства взрослых также наблюдается «неустойчивое мировоззрение», асоциальное поведение (тяга к алкоголю, неразборчивость в интимных связях, наркотизм и т. д.). Долгие годы соци-ологи-молодежники считали: если в качестве эмпирического объекта выступают школьники, студенты или молодые рабочие, то изучаемые явления и есть «суть молодежных поколений». Думается, что это не совсем верный взгляд.
Молодежь и социальные проблемы ее жизнедеятельности обладают яркой спецификой и отличаются от подобных (схожих) проблем старшего поколения. Среди отличительных черт следует назвать:
• В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в «мир взрослых отношений».
• Молодое поколение отличается именно своим набором, перечнем и иерархией социальных проблем, свойственных ему в большей мере, чем другим социальным группам и категориям населения. В прогностическом плане молодежные проблемы в значительно большей степени влияют на перспективы развития общества (его прогресс или регресс), чем противоречия, характерные для других возрастных групп (например, интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних в большей мере повлияет на нравственные нормы общества в перспективе, чем преступность среди группы населения в возрасте 55-75 лет).
• Изначально подрастающее поколение обладает неопределенным, невысоким социальным статусом (правовым, экономическим, политическим и др.), что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации при адаптации представителей молодежной популяции к реалиям окружающей жизни.
• В психологическом и социально-психологическом планах дети и
подростки в большей степени чувствуют, сопереживают свои неудачи, нерешенные вопросы, чем люди старшего возраста. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, характерной для юного возраста, что значительно снижает их способность цивилизованно разрешать конфликтные ситуации, встречающиеся в жизни, успешнее адаптироваться к реалиям мира.
• Молодежные, юношеские и детские проблемы в большей степени связаны (детерминированы) с общими социальными проблемами, противоречиями общества. О культуре, цивилизованности общества можно судить именно по отношению к данной группе населения, выступающей субъектом воспроизводства общественных отношений.
Важнейшие проблемы, составляющие основу междисциплинарных знаний о молодом поколении, можно объединить в следующие исследовательские сферы:
• взаимодействие общества и молодежи;
• характер отношений молодежи и государства;
• качество молодежи как критерий состояния и реформирования общества;
• молодое поколение и перспективный человеческий потенциал социума;
• молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия. Кратко рассмотрим их суть.
(1) Перспективы общественного развития определяются «человеческим фактором», в том числе трудовым потенциалом (ресурсами) общества. Молодое поколение — основной социальный ресурс развития общества, определяющий вектор социально-экономического развития.
(2) Качество будущего трудового потенциала — это качество молодого поколения сегодня. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую зависит от качества нынешней молодежи, ее жизнеспособности в демографическом и медико-биологическом аспектах. Качество определяется образовательным, профессиональным, культурным уровнями, трудоспособностью и гражданской зрелостью. Это, в свою очередь, актуализирует проблему повышения качества молодежи в целом как будущего трудового потенциала реформируемого российского общества, где под качеством молодежи понимается целый комплекс психофизиологических, социальных, интеллектуальных и духовных потенций молодежной популяции, которые в силу известной закономерности определяют будущее социума.
(3) Значимой целью общества и государства является воспитание, образование и социализация молодежи как субъекта общественного воспроизводства, формирование у нее таких свойств, которые будут способствовать интенсивному общественному развитию, включая социально-экономическое, политическое, научно-техническое и духовно-нравственное. Каждое новое поколение людей несет в себе два вида качеств и свойств, представленных по-разному. Одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие — к «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование свойств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях системного кризиса необходимо активизировать, в первую очередь, формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств. К ним следует отнести самостоятельность, ответственность за судьбу отечества, реальную оценку своих возмож-
ностей, здоровый образ жизни, постоянное стремление к повышению образования и квалификации, профессиональную мобильность, быструю адаптацию к возможным негативным жизненным переменам, повышенную творческую активность, высокий уровень включенности в познавательную и трудовую деятельность, выраженный патриотизм. Развитие и поддержка названных свойств должны рассматриваться как процесс формирования инновационного потенциала саморазвития социума, так как именно они определяют в будущем высокое качество экономически активной части населения — трудовых ресурсов общества.
(4) Развитие инновационных «перспективно-воспроизводящих» характеристик и свойств у молодого поколения может наиболее успешно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения. Молодежь может выступать не только как объект опеки и управления, но как активный субъект общественного воспроизводства. Молодое поколение способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой. На это и должна быть направлена политика общества и государства в отношении подрастающего поколения. В условиях системного кризиса центр тяжести социальной политики в отношении молодого поколения переносится на «самозащиту» — формирование и развитие активной жизненной позиции, когда молодое поколение способно само решать достаточно большую часть своих социальных и экономических проблем.
4.3. Коммуникативные ресурсы отношений между представителями крайних возрастных групп (на примере родообщинных отношений рода Огана)
Процесс становления человека — это не только совершенствование биологических систем, обеспечивающих физическое развитие и функционирование организма, но и эволюция познавательных способностей и формирование индивидуальности по мере приобретения жизненных навыков и умения вести себя.
Все большая часть общества задается вопросом: «Кто я?» или «Кто мои предки?». Этот вопрос в последнее время стал чаше звучать, потому что каждого индивида все больше волнует вопрос — какими генными задатками располагает его организм? Может быть, этот вопрос интересен,
исходя из соображений большей вероятности раскрытия собственных возможностей. Причина, думается, глубже, чем просто интерес: кажется, здесь можно говорить об инстинкте человеком сохранения памяти о себе и любимых.
С другой стороны, эти вопросы стали жизненно значимыми и актуальными из-за трансформации современного общества, которая повлекла за собой изменения социокультурных ценностей и социальных характеристик различных групп населения. По этой причине аксиологический аспект взаимоотношений поколений на данном этапе развития общественных отношений оценивается как «важный» в контексте симбио-тичности тех возрастных групп, которые на шкале возрастной периодизации обозначены как крайние.
С другой стороны, это связано с тем, что демографические изменения и дестабилизация социальной ситуации в постсоветском пространстве инициируют формирование толерантности межпоколенных взаимодействий в семье. Такие изменения, конечно, можно было ожидать, поскольку современные престарелые люди во время Великой Отечественной Войны были детьми и свыше 55 лет общество живет без демографических взрывов. С другой стороны, после развала социально обеспеченного строя общественных отношений не трудно было прогнозировать степень напряженности социальной ситуации.
В настоящее время постановка задачи все больше меняется в сторону толерантности межпоколенных взаимодействий в родственных связях, поскольку семья представляет собой всего лишь первый и наиболее индивидуальный уровень отношений между отцами и детьми. За последние годы размеры и состав семьи меняется, родственные связи претерпевают не только демографические, но и культурные и социально-экономические изменения, которые влияют на внутрисемейные связи.
Вместе с тем очевидно, что указанные изменения создают не только проблемы, но и представляют новые возможности для конструирования отношений между различными поколениями, даже по разным ветвям одного рода. С этой целью исследование межпоколенных взаимоотношений на уровне нескольких поколений одного рода позволяет более полно оценить влияние на них родственных отношений.
Надо отметить, что в социологии традиционно рассматривать проблему взаимоотношений поколений в рамках отношений между родителями и детьми. Но, по ходу развития социальных технологий, в последнее время рассмотрение проблемы переходит на плоскость дедов и внуков. Сегодня актуализировалась потребность восполнения существующего дефицита в теоретических и методологических разработках новых
подходов к осмыслению межпоколенных взаимоотношении, в поиске оптимальных моделей позитивных отношении между детьми и пожилыми людьми, и дифференциация с родственниками других ветвей одного рода только делает исследование более полным. Немногочисленные исследования, посвященные анализу межпоколенных взаимоотношений детей и представителей третьего возраста, в совокупности с родственными узами других ветвей одного рода, в литературе носят в основном доксографический характер, преимущественно с отсутствием представительных данных.
Аналитический обзор публикаций по проблеме межпоколенных взаимоотношений также свидетельствует о том, что существует определенный дефицит исследований, посвященных изучению проблемы взаимоотношений крайних возрастных групп. И если не развить уже формировавшиеся коммуникативные практики, то даже особая эмоциональная связь между пожилыми людьми и внуками, камерное общение между ними на современном этапе развития общества могут быть утрачены. Представляется актуальным анализ аксиологических аспектов взаимоотношений крайних возрастных групп с целью выявления возможных путей гармонизации этих взаимоотношений, учитывая различные варианты их взаимозависимости и противостояния, согласия и противоречия.
Наряду с изложенным, возрастные социальные стереотипы в современном обществе носят дискриминационный характер в отношении детей и пожилых людей, способствуют вытеснению их проблем на периферию социальной политики и препятствуют установлению позитивных межпоколенных взаимоотношений. Эти стереотипы обостряются по мере увеличения продолжительности жизни, поскольку уже повседневными явлениями стали совместное проживание представителей нескольких поколений одновременно под одной крышей или совместная работа в одной организации. Рост численности пожилого населения с одной стороны, дестабилизация и экономический кризис, с превращением рынка в главный социальный регулятор, — с другой; существенно углубляется возрастная стратификация общества. Ослабление государственного регулирования занятости, появление безработицы приводят к тому, что молодые люди начинают сталкиваться с серьезными проблемами трудоустройства, а пожилые люди, имея свои преимущества, благодаря опыту и особенностям труда, прежде всего рутинного, медленно выталкиваются на пенсию как утратившие эффективность. Однако молодые люди находятся в лучшем положении, так как имеют некоторые стартовые преимущества, такие, как пластичность, свободу от репрессивно-уравнительных стереотипов, реальный запас дружественных форм
общения. Требования «трудовой этики», предполагающие доминирование таких ценностей, как продуктивность и результативность, укорененность в общественном сознании имиджа неполноценной старости приводят к тому, что пожилые люди переживают социальные, культурные и эмоциональные стрессы. Знание возрастных особенностей, личный контакт способствуют формированию позитивного образа старости у детей, стимулирующему взаимное влияние крайних возрастных групп.
Отсюда можно сделать вывод о том, что выявление скрытых резервов положительного потенциала межпоколенных взаимоотношений осуществляется с помощью изучения родословных связей.
Социокультурная рефлексия взаимоотношений поколений предполагает исследование аксиологических аспектов, коммуникативных практик межпоколенных взаимоотношений, возрастных социальных стереотипов и социальных антиподов детей к старению, старости, и, наоборот, старшего поколения к молодым. Социокультурный анализ взаимоотношений поколений и ветвей одного рода не только позволяет продемонстрировать зависимость специфики отношении крайних возрастных групп от политических, социально-экономических факторов и культурно-исторических концептов и установок общества, но и может способствовать развитию позитивных межпоколенных, межродственных отношений, что является важным средством для уменьшения вероятности трагедий конкретных детских судеб, возможных сиротств, а также одинокой старости, не согретой заботой и любовью внуков.
В силу мультидисциплинарности проблема взаимоотношений поколений и изучение родственных связей является объектом как социологии, демографии, психологии, педагогики, философии, так и, в неменьшей степени, генеалогии, хотя именно в этой области она изучена меньше всего, вероятно, по причине, что ей уделялось меньше всего внимания в советские времена.
Во времена «дикой» западной цивилизации, в дореволюционные времена, генеалогия была доступна лишь «сливкам» общества. В настоящее время она стала одним из самых массовых занятий в мире. К примеру, в США данный вид занятия по масштабам применения уступает только садоводству.
Между тем для достижения удачи в деле обнаружения собственных предков не обязательно быть профессиональным генеалогом. Как показано в работе, любая из следующих склонностей может предопределить приобретение индивидом навыков в генеалогии: любовь к истории, запоминание подробностей, умение решать задачи, получение удовольствия от исследовательских работ.
Изучение данной проблемы иллюстрируем на примере исследования конкретного рода. Во время исследования применялись такие методы, как наблюдение, описание, неформализованное интервью, социологический опрос, моделирование структурных форм.
В начале исследования не задавалась цель создания генеалогического древа. Работа преследовала одну цель — структурно представить схему родовых связей. Позже возникла идея показать соединяющие линиями связи разной толщиной, в зависимости от принадлежности к разным поколениям, затем разными цветами, что дает схеме форму дерева. Данный подход делает возможным употребление временного фактора, где с помощью сохранения данных о дате рождения, женитьбы (замужества), кончины вырисовывается хронологическая структура рода. Имея в виду, что генеалогические деревья становятся все более востребованы, имеет смысл в будущем сделать сравнительный анализ данной схемы с традициями составлений подобных древ в разных странах.
Надо отметить, что венцом процесса исследования стала встреча представителей поколений 5 ветвей рода Огана «на пороге XXI века» в селе Ашотаван (место рождения родоначальника Огана) Сюникской губернии Республики Армения 26 августа 2000 г.
Встреча показала, что произошло переосмысление устоявшихся годами понятий. Например, понятия «поколение» и «возраст» в результате проделанной работы стали несовместимыми. Пример данного рода показал, что представители одного поколения могут в возрастной стратификации находиться на расстоянии десятков лет. Принимая в основе понятия «поколение» принцип равной отдаленности (равное количество колен, или, как говорят у армян, — равное количество пуповин) от родоначальника и в зависимости от очередности рождения первого поколения, на примере рода Огана, старшему IV поколения исполнилось 65 лет, а младшему — всего 6 лет. Данное положение служит одним из оснований стратификации общества, позволяя проанализировать индивидуальное развитие, социально-возрастные процессы. Между тем, этот симбиоз понятий (это взаимодополнение или взаимоисключение) приводит к тенденции стирания возрастных граней, актуализации биологического возраста как показателя физического и социального благополучия. Размывание традиционных представлений о жизненном цикле акцентирует внимание на процессе самоопределения и творения самих себя вне постулированных возрастных торжеств.
При анализе традиций в изучении проблемы взаимоотношений представителей крайних возрастных групп выделяются основные направления:
• позитивистско-натуралистский вектор,направленный на поиск общих законов исторических изменений на одном и том же промежутке времени (общих законов сосуществования современников);
• романтически-гуманитарный вектор,ориентированный на поиск внутреннего единства каждого индивидуума, вне зависимости от его возраста, качественной определенности данной исторической эпохи;
• культурно-исторический вектор,для которого существенно не только хронологически одновременное существование группы людей, но общность их значимых социальных переживаний и деятельности.
Именно последнее направление предоставляет посылы для поиска различных форм межвозрастной кооперации.
Особенность исследования в армянской среде состоит в том, что для национальной традиции характерна положительная мотивированность в отношении пожилых людей, связанная с такой социальной единицей, как община, в которой опыт и знания предшествующих поколений признавались как опора жизни, а также пролонгированным существованием многоколенных семей, способствующих консервации иерархических внутрисемейных отношений. Уважительное отношение к старикам, чуткость и отзывчивость к ним младших членов семьи обусловливается особенностями реализуемой ими социализирующей роли. Старики больше, чем кто-либо другой из родственников, удовлетворяли духовные потребности детей: рассказывали им притчи, сказки, создавали различные игровые ситуации, они поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь взрослых, выполняли рутинные функции повседневной жизни (эти традиции показательны для многих народов).
Определенное влияние на качество представленного материала имела книга Н. Кезеряна «Генеалогия для армян», в которой показана вся доступность и необходимость генеалогии в массовом применении, где подробно дается культура составления родословной записи и, главное, пожелание включиться в это исследование (для вашего рода) сейчас, если его не начинали до вас.
Из проделанной работы выделим следующие выводы:
1. В широком спектре современных геронтологических исследований — именно социокультурная перспектива анализа старости представляет объяснительную адекватность в контексте межпоколенных отношений. Старость представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных
отношений, культуры, морали и опыта. Изменение информационной составляющей межпоколенных коммуникаций (содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению) не снимается с повестки дня, а подчеркивает значимость эмоционально-нравственного воздействия старшего поколения на детей. С другой стороны, еще древнеримский врач и ученый Гален впервые обратил внимание на одиночество как одну из основных причин старения. Он советовал старым людям жить в кругу своего семейства.
2. Аттитюды детей к старению и старости в современном обществе характеризуются негативным стереотипным восприятием периода старости как конца жизни, сопровождающегося болезнями, немощью, зависимостью. Образ пожилых людей конструируется, прежде всего, на основе, визуальных признаков (стоматологические дефекты, морщинистая кожа, седые волосы), которые могут трансформироваться в брезгливое, неприязненное отношение к старым людям. Негативное восприятие не распространяется на взаимоотношения между детьми и их бабушками и дедушками, что можно объяснить частыми позитивными контактами в семье.
Используя как основу эти наблюдения, выделим компенсаторную основу практики межпоколенного взаимодействия между детьми и пожилыми, которая может быть конкретизирована следующими положениями:
• создание генеалогического древа, на котором ясно видны как связь между поколениями разных ветвей одного рода, так и роль, значение, олицетворение пожилых дедов, соединяющих в единое целое всех двоюродных, троюродных и т. д. братьев и сестер;
• обеспечение конденсирования в социальном пространстве информации о возрастных особенностях, потребностях, нуждах, предпочтениях;
• установление эмоциональных межличностных контактов как возможного механизма решения проблемы одиночества у пожилых людей и «эмоциональной тупости» у детей;
• перераспределение семейных функций в направлении снятия чрезмерной загруженности работающих членов семьи. Результаты проделанной работы обрисовывают следующие рекомендации по новым коммуникативным ресурсам — это проведение исторического и социокультурного анализа генезиса межпоколенных взаимоотношений на примере конкретного рода; выявление родовых связей,
родственных отношений и символических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию поколений; экспликации коммуникативных практик позитивных взаимодействий крайних возрастных групп — «дедушек (прадедушек) и внуков (правнуков)».
В перспективе необходимо исследовать следующие проблемы:
• структурировать форму родственных связей поколении рода на
примере генеалогического древа;
• рассмотреть историко-культурологический аспект взаимоотноше-
ний поколений;
• показать специфику межпоколенных отношений рода;
• раскрыть способы концептуализации старости как типа рациональности межпоколенных взаимодействий;
• проанализировать коммуникативные ресурсы межпоколенных взаимодействий в данном роде и влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;
• эксплицировать практики позитивных взаимодействий нескольких поколений «дедушек (прадедушек) и внуков (правнуков)».
Вопросы для самоконтроля:
1. Специфика социологического подхода к изучению молодого поколения.
2. Мотивационная сфера сознания молодого человека.
3. Тенденции изменения мотивационной сферы молодежи.
4. Специфические отличия социальных проблем молодежи от проблем старшего поколения.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Дайте характеристики теоретических основ анализа категорий «возраст», «поколение».
2. Рассмотреть историко-культурологический аспект взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества.
3. Раскрыть различные способы концептуализации старости как типа рациональности межпоколенных взаимодействий.
4. Проанализировать коммуникативные ресурсы межпоколенных взаимодействий, рассмотреть влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения.
5. Эксплицировать практики позитивных взаимодействий поколений «бабушки (дедушки) и внуки».
6. Определить динамику коррекционного воздействия образовательных межпоколенных программ.
7. Обобщить на основе современной отечественной и зарубежной литературы проблемы взаимоотношений поколений.
8. Определить основные тенденции изменения межпоколенных взаимоотношений в результате преобразования современного российского общества.
9. Самостоятельно рассмотреть и выделить основные коммуникативные практики межпоколенных взаимодействий.
Темы докладов и рефератов:
1. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.
2. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход).
3. Подросток в бизнесе: социализация или девиация?