Основы административно-правового статуса гражданина
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Необходимо учитывать, что в административном праве гражданин как субъект права понимается как лицо, которое не состоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.
Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина.
Что же касается административно-правового статуса граждан, то это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.
Права и обязанности граждан в сфере административного права производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь, например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.
Кроме Конституции Республики Беларусь, административно-правовой статус граждан регулируется целым рядом правовых актов: Гражданским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», «О воинской обязанности и воинской службе», «Об образовании», «О здравоохранении» и др.
Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть классифицированы в зависимости:
• от принципа разделения властей - на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;
• юридической силы - на законы и подзаконные акты;
• характера компетенции издающих их органов - на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции ранее называли ведомственными актами.
В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.
В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, не имеют прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики Беларусь.
В формировании и особенно в реализации составляющих административно-правовой статус граждан роль органов исполнительной власти значительна. В пределах предоставленной компетенции они:
• издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
• организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
• помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например в вопросах социальной защиты;
• осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.
Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина
понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения).
Конституцией Республики Беларусь определены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.
Административная дееспособность гражданина - это признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством.
По общему правилу все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.
На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.
Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи:
• с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);
• выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);
• нарушением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);
• нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (например, ответственность за административные правонарушения).
Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимущественно гражданам.
В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и др.), но имеются права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), т.е. без участия третьих лиц.