Журналистика XVII-XVIII веков в Европе и Америке. Появление и развитие института цензуры в Западной Европе
Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI - начале XVII вв., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI-XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией.
Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.
Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд, как, например, в «балладах новостей» или в «газетах-репродукциях». «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.
Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей.
Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник «Ordinari Wohenzeitung» начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617 - в Берлине, в 1618 - в Амстердаме, в 1620 - в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне.
Из этого огромного количества газет можно выделить «La Gazette». Первый номер увидел свет 30 мая 1631 г. благодаря ее создателю Теофрасту Ренодо’. «La Gazette» стала одной из первых европейских газет, максимально близких к той форме, к которой мы привыкли сегодня. Тиражирование газеты производилось типографским способом, всего печаталось около 1200 экземпляров. Основное содержание газеты составляли международные и национальные новости, отдельные важные статьи для нее писали лично король Людовик XIII и кардинал Ришелье. Необычайно важным нововведением Ренодо было размещение в газете на платной основе частных объявлений.
Первые печатные газеты Германии тесно сотрудничали с почтамтом, поэтому нередко из называли почтовыми. Даже названия газет говорят об этом. Например, Франкфурте-на-Майне, служившем полицмейстер графства Таксис Иоганна фон ден Биргдена выпустил в 1617 г. «Почтовые ведомости». Существовали также «Венские почтовые ведомости», в Гамбурге издавались «Почтовые известия» таксистского почтмейстера Клейнгауза и т.д.
В 1702 г. в Лондоне вышла первая ежедневная газета «Дейли Курант» («Ежедневные вести»). Вначале издание не носило самостоятельного характера и выглядело довольно скромно: две колонки, печатавшиеся на одной стороне листа, заполнялись переводами из голландских и французских газет и по внешнему виду напоминали знаменитый официоз – «Лондон Газетт» («Лондонская газета»). Первый выпуск содержал 10 параграфов и 104 строки новостей. Примечательно, что редакция обещала сообщать новости сразу же, как только почта их доставит. В скором времени газета стала выходить уже на двух сторонах листа, а к концу первого года своего издания она содержала полторы страницы новостей (пока еще из голландской и французской прессы), а также мелкие объявления. В дальнейшем она превратилась в четырехполосную газету. «Дейли Курант» просуществовала почти 30 лет.
Эпоха Просвещения стала поворотным этапом в истории европейской журналистики. Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца 16 столетия. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Высказанное Локком положение о том, что «мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными», для многих звучало подлинным откровением (в работе «О гражданском правлении», 1690). Начался стремительный рост оппозиционных газет и журналов. Это можно рассмотреть на примере Джонатана Свифта и Даниэля Дефо.
Успех Свифта как журналиста приходит к нему после памфлета«Рассуждение о раздорах и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме» (1701). В нем Свифт изложил свое понимание политических идей Просвещения — теории «общественного договора» и принципа «равновесия власти», предусматривающего отделение законодательных ее функций от исполнительных с целью не допустить сосредоточения абсолютной власти в одних руках.
Дефо считается основателем прогрессивной журналистики в Англии. Его смелые и едкие очерки и памфлеты, которые английские обыватели спешили купить и прочесть, вызвали возмущение приближенных короля и Дефо пришлось отбыть тюремное заключение, он был приговорен к штрафу и выставлению к позорному столбу. Но Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф ( стихотворный памфлет "Чистокровный англичанин", "Опыт о проектах").
Пару слов необходимо сказать и о первых колониальных изданиях США. 25 сентября 1690 в Бостоне вышел первый номер «Паблик оккеренсиз («Publick Occurrences, both Forreign and Domestick»). «Паблик оккеренсиз» содержала нападки на индейцев, воевавших на стороне англичан против французов, и пересказ скабрезной сплетни о французском монархе. Эта журналистика отражала вкусы издателя Бенджамина Харриса, который выпускал в Англии газетенку сплетен и сенсаций, пока его не отправили за решетку, а после того, как он опубликовал провокационную заметку о якобы имевшем место католическом заговоре против Англии, вынудили эмигрировать в Америку. Власти Массачусетса тотчас выразили свое «высокое негодование и возмущение» по поводу «Паблик оккеренсиз», так что первый выпуск первой американской газеты оказался последним. Очередная газета появилась в колониях лишь спустя 14 лет.
«Бостон ньюслеттер» («Boston News-Letter»), вторая американская газета, возникла из рукописного листка, распространявшегося городским почтмейстером Джоном Кэмпбеллом. Это было куда более невинное издание, чьи полосы заполняли сообщения о новостях британской и европейской политической жизни, почерпнутые из лондонских газет. Впервые вышедшее в 1704, оно просуществовало 72 года. Покинув почтмейстерский пост в 1719, Кэмпбелл не забросил газету. Сменивший его на этом посту Уильям Брукер начал издавать собственную газету «Бостон газетт» («Boston gazette») 21 декабря 1719. На следующий день увидела свет третья американская газета – филадельфийская «Америкен уикли меркюри» («American Weekly Mercury»).
Эти издания, как правило, старались не задевать колониальные власти. Первой газетой, осмелившейся предоставить место политическим диссидентам, была бостонская «Нью-Ингленд курант» («New England Courant»), которую с 1721 издавал Джеймс Франклин. Это наиболее литературная и читабельная из ранних колониальных газет; с первого же номера она ринулась в гущу политических баталий. Весьма злободневной проблемой тогда была кампания прививок против оспы, которые впервые стали делаться в Бостоне. Коттон Мэзер, один из влиятельнейших граждан Бостона, поддержал идею всеобщих прививок, а Джеймс Франклин выступал против нее. Так что первой политической кампанией американской газеты стала борьба с вакцинацией. На следующий год «Курант» взялся критиковать колониальное правительство: газета осудила власти за неспособность защитить население от пиратов. Эта политическая кампания завершилась тюремным заключением Франклина. Позднее суд постановил, что «Джеймсу Франклину настрого... запрещается печатать или издавать „Нью-Ингленд курант“». Чтобы обойти этот приговор, Франклин назначил официальным издателем газеты своего помощника – младшего брата Бенджамина. В 1729 Бен воспользовался благоприятной ситуацией и взял в свои руки выпуск «Пенсильвания газетт» («Pennsylvania Gazette»). Быстро превратив ее в одно из лучших колониальных изданий, он таким образом начал блестящую карьеру писателя, журналиста, издателя, бизнесмена, почтмейстера, ученого и государственного деятеля.
главной особенностью американской журналистики во время войны за независимость явилась всеобщая политизация изданий, связанная с резко возросшим удельным весом публицистических материалов. Пример тому – газета «Массачусетс спай» («Массачусетский наблюдатель»), выходившая три раза в неделю в Бостоне. Характерна ее эволюция. Сначала газета имела сугубо информационный характер. Позже в ней даже появился подзаголовок «Открыта для всех партий, но не подвержена ничьему влиянию». Однако вопреки этой декларации «Массачусетс спай» все чаще начинает испытывать на себе влияние радикально настроенных участников революции, а редактор ее подвергается преследованиям со стороны колониальной администрации. Все это будет способствовать тому, что тираж газеты достигнет 3,5 тыс. экземпляров – рекордного тиража по тому времени.
Газеты уже завоевывают авторитет в обществе как незаменимые выразители общественного мнения, становятся неотъемлемой частью общественной жизни страны и немало способствуют развитию войны в пользу американцев, порой играя важную роль в выигрыше или проигрыше того или иного сражения. В этих условиях редакционная статья, написанная издателем или редактором, становится неотъемлемой рубрикой американской газеты, оказывая непосредственное влияние на ход событий.
Многие газеты, принадлежа к революционному лагерю, часто меняли свои позиции внутри его, что являлось выражением неоднородности, «многослойности» американской буржуазии, главной силы борьбы за независимость. А это означало, наряду с прочим, что с политизацией американской периодической печати и общественного сознания параллельно протекал процесс политико-идеологической дифференциации печатных изданий. Многие ролитические деятели организовывали свои газеты, например:
По инициативе Т. Джефферсона, возглавлявшего борьбу с «федералистами», в 1800 году была основана газета «Нешнл интеллиджинсер» («Национальный интеллигент»). После избрания Джефферсона президентом эта газета, выходившая трижды в неделю, превратилась в официальную газету правительства.
В 1765 году Самюэль Адамс создает в Бостоне подпольное общество «Сыны свободы». В одной из первых деклараций общества говорилось: «Конституция, которой мы непременно добьемся, должна предоставить свободу правде, благородным чувствам, свободу от всего безнравственного, высокомерного и оскорбительного». Спустя год Томас Джефферсон открыл«Вирджиния газетт». В первом номере газеты подчеркивалось, что до того времени в Америке «не было ни одной газеты, которая одержала бы верх над правительством, не было соперника в борьбе за общественное мнение, не совпадающее с мнением губернатора. Мы пробиваем в этом брешь и создаем в Мэриленде свободную газету».
1773 инициатива «Бостон газетт» Сэмюэля Адамса (брата Дж. Адамса) организации протеста, известного в американской истории как «Бостонское чаепитие» сыграла свою роль «Пенсилваниа мэгэзин» Томаса Пейна.
Считается, что более двух третей американских газет горячо приветствовали революцию. В годы войны появилось и достаточно много новых изданий, практически единодушно поддержавших революцию. Пожалуй, главной особенностью американской журналистики во время войны за независимость явилась всеобщая политизация изданий.
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации. Она носила характер цензуры предварительной, то есть любая книга или несколько позже газета могли появиться в печать только после разрешения соответствующего лица. Одно из первых таких разрешений было выдано в 1480 году в Венеции книге, которая оказалась "ортодоксальна и богобоязненна".
Шесть лет спустя в немецком Майнце появляется регламент, который запрещал издание любой литературы на народном языке без цензурного разрешения университетской профессуры. В 1515 году на основе решения Латеранского собора Ватикан потребовал сделать предварительную цензуру повсеместной везде.
На этот призыв быстро откликнулись, причем не только в католических странах. Так, во Франции с 1539 года разрешение на выход книг давал лично король, а те, кто выпускал книги самостийно, объявлялись еретиками со всеми вытекающими последствиями вплоть до смертной казни. Целые разделы литературы могли быть объявлены вне закона - так, в 1560 году были полностью запрещены для издания и продажи все книги по астрологии. Согласно же закону 1616 года число типографий было строго регламентировано, за ними был установлен жесткий госконтроль, печатать книги за границей было запрещено.
В Англии право предварительной цензуры получили епископы, Тайный совет и Звездная палата, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Еще в 1667 году, то есть после буржуазной революции, в Англии применялся особый вид казни для сочинителей несанкционированных политических памфлетов - их сначала подвешивали за руки, потом вспарывали живот, затем изжаривали внутренности и лишь после этого четвертовали.
Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.
Но именно в Англии произошло самое радикальное событие в истории европейской печати - в 1695 году Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английское издательское дело, в том числе и периодику, самыми свободомыслящими в Европе. Фривольные романы и пьесы, блестящая памфлетная борьба между политическими противниками - все это восхищало жителей других стран.
К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз.
Типология программ на современном российском телевидении.
Существует 2 определения типологии СМИ:
1. Научный метод изучения ТВ посредством разделения их на группы с помощью обобщающих моделей или типов.
2. Результат типологического описания и сопоставления СМИ. В настоящее время все СМИ можно разделить на 3 группы: печатные,электронные(ТВ,радио), сетевые.
Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности.
В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении -- канал, телепрограмма, на радио -- радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом -- средство массовой информации.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Типологические признаки СМИ:
1.территория вещания/распространения
2.Регулярность выхода/вещания
3.объем аудитории
4.собственность на телекомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, частному лицу. Собственник – учредитель издания определяет редакционную политику, назначает редактора. Поэтому для оценки СМИ важно знать информацию о его собственнике.
5.формат выхода – хронометраж и жанр (информационный, инф/аналитический,худож/публицистический).
6.тематическая направленность (деловой, развлекательный, подростковый, бульварный)
7.аудитрия СМИ.
По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:
общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России; межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.); международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.); этнических общностей (наций, народностей);территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);
для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.); для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.); для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
для женщин и мужчин; для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.); для малых групп (семья, землячество, клуб и др.); для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.); для групп населения, выделяемых по другим признакам.
Аудиторный фактор. В переходный период его влияние на информационную сферу СМИ существенно возросло. В результате заметно увеличилось количество общероссийских передач телевидения (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, «Культура», Рен-ТВ, ACT, СТС, ТНТ), радиовещания («Радио России», «Маяк», «Европа плюс», «Русское радио» и многие другие). Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных и других передач и соответствующих типов изданий. Информация СМИ стала более разнообразна по тематике.