Понятие и признаки права. Теории и современные подходы в правопонимании.
Право является многогранным понятием. Значение этого термина зависит, как правило от содержания контекста, в котором оно употребляется. Право- мера поведения, установленная и охраняемая государством. "право" - мера возможного поведения, установленная нормами права и принадлежащая конкретному лицу (субъекту права).
Признаки права:
1.Общеобязательностькак признак права означает, что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо больший круг субъектов, находящихся на территории государства.
2.Формальная определенность права проявляется в том, что содержание норм права точно определено и зафиксировано в письменной форме в официальных нормативно-правовых актах.
3.Системность права предполагает, что нормы права взаимосвязаны и сгруппированы по отраслям и институтам.
4.Нормативность права означает, что право состоит из норм.
5.Регулятивность права означает, что право выступает государственным нормативным регулятором общественных отношений.
6.Государственное принуждение носит организованный характер и обеспечивает соблюдение, исполнение норм права, т.е. применяются только уполномоченным на то органом те меры принуждения, которые предусмотрены законом, в рамках определенной процедуры.
7.Волевой характер означает, что право это проявление государственно - выраженной воли.
Сущность права - это совокупность основных свойств и отношений, определяющих его природу и назначение в жизни общества.Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит представительно - обязывающий характер. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой мысли. Современные учения о сущности права представляют собой направлений в теории права, среди которых можно выделить основные.
Широкое распространение получили: социологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, теория "возрожденного естественного права", а также марксизм. При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации.
Теологическая теория (Фома Аквинский и Д. Эйве) основывается на идее божественного происхождения государства и права. Сущность права, равно как и государственной власти, выводится ее сторонниками из религиозных догматов. Управляет миром якобы вечный закон - божественный разум. Теологическая теория стала фундаментом одного из основных современных учений о праве – неотомизма
Неотомизм - новейшая интерпретация взглядов Фомы Аквинского. Церковь признается посредником между Богом и государственной властью. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей в обществе, с регулированием которых уже не справлялись первобытные нормы. Право признается более сложным регулятором общественных отношений по сравнению с обычаем, поскольку помимо запретов в нем используются и иные средства правового воздействия (дозволение, обязывание). Кроме того, право устанавливает юридические рамки и определяет формы осуществления деятельности государства. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, "положительного" закона, если он расходится с естественным правом.
Антропологические теории права - допускают существование права уже на самых ранних этапах развития человеческого общества (Е. Хоубел). Право - система норм, которая существует внутри той или иной социальной общности и опирается на публично признанный авторитет (вождь, старейшина) - решения которого воспринимаются как обязательные
Теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский) - государство и право всегда образуются в результате какого-либо акта насилия (в древности это было, например, завоевание, порабощение одних племен другими).
Теория договорного происхождения государства и права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) - государство и право создаются на основе общественного договора, т.е. как результат свободного волеизъявления свободных и равных от рождения людей. Делается попытка обосновать принцип нового общественно-политического устройства на основе добровольного соглашения граждан, обеспечивающего свободу и равенство всех граждан "в силу права". Цель государства - общее благо.
В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право - совокупность элементов субъективной человеческой психики. Наряду с писаными законами, признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Государственное принуждение не выступает в качестве существенного признака права.При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное - установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное - лишенное этого, но все же действующее в качестве права.
Социологическое направление в теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.) - лозунг "право в действии". Правовые нормы государства - часть права, существует "живое право" - сложившиеся в обществе фактические отношения. Обосновывается идея "гибкости права" - возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения, требование свободы судейского усмотрения. Характерны: функциональный подход к праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; "несводимость" права к закону.
Солидаристское направление (социальная концепция права) (Л. Дюги) - идея солидарности, т.е. сотрудничества, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий общие интересы всех групп.
Основной тезис теории естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) - наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право - совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на них.
Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву. Главный постулат доктрины - идея о неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их приоритете - выступает важнейшим принципом развитого демократически ориентированного государства.
Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер и др.) - направление юриспруденции, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы.
Результатом развития позитивизма, определенным его ответвлением является нормативизм (Г. Кельзен и др.) - государство есть результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила "должного поведения". Задача юридической науки - формально-догматический анализправовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры).
Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права.
Материалистическое понимание - государство и право возникли в результате неолитической революции (XII - X вв. до н.э.), знаменовавшей собой переход от присваивающего хозяйства к производящему (замена охоты скотоводством, а собирания плодов - земледелием), а также как следствие трех крупных "разделений" общественного труда: 1) развитие скотоводства и образование пастушеских племен; отделение скотоводства от земледелия; 2) развитие наряду с земледелием и скотоводством ремесленного производства; 3) выделение группы людей - купцов, которые не принимают участия в производстве, а занимаются только обменом произведенных
товаров. Развитие частной собственности, разделение общества на имущих и неимущих привело к созданию особой публичной власти, обладающей аппаратом принуждения - государства, и правовых норм, обеспеченных государственным принуждением.
Социалистические и коммунистические теории отражали противоречия раннего капитализма,
факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения
Правопониманиекак юридическая категория в юридической науке является мыслительной деятельностью человека, направленной на познание права, его оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
В современной юриспруденции различают два типа правопонимания: позитивистский и непозитивистский, которые раскрывают проблему соотношения права и закона.
Сущность права рассматривается с двух его сторон - формальной и содержательной.
В рамках позитивистского типа правопонимания дается формальное определение права, т.е. право определяется через форму, а содержание этой формы не имеет значение. Таким образом, право это любые акты государственной власти, независимо от их содержания.
Позитивистский тип правопонимания дает два определения права: легистское, социологическое.
Легистское понятие права отождествляет его с нормативно - правовыми актами.
Социологическое понятие права отождествляет его с актами применения права.
Другими словами государство является единственным и исключительным источником права и все то, о чем говорит государство через свои законы и есть право, т.н. отождествление права с законом.
При этом, с формальной точки зрения право является регулятором общественных отношений. Если брать за основу только данную точку зрения, то право как таковое не имеет различие в разные эпохи и в разных государствах, что заставляет обратить внимание и на содержательную сторону права и задать вопросы: чьи интересы в первую очередь защищает право, какие его функции первостепенны? В рамках непозитивистского типа правопонимания дается содержательное определение права, т.е. право объясняется через содержание его норм. Такая позиция не отождествляет право и закон, а наоборот, объясняет приоритет права перед законом. Право правильно не потому что записано в законе и имеет внешнюю официальную форму, а потому что оно правильно по содержанию.
Непозитивистский тип правопонимания формулирует два понятия права: этическое, юридическое.
Этическое определениеобъясняет право через понятие справедливость, т.е. правовыми являются только те акты государства, которые устанавливают справедливость в обществе.
Юридическое определение включает в себя понятие права в собственном смысле слова. Право объясняется как самостоятельное явление, которое выражает и обеспечивает свободу людей во взаимоотношениях друг с другом и с государство.
Сущность права рассматривается как мера свободы. Человек свободен в рамках своих прав в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Некоторые исследователи усматривают следующие два основных подхода к сущности права: классовый и надклассовый подходы.
1.Классовый подход основан на марксисткой теории права. (см. Марксистская теория права). Право представляет собой социально - классовый регулятор, т.е. право упорядочивает общественные отношения в соответствии с интересами господствующего класса.
2.Надклассовый подход включает в себя естественно - правовой подход, позитивистский подход и др.
Естественно-правовой подход сформировался на основе понятий о справедливости, правосудии, на основе взаимных правомочий сторон общественных отношений, т.е. под правом понимается высшая справедливость. Таким образом, те нормативные акты, которые соответствуют высшей справедливости, образуют право, не соответствующие ей, не могут являться правом.
Позитивистский подход. Под правом понимается совокупность нормативных актов, изданных государством, независимо от их характера, т.е. и лояльные, и жесткие. Определяющий акцент данного подхода - "создание права государством".