Юридические свойства конституции
Конституция — акт учредительной или верховной власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. По своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, где согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть отражение соотношения политических сил на момент ее принятия, Основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и закрепляющий основополагающие устои общественного устройства и принципы формирования органов государственной власти.
Юридические, или правовые, свойства Конституции— это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство Конституции; ее прямое действие; признание Конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана Конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра; стабильность Конституции.
Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории государства. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т. е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.
Конституция как база развития текущего законодательства — юридическая характеристика конституции, которая выражает ее способность оказывать (присущими ей способами) воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы. Значение конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: она определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации, более 100 статей действующей Конституции РФ обязывают Федеральное собрание принимать соответствующие законы. Влияние конституции на развитие законодательства проявляется и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.
Прямое действие конституции— свойство ее норм непосредственно, т. е. без каких-либо конкретизирующих их актов, регулировать конституционные отношения; возможность граждан требовать защиты или обеспечения своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции РФ предусмотрено в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции и означает, что оно охватывает всю территорию государства и не требует имплементации, т. е. включения норм в законодательство субъектов Федерации. Положения Конституции обязательны для всех без исключения органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц и граждан, например суд вправе принять решение на основе норм конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан.
Классификация конституций
Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их. выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство.
1. По порядку принятия конституции можно классифицировать на октроированные(дарованные сверху главой государства - монархом) и принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собранием или на референдуме. Октроирование конституций было характерно в основном для прошлых столетий (например, октроированной была Конституция Японии 1889 г.) и в практике современного конституционализма уже практически не встречается. Чаще всего для разработки и принятия конституции созывается учредительное собрание. Первым таким учредительным собранием был Конституционный конвент США 1787 г. На референдуме были приняты Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии 1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и ряд других.
2. По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.
3. В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция- это совокупность правовых норм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическаяконституция - это реально существующие общественные отношения. Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции.
4. По форме правления конституции делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г.,. Основной закон Германии 1949 г.).
5. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режимавыделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные.Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.
6. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничить федеральные конституции и конституции субъектов Федерации. Федеральная конституция закрепляет принципы построения Федерации, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы, касающиеся организации государственной власти субъектов Федерации, регулируются конституциями субъектов в соответствии с федеральной конституцией.
7.По форме - способу организации конституционных норм- конституции бывают писаные и «неписаные» (частично писаные).
8. По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными. Временные конституции характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.
Структура и содержание Конституции РФ. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
Преамбула
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
Глава 6. ПравительствоРоссийской Федерации (статьи 110—117)
Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Разработка и принятие Конституции РФ. Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80—90-х гг. Во-первых, из союзной республики в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независимое, суверенное государство — Российскую Федерацию. Во-вторых, начали меняться самые основы общественного строя — экономические, социальные, политические и духовные. В-третьих, качественно изменилось соотношение общественно-политических сил, общество отвергло былой тоталитарный «социализм» и избрало путь демократического развития, к руководству обществом и государством пришли новые силы, возникли новые государственные органы, институты, на смену жесткой однопартийности пришла многопартийность. В-четвертых, в стране было покончено с идеологическим монополизмом марксизма-ленинизма, начали утверждаться идеологический плюрализм, новые социальные ценности, нормы и идеалы.
Как известно, до начала 90-х гг. у нас действовала с теми или иными изменениями Конституция РСФСР 1978 г., отражавшая в целом важнейшие принципы и черты общества и государства тоталитарного типа, хотя и декларативно, номинально провозглашавшая некоторые устои, принципы и положения демократии. Чем дальше и глубже развивались в стране социально-экономические и идейно-политические преобразования, тем яснее проявлялась и осознавалась фиктивность формально действовавшей пока конституции и необходимость ее замены новой. Внесение частичных изменений в конституцию, как и принятие ряда принципиально новых конституционных документов (например, Декларации о государственном суверенитете в июне 1990 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина в ноябре 1991 г., Федеративного договора в марте 1992 г. и др.), не могло, понятно, радикально изменить положение и снять указанную потребность. Всего за 1991—1993 гг. Конституцию РСФСР было внесено более трехсот поправок, что серьезно дестабилизировало ее и всю систему конституционного законодательства.
Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же, на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. Уже в октябре 1990 г этот проект рассматривался на V Съезде народных депутатов РСФСР (существовавшем тогда высшем законодательном органе, наряду с Верховным Советом РСФСР), дорабатывался после этого и вновь публиковался. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения проекта Конституционной комиссии, признав необходимым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и широкого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на очередной Съезд народных депутатов РСФСР.
Выявившиеся и обострившиеся тогда разногласия по вопросам прежде всего разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями не позволили, однако, ряду последующих (VII, VIII и IX) Съездам народных депутатов принять новую конституцию ни в 1992 г., ни в первой половине 1993 г. В это время, наряду с проектом Конституционной комиссии, были внесены и ряд других проектов Конституции РФ, которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью. Только в мае 1993 г. был опубликован новый, доработанный проект, одобренный Верховным Советом РФ.
Вместе с тем для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ Указом Президента РФ тогда же было созвано Конституционное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г. как широкий форум (250 чел.) представителей высших органов государственной власти и общественности. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесенный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замечания и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совещания был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г. За этот проект проголосовали 58,4% голосовавших при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность.