Муниципальное образование как объект управления.
Муниципальное образование представляет собой городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Как объект управления муниципальное образование накладывает определенную специфику на управление им. Этот вид управления ориентирован на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с конкретной территорией. Муниципальное управление, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития человека. Из этого можно сделать вывод, что муниципальный менеджмент можно рассматривать как менеджмент социальный.
Особенности мун. Управления:
1. организация, преследующая социальные цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственных организациях заработная плата – это расходы: чем она выше, тем будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании повышение доходов населения - одна из важнейших задач управления.
2. роль человека как участника процесса управления. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель управления, как объект управления и как субъект управления.
3. это опора на использование человеческого ресурса как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а нередко и на денежные средства отдельных людей. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходит иначе, чем на уровне производства или государства.
4. это то, что муниципальное управление основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства для человека намного сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и поэтому заинтересован в обустройстве этого места, в получении качественных муниципальных услуг.
5. множество одновременно решаемых проблем. При постоянном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития для муниципальной власти является очень сложной задачей.
Для принятия более качественных решений и более эффективного контроля над их исполнением необходимо соблюдение следующих принципов:
· необходимость изучения мнения различных слоев населения при подготовке управленческих решений, затрагивающих интересы людей; коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный законодательством и уставом;
· необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования – представительный орган – администрация) в процессе принятия управленческих решений
· наличие, кроме обычных форм контроля над исполнением управленческих решений, дополнительного вида контроля – общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.
Нарушение этих принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан и, в конечном счете, обходится дороже, чем их соблюдение.
11. Местное самоуправление в России: полномочия, порядок взаимодействия с органами государственного управления
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Это одновременно и одна из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия.
Полномочия местного самоуправления – это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.
Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий.
Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся к различным областям деятельности – экономической, социально-культурной и др.
сферы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления:
-установление общих принципов организации местного самоуправления;
-регулирование компетенции органов местного самоуправления;
-определение полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления;
-делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления;
-осуществление контроля за деятельностью местного самоуправления.
Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления:
По сути, взаимодействие местного самоуправления и государства можно свести к двум основным формам: координация и государственный контроль. И если координация предполагает взаимный, обоюдный характер связи участников отношений, то государственный контроль предполагает комплекс односторонних действий государственных органов по отношению к местному самоуправлению.
Осуществляя взаимодействие России с субъектами РФ, государство комплексно взаимодействует и с муниципалитетами. Можно выделить ряд направлений влияния государства на решение муниципальными образованиями местных вопросов:
-государство на законодательном уровне определяет перечень вопросов местного значения, который может изменяться;
-оказание государственной, в первую очередь финансовой, поддержки местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
-обеспечение режима законности и правопорядка на территории муниципальных образований, что отразилось в ст. 72 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельных видах государственного контроля (ФЗ о прокуратуре, о Счетной палате и др.);
-участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, например, назначение 1-3 членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации представительным органом субъекта РФ по представлению главы региона (ст. ФЗ №131-ФЗ 2003 г.);
-установление государственной защиты, гарантий и ответственности выборных должностных лиц и органов местного самоуправления;
-оказание информационно-методической помощи муниципалитетам (подготовка муниципальных служащих, содействие в открытии учебных заведений, помощь в подготовке и принятии местных бюджетов и др.).
Перечень можно дополнить тем, что государство создает собственные органы на местах, действующие наряду с муниципальными органами; возлагает на муниципальные органы выполнение отдельных государственных полномочий; разрабатывает и принимает финансово-экономические фед. и рег. программы с муниципальной составляющей.