Церковная организация и церковное право в киевской руси
Русская митрополия зависела от константинопольского патриарха. Который назначал русского митрополита, епископов. Во главе русской митрополии стоял киевский митрополит. Митрополия делилась на епархии (15). Во главе епархии стоял епископ. Первые епископы были греки или болгары. Потом Киевско-Печерский монастырь стал школой или «рассадником» русских епископов.
Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на содержание князей. Князь Владимир Святославович установил «десятину» - отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви.
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри. По идее монастырь – добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции. Монастыри владели селами, вели оптовую торговлю; ссужали деньги под ростовщические проценты, принимали участие в повседневной жизни и крупных политических событиях. Ко времени Ярослава относится окончательное оформление церкви как организации. При нём основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, созывается первый церковный Собор в Киеве.
Могущество церкви основывалось на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Церкви принадлежали крупные недвижимые имущества, многочисленные села, слободы и даже целые города. Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения.
При епископах состоял целый штат чиновников для суда и управления. Источниками церковного права были «Кормчая книга» - сборник церковных законов, служивший для руководства церковных судей. Уставы князей: Владимира, Ярослава, в которых определялись права церкви, привилегии, доходы и юрисдикции.
Под попечение церкви было поставлено особое общество богадельных людей. Это были - духовенство: черное и белое с семьями; люди, служившие церкви: врачи, повивальные бабки, просвирни и т.п.; убогие, нищие, слепые, странники, находящиеся под особым покровительством церкви; свободное и полусвободное население, жившее на церковных землях. В ведомстве церкви находились богадельни и больницы.
Церковная власть имела в своей юрисдикции суд над всеми христианами по делам о преступлениях против религии (дела о святотатстве, об оскорблении религиозной святыни, о ересях, колдовстве (чародействе), идолослужении и т.д.).