Государственно-служебные отношения.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………2

2. Государственно-служебные отношения……………………………………….4

3. Особенности поступления и прохождения государственной милитаризованной службы……………………………………………………….12

4. Заключение………………………………………………………………………17

5. Используемая литература……………………………………………………….20

Введение.

Государственная служба (или, иначе говоря, государственная бюрократия) была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов ее построения и функционирования, лежащих в ее основе теоретических представлений, истории ее возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистам в области государственного управления, но так же юристам, экономистам, политологам, менеджерам, представителям ряда других учебных дисциплин и специальностей.

Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждения за свой труд. Как правовой институт государственная служба – комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок их поступления на службу и ее прохождения, их ответственность и формы поощрения. В большинстве стран Запада государственная служба носит название «публичная» или «гражданская служба».

Следует также уточнить «объем» понятия госслужбы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах, что служит источником многих недоразумений как «статистического», так и содержательного характера. Широкое значение термина охватывает всю совокупность людей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях независимо от характера их деятельности, т.е. всех, кроме работающих в частном секторе. При таком подходе в госслужбу входят работники не находящихся в частной собственности заводов, больниц, школ, научных учреждений, почты, полиции и т.д. в узком смысле в нее входит только персонал (прежде всего функционеры) органов государственной власти и управления центрального и местного уровней.

Понятие «государственный аппарат» так же имеет два значения – структурное и кадровое. В первом значении это совокупность органов, прежде всего исполнительных (административных), осуществляющих управление государством. Во втором значении –определенным образом организованная совокупность служащих, иначе называемых кадрами или персоналом госслужбы, занятых повседневной работой по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государства.

Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, таких, как:

а) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией);

б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической деятельностью);

в) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения).

Государственно-служебные отношения.

Государственная служба регулируется нормами права, которые составляют правовой институт государственной службы, определяющий условия и порядок приема на службу и прохождение службы, меры стимулирования и ответственность служащих, их социальную и правовую защиту, основания прекращения служебных отношений и другие вопросы службы.

Институт государственной службы носит межотраслевой характер. В него входят нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.

Правовую основу государственной службы, исходя из ст. 3 Положения о службе, составляют:

Конституция РФ; Федеральные законы, подзаконные акты: постановления Правительства, указы Президента, ведомственные и иные нормативные акты данного уровня; конституции и уставы субъектов РФ, а также законы и правовые акты, принимаемые на уровне субъектов федерации, регулирующие вопросы государственной службы; акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции; индивидуальный контракт о службе в ОВД.

Среди всех правовых источников, регламентирующих государственно-служебные отношения, можно выделить Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» и от 27 мая 2003 «О системе государственной службы РФ». В данных законах даны понятия государственной службы, государственного служащего и государственной должности, порядок поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения и т.д. Эти федеральные законы распространяются как на гражданских государственных служащих, так и на служащих милитаризованных органов государства, в том числе и на сотрудников органов внутренних дел.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в последние годы также происходило формирование нормативно-правовой базы по вопросам государственно-служебных отношений. Процесс этот ещё далёк до окончательного завершения. В настоящее время государственно-служебные отношения в МВД России регулируются: Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. “О милиции”, Положением о службе в органах внутренних дел, утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 23 декабря 1992 г., Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. “О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации”, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей”, Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации”, Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. “О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации”, Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. “Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации” и другими нормативными актами, в том числе и приказами МВД России, в частности: приказом МВД России от 31 мая 1993 г. № 260, которым утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника милиции; приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации»; приказом МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России” и т.д.

Особо хотелось бы выделить из предложенного перечня нормативных актов Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Это был нормативный акт, который впервые комплексно, на основе принципов отразил порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. Данный акт смог поднять правовую базу государственно-служебных отношений сотрудников органов внутренних дел на новый уровень регулирования. Анализ Положения о службе в органах внутренних дел позволяет отнести к основным идеям, составляющим суть его концепции, следующие: усиление демократических начал службы; деполитизация и департизация службы; обеспечение сочетания централизованных и децентрализованных начал в решении кадровых вопросов; устранение чрезмерной бюрократизации служебных отношений; обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников; комплексный подход к правовой регламентации службы в органах внутренних дел. Этот нормативный акт вносит существенные изменения и дополнения практически во все элементы правового института служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, что приближает уровень правового регулирования данного вида государственной службы к принципам правового государства.

Таким образом, среди всей системы нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, особое место занимает Закон «О милиции» и Положение о службе в ОВД РФ.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации занимает особое место в структуре государственного аппарата нашей страны.

Правовое положение человека и гражданина в демократическом обществе характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права, и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или государственного служащего.

Постановлением Правительства от 28 января 1993 г. утверждено Положение об Аппарате Правительства, которым определены должностные права и обязанности руководителя Аппарата. Права и обязанности работников Аппарата Правительства определяются законодательными актами, названным Положением и должностными инструкциями.

В положениях о федеральных государственных органах и их структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой должности.

Чем выше должность, тем более широк круг должностных обязанностей и прав. При этом объём и содержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.

Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Такие права и обязанности весьма разнообразны.

Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», имеет право на:

  • ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
  • посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;
  • участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;
  • продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
  • ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Из числа названных особого внимания заслуживает право государственного служащего на продвижение по службе. Это право (право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве о государственной службе. В советский период не принято было говорить о таком праве, более того, считалось нескромным обращаться самому служащему к начальникам по такому вопросу.

В первую очередь продвигаться по службе должны лица, включенные в резерв на продвижение в результате аттестации. Должны также учитываться результаты прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями по вакантной должности. Недопустимо назначение на вакантную должность лица, не отвечающего предъявляемым квалификационным требованиям, или с нарушением принципов подбора кадров (по знакомству, за взятку и т.п.).

Служащий вправе обратиться в суд или в соответствующие государственные органы для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания отзывов аттестационной комиссии, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав служащего, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий его правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы.

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», обязан:

  • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Таким образом, названные права и обязанности представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующий стиль и методы осуществления государственными служащими своих должностных полномочий независимо от замещаемых должностей.

Наши рекомендации