Формы и способы регулирования этнонациональных конфликтов
Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников этнонациональных конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных конфликтологами из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:
легитимация конфликта (официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении);
институциализация конфликта (выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения);
целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;
введение института посредничества при организации переговорного процесса;
информационное обеспечение урегулирования конфликта (т.е. открытость, “прозрачность” переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан).
Как уже было отмечено, в целом возникновение любого этнонационального конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнонациональных конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. По мнению конфликтологов, для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.
Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.
Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.
В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.
Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению, уже заранее оказывается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные.
Хотя в развитии этнонациональных конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.
В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнонационального конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.
На практике такой вариант решения проблемы встречается достаточно часто. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискредитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и содействием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.
Возможны и “естественное” развитие, и последующее затухание этнонациональных конфликтов. Это реальный и часто встречающийся исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнонационального конфликта и перерастания его в форму насильственного противостояния сторон он проходит все стадии своего развития и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже не урегулирование конфликта, так как этнонациональный конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами.
История развития этносов учит, что обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум возможным сценариям. Во-первых, может произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга. Во-вторых, может измениться этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В современной реальности чаще всего имеет место сочетание обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).
Очень редко встречается саморассасывание конфликта, отмирание его без каких-либо существенных изменений. Одним из немногих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX в. от активного национального движения в пользу движения культурного.
Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнонациональных конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный – путь реального решения проблем и достижения компромисса. Наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта. Наиболее катастрофично “естественное” развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.
Практика урегулирования этнонациональных конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы.
Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнонационального конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако, как показывает история этнонациональных конфликтов XX в., большинство из них неразрешимы путем силовой победы одной стороны над другой и могут консервироваться на многие десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.
Вторым вариантом разрешения актуализированного этнонационального конфликта является взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего такой результат конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения конфликта также имеет высокую вероятность его последующей актуализации.
Третья группа способов разрешения конфликта предполагает, что он может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время.
Как мы отмечали выше, этнонациональный конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, для каждого из которых характерны присущие только ему приемы и способы урегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый этнонациональный конфликт имеет, по крайней мере, четыре фазы (периода) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.
В течение латентного периода (первой фазы) для предотвращения конфликта, прежде всего, следует:
добиться практической реализации принципа гражданского равноправия, все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства;
в новых национально-государственных образованиях начинать свою деятельность с нулевого варианта гражданства;
проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации;
реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.
Перерастание конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции.
Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо:
создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях;
организовать подачу и изложение точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;
осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;
максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.
Если мы имеем дело с активной формой проявления конфликта, то его урегулирование должно, как минимум, включать три крупных блока процедур. Одной из первых промежуточных форм должна быть юридизация или институциализация конфликта. Как мы уже упоминали, под институциализацией конфликта в литературе понимается достижение такого уровня управления конфликтом, когда его регулирование осуществляется в соответствии с признанными обеими сторонами правилами и нормами, т.е. происходит цивилизованная регламентация конфликтного поведения, возникают институты конфликтных отношений. Такие взаимно выработанные и признанные правила ведения конфликта позволяют избежать наиболее острых, прежде всего насильственных, проявлений конфликта, не лишая стороны возможности преследовать свои интересы и цели и в условиях существующей политической конъюнктуры бороться за реализацию своих интересов ненасильственными способами.
Если развертывание этнонационального конфликта дошло до насильственной формы проявления, то первым шагом на пути его урегулирования является прекращение насилия и организация диалога между сторонами. В диалоге необходимо обеспечение участия ответственных легитимных представителей (менее всего – лидеров экстремистских групп или полевых командиров). Формулирование требований и претензий каждой из сторон должно происходить в тех категориях, которые можно перекодировать на юридический язык и дать им правовую оценку. Необходима юридическая фиксация каждого шага переговорного процесса и контроль за соблюдением обязательств каждой из сторон. Заключительным результатом диалога должно быть подписание итогового соглашения и придание ему легитимности (либо через определенные формы народного одобрения, либо через иные формы ратификации).
В период активного течения конфликта главной задачей является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры:
удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов разрешения конфликта;
предотвращение раскола по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;
введение особого контроля за средствами связи и объективностью средств массовой информации;
создание механизма прекращения боевых действий и начало переговорного процесса;
проведение комплекса мер по сведению к минимуму количества человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов);
предотвращение мародерства и военных преступлений.
Четвертая фаза развития конфликта предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо:
дать общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения;
придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);
не допускать героизации террористов и экстремистов во избежание превращения их в политических лидеров;
начать общественный диалог всех этнических групп для реформирования общества;
отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фиксации в “исторической памяти” этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь “дух конфликта”.
Кроме того, все перечисленные способы и методы регулирования этнонациональных конфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликтов. К такому типу методов можно отнести метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам.
Как показывает практика, эффективным методом ослабления и торможения конфликта является использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче– смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этнонациональном конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.
Весьма эффективным методом ослабления этнонациональных конфликтов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.
Урегулирование и прекращение этнонациональных конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.