По курсу административного права
1. Административное право России как самостоятельная отрасль сформировалось в результате:
а) "отпочкования" от государственного права в XIX веке;
б) перехода от полицейского права к административному праву на рубеже XIX и XX веков;
в) разделения государственного права на административное, конституционное и гражданское право в начале XX века.
2. Социальное управление как один из видов управления делится на:
а) управление обществом;
б) управление государством;
в) управление организациями;
г) управление индивидами;
д) все перечисленное.
3. Определение "Упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей механических систем, природы, общества и самого человека" относится к понятию:
а) урегулирование;
б) управление;
в) организация;
г) взаимодействие.
4. Понятие "управление" подразделяется на следующие виды:
а) государственное и негосударственное;
б) управление в социальных системах;
в) управление в биологических системах;
г) управление в механических системах;
д) все перечисленные.
5. Определение "Целеполагающее, регулирующее воздействие людей на общественную и коллективную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры" относится к понятиям:
а) социальное управление;
б) государственное управление;
в) местное самоуправление;
г) ко всем перечисленным.
6. Для какого понятия характерны три главных признака: управленческий аппарат; выполняемая им управленческая, административная деятельность; используемые исполнительно-распорядительные полномочия:
а) административно-правовые отношения;
б) административное право;
в) органы исполнительной власти;
г) органы государственной власти.
7. Предметом административного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и реализуемые:
а) органами исполнительной власти и негосударственными структурами;
б) органами исполнительной власти различных уровней;
в) негосударственными структурами;
г) всеми перечисленными.
8. В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие элементы:
а) нормы административного права;
б) акты толкования норм административного права;
в) акты применения норм административного права;
г) административно-правовые отношения;
д) решения судебных органов;
е) все перечисленные.
9. Нормы административного права по их содержанию делятся на:
а) материальные;
б) процессуальные;
в) обязывающие;
г) запрещающие;
д) все перечисленные.
10. Административно-правовые отношения по юридическому характеру взаимодействия их участников делятся на:
а) материальные и процессуальные;
б) обязывающие и запрещающие;
в) вертикальные и горизонтальные;
г) все перечисленные.
11. Характерной чертой, отличающей административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового, является:
а) юридическое неравенство субъектов;
б) договорной характер отношений субъектов;
в) судебный характер защиты нарушенных прав субъектов;
г) все перечисленное.
12. Установленная нормами административного права возможность реализации лицом прав и осуществления обязанностей в сфере государственного управления - это:
а) административная дееспособность;
б) административная деликтоспособность;
в) административная правосубъектность;
г) административная правоспособность.
13. Совокупность административно-правовых средств и методов регулирования, закрепляющих определенный круг прав и обязанностей субъектов, запретов и дозволений для них, - это:
а) административный процесс;
б) административное правоотношение;
в) административно-правовой режим;
г) административно-правовая норма.
14. Одним из видов административных договоров является:
а) договор найма жилого помещения;
б) трудовой договор;
в) договор купли-продажи;
г) контракт о прохождении службы.
15. Контракт о прохождении военной службы представляет собой:
а) разновидность гражданского договора;
б) разновидность административного договора;
в) способ принудительной реализации мер по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации;
г) один из способов комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по призыву.
16. Решение о предоставлении гражданину жилплощади относится к:
а) нормативному акту;
б) индивидуальному акту;
в) общему акту;
г) смешанному акту.
17. Нормы военной присяги - это нормы:
а) обычая;
б) права;
в) морали.
18. Административная деликтоспособность наступает с:
а) 16 лет;
б) 21 года;
в) 16 лет, а в отдельных предусмотренных законом случаях с 14 лет;
г) 18 лет.
19. Правовые отношения, складывающиеся при межотраслевом управлении, относятся к:
а) горизонтальным и вертикальным в равной степени;
б) чаще к вертикальным, чем горизонтальным;
в) горизонтальным;
г) вертикальным.
20. Установленная нормами административного права способность нести административную ответственность за совершенные правонарушения в сфере государственного управления - это:
а) административная дееспособность;
б) административная деликтоспособность;
в) административная правосубъектность;
г) административная правоспособность.
21. Признание в установленном порядке лица беженцем осуществляется в отношении:
а) граждан России;
б) иностранцев;
в) лиц без гражданства;
г) лиц с двойным гражданством.
22. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
а) являющееся гражданином России;
б) покинувшее место постоянного жительства по экономическим причинам;
в) совершившее тяжкое преступление;
г) все перечисленное.
23. Взаимодействие судебной власти с исполнительной заключается в том, что:
а) суды подчиняются исполнительной власти;
б) суды финансируются из местного бюджета;
в) органы исполнительной власти (местного самоуправления) проверяют работу судов и заслушивают отчеты судей;
г) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).
24. В России систему органов исполнительной власти возглавляет:
а) Федеральное Собрание РФ;
б) Президент и Правительство РФ;
в) Правительство РФ;
г) Президент РФ.
25. Структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации утверждает:
а) Председатель Правительства РФ;
б) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;
в) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
г) Президент РФ своим указом.
26. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной властей, является:
а) исполнительно-распорядительный характер государственного управления;
б) исполнительный характер государственного управления;
в) распределительный характер государственного управления;
г) характер согласования.
27. Как соотносятся между собой понятия "государственное управление" и "исполнительная власть":
а) тождественные понятия;
б) понятие "государственное управление" шире понятия "исполнительная власть";
в) понятие "исполнительная власть" шире понятия "государственное управление".
28. Правовым актом управления является:
а) Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях;
б) решение суда по гражданскому делу;
в) приказ о зачислении на работу гражданина;
г) договор об аренде помещения.
29. Основным признаком нормативного правового акта органа исполнительной власти является:
а) официальный характер и двустороннее волеизъявление;
б) наличие норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц;
в) индивидуальный, правонаделительный характер;
г) издание субъектами исполнительной власти и подзаконность.
30. Правовые акты управления по своим юридическим свойствам подразделяются на:
а) нормативные;
б) индивидуальные;
в) смешанного характера;
г) бессрочные;
д) все перечисленные.
31. Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения, независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, относятся:
а) к специальным правовым актам;
б) отраслевым правовым актам;
в) федеральным правовым актам;
г) общим правовым актам.
32. По характеру юридического воздействия на общественные отношения формы государственного управления делятся на:
а) правотворческую и правоприменительную;
б) правовую и неправовую (организационные);
в) все перечисленные.
33. Какому из требований, предъявляемых к актам управления, отвечает наличие компетенции у автора управленческого решения:
а) культура оформления акта;
б) целесообразность;
в) законность;
г) полезность.
34. Качество управленческих решений определяется тем, что оно должно быть:
а) единоначальным;
б) полезным с точки зрения публичных интересов;
в) отражать волеизъявление руководителя;
г) все перечисленное.
35. Правовой формой управления является:
а) обработка и анализ информации;
б) принятие актов управления;
в) материально-техническое обеспечение деятельности.
36. Отраслевое управление осуществляют:
а) федеральные министерства и государственные комитеты;
б) государственные комитеты и федеральные службы;
в) все федеральные органы исполнительной власти;
г) федеральные министерства.
37. Правительство Российской Федерации имеет право издавать:
а) указы и постановления;
б) постановления и распоряжения;
в) указы и распоряжения;
г) постановления, распоряжения и указы.
38. Распорядительные полномочия органов государственного правления реализуются путем:
а) издания актов управления;
б) обработки и передачи информационных материалов;
в) осуществления предписаний органов законодательной власти;
г) все перечисленное.
39. Формы и методы государственного управления реализуются путем:
а) принятия законов и подзаконных актов;
б) принятия подзаконных актов;
в) принятия правовых актов управления.
40. Какая особенность межотраслевого управления выражена в том, что его субъекты (например, Министерство финансов России) издают обязательные для всех органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан предписания:
а) надведомственность полномочий;
б) координация деятельности;
в) их общая компетенция;
г) широкие возможности действий.
41. Область государственного управления - это:
а) комплекс организационных отношений, связанный с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например, управление ценообразованием);
б) система различных звеньев и отношений, объединенных общностью профиля объектов и их конкретного назначения (например, управление здравоохранением);
в) комплексы внутреннего и межотраслевого характера (например, объединения, фирмы);
г) сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля) отрасли государственного управления (например, управление экономикой).
42. Во второй половине 90-х годов XX столетия в составе Правительства РФ предусматривалась должность "министр Правительства России" ("министр без портфеля"). В круг его полномочий входило:
а) дублирование деятельности одного из федеральных министров;
б) выполнение особых поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ;
в) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по определенным направлениям (национальная культура, восстановление Чечни);
г) все перечисленное неверно.
43. В состав Правительства России, кроме председателя и его заместителей, входят:
а) руководители федеральных органов исполнительной власти, представители субъектов РФ;
б) федеральные министры;
в) руководители иных федеральных органов исполнительной власти;
г) главы исполнительной власти субъектов РФ.
44. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции, является:
а) федеральный надзор;
б) Государственный комитет РФ;
в) федеральное министерство;
г) федеральная служба,
д) федеральное агентство.
45. Президент РФ в отношении Правительства РФ вправе:
а) назначить с согласия Совета Федерации Председателя Правительства РФ;
б) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
в) самостоятельно формировать Правительство РФ и принимать решение об его отставке;
г) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимать решение об его отставке; по предложению Председателя Правительства РФ назначать и освобождать от должности его заместителей и федеральных министров.
46. Непосредственно Президенту России подчинены:
а) федеральные министерства;
б) государственные комитеты;
в) федеральные агентства;
г) федеральные службы.
47. Единоначальный орган исполнительной власти, действующий в рамках определенной административно-территориальной единицы, ставший правопреемником существовавшего ранее коллегиального органа - исполнительного комитета, - это:
а) орган местного самоуправления;
б) департамент;
в) администрация;
г) комитет или управление.
48. Возмещение гражданину ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти и их должностными лицами, возлагается на:
а) должностных лиц, виновных в причинении вреда, или администрацию предприятия, организации или государственного органа;
б) государство из средств федерального бюджета;
в) органы местного самоуправления из средств местного бюджета;
г) все перечисленное.
49. Разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, обеспечение проведения в РФ финансовой и денежной политики является компетенцией:
а) Председателя Правительства РФ;
б) Президента РФ;
в) Правительство РФ;
г) Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
50. Какого рода компетенцией наделены федеральные органы исполнительной власти:
а) некоторые - отраслевой;
б) некоторые - межотраслевой;
в) некоторые - общей (например, Правительство РФ);
г) некоторые - отраслевой, некоторые - межотраслевой и некоторые - общей.
51. Государственным служащим является:
а) начальник управления федерального министерства;
б) директор коммерческого банка;
в) председатель инвестиционного фонда;
г) работница фабрики.
52. Государственная служба в зависимости от федерального устройства РФ подразделяется на:
а) федеральную государственную службу;
б) государственную службу субъектов РФ;
в) милитаризованную и гражданскую;
г) муниципальную службу.
53. Для какого принципа государственной службы характерны следующие проявления: соответствие деятельности интересам общества, государства; общедоступность государственной службы; сменяемость государственных служащих; их подотчетность и ответственность:
а) демократизм государственной службы;
б) профессионализм государственной службы;
в) социально-правовая защищенность служащих;
г) всех перечисленных.
54. Государственные служащие по характеру должностных обязанностей подразделяются на:
а) должностные и иные лица;
б) руководителей, специалистов и технический персонал;
в) гражданские и военнослужащие;
г) федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ и муниципальные служащие.
55. Нормами административного права не урегулирована дисциплинарная ответственность:
а) учащихся;
б) военнослужащих;
в) работников предприятий, учреждений и организаций.
56. Способ совершения административного правонарушения отражает его:
а) объективная сторона;
б) субъективная сторона;
в) субъект;
г) объект.
57. Превентивное задержание преследует цели:
а) предотвращение возможных новых противоправных деяний, как проступков, так и уголовных преступлений;
б) выяснение личности нарушителя;
в) предотвращение наступления вредных последствий и уклонения виновного от ответственности;
г) все перечисленные.
58. Гражданин вправе обратиться с жалобой на нарушение своих прав и законных интересов неправомерными действиями (решениями) органов исполнительной власти:
а) в суд или прокуратуру;
б) к вышестоящему органу исполнительной власти или в суд;
в) только в суд.
59. Может ли осуществляться производство по делу об административном правонарушении в случае, если проступок совершен лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны:
а) нет;
б) по усмотрению органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
в) да;
г) в отдельных случаях, установленных законом.
60. Управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения может быть административным проступком, а не уголовным преступлением, если:
а) состояние алкогольного или наркотического опьянения не характеризуется как тяжкое;
б) оно не повлекло за собой тяжких последствий;
в) не было совершено повторно в течение года;
г) все перечисленное.
61. Психологическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию и наступившим последствиям - это:
а) объективная сторона;
б) субъективная сторона;
в) субъект;
г) объект.
62. Какими административными наказаниями - основными или дополнительными - являются возмездное изъятие и конфискация предметов:
а) возмездное изъятие предмета - основным, а конфискация - дополнительным;
б) основными и дополнительными;
в) основными;
г) дополнительными.
63. Обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении административного наказания, является:
а) совершение правонарушения группой лиц;
б) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия;
в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения;
г) совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
64. Обстоятельством, отягчающим ответственность при наложении административного взыскания, является:
а) совершение правонарушения группой лиц;
б) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия;
в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения;
г) совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
65. Безбилетный проезд в общественном транспорте - это административное правонарушение, совершаемое в форме:
а) бездействия;
б) действия;
в) иногда бездействия, иногда действия.
66. Какой из признаков состава административного правонарушения играет роль обязательного при квалификации проступка "нарушение правил сезонной охоты":
а) средства совершения проступка;
б) способ совершения проступка;
в) время совершения проступка;
г) мотив совершения проступка.
67. Лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу, является:
а) потерпевшим;
б) свидетелем;
в) экспертом;
г) законным представителем.
68. Административное принуждение предусматривает применение следующих мер:
а) административного предупреждения;
б) административного пресечения;
в) административно-процессуального обеспечения;
г) административного наказания;
д) установление режима чрезвычайного положения.
69. Определение: "Урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных дел (споров) в сфере деятельности органов исполнительной власти уполномоченными на то субъектами административно-правовых отношений" относится к понятию:
а) административная юстиция;
б) административный процесс;
в) административное правоотношение;
г) административное производство.
70. Стадиями административного процесса являются:
а) регистрация факта совершения административного правонарушения;
б) рассмотрение дела и принятие по нему решения;
в) обжалование и опротестование принятого решения;
г) исполнение принятого решения.
71. В содержание понятия административного процесса входят:
а) стадии процесса;
б) административные производства;
в) процессуальные нормы;
г) участники процесса.
72. Процессуальный порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции по жалобам граждан на акты органов исполнительной власти регламентируется:
а) Гражданским процессуальным кодексом;
б) Гражданским процессуальным и Уголовным кодексами;
в) Кодексом об административных правонарушениях;
г) Арбитражным процессуальным кодексом.
73. Лица, подвергнутые административному аресту в соответствии с ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ, отбывают наказание в спецприемниках:
а) органов юстиции;
б) органов внутренних дел;
в) внутренних войск;
г) подразделений миграционной службы.
74. Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти обеспечиваются:
а) ведомственным и межотраслевым контролем;
б) контролем законодательных органов и Президента РФ;
в) прокурорским надзором и судебным контролем;
г) финансовым контролем.
75. Понятия "дисциплина" и "законность" в деятельности органов исполнительной власти соотносятся как:
а) равнозначные;
б) понятие "дисциплина" включает в себя понятие "законность";
в) понятие "дисциплина" является составной частью понятия "законность".
76. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в течение:
а) 2 месяцев;
б) 3 месяцев;
в) 1 месяца;
г) 10 дней.
77. Более строгим наказанием за административный проступок является:
а) лишение специального права;
б) административный арест;
в) административный арест и лишение специального права равносильны в системе административных наказаний.
78. Элементом состава административного проступка, представляющим собой охраняемые административным законодательством общественные отношения, которым причинен вред административным правонарушением, является:
а) объективная сторона;
б) субъективная сторона;
в) субъект;
г) объект.
79. Деяние можно классифицировать как проступок или как преступление в зависимости от:
а) характера вины и личности нарушителя;
б) степени общественной опасности, размера причиненного вреда, повторности деяния;
в) средств, используемых при совершении проступка;
г) всего перечисленного.
80. Срок, в течение которого на правонарушителя может быть наложено административное наказание со дня совершения, составляет:
а) 1 год;
б) 3 месяца;
в) 1 месяца;
г) 2 месяца.
81. Мерами административного наказания являются:
а) предупреждение, лишение специального права, административный арест;
б) административный арест, лишение свободы, административный штраф;
в) замечание, строгий выговор, конфискация имущества, изъятие вещей и документов;
г) все перечисленное.
82. Какова по общему правилу давность исполнения постановления о наложении административного наказания со дня его вступления в законную силу:
а) 1 год;
б) 3 месяца;
в) 6 месяцев;
г) 2 месяца.
83. О какой из мер административно-процессуального принуждения идет речь в следующем определении: "Кратковременное ограничение свободы физического лица (не более 3-х часов), ограничение свободы действий и передвижения правонарушителя, который содержится в специальном помещении, для составления протокола о совершении административного правонарушителя":
а) административное задержание;
б) административный арест;
в) привод;
г) доставление.
84. Установление карантина, комендантского часа, запрет движения автотранспорта - подберите для этих мер общее родовое понятие:
а) меры административного предупреждения;
б) меры административного принуждения;
в) меры специального пресечения.
85. Ответственность за нарушение таможенных правил регламентируют:
а) специальное постановление Правительства РФ;
б) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) Таможенный кодекс РФ;
г) КоАП РФ и Таможенный кодекс РФ.
86. Примером разового единовременного административного наказания является:
а) административный штраф;
б) административный арест;
в) лишение специального права;
г) дисквалификация.
87. Административный надзор представляет собой:
а) разновидность государственного надзора, включающий в себя конституционный и прокурорский надзор;
б) надзор федеральных органов исполнительной власти за соблюдением законности в субъектах РФ;
в) особая мера принуждения, которая применяется к лицам, освобожденным из мест лишения свободы;
г) надведомственный контроль органов исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами разнообразных норм, правил (пожарной безопасности, торговли и др.).
88. Разработка и организация реализации мероприятий по защите прав потребителей и предотвращению недобросовестной конкуренции, осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей возлагается на:
а) Федеральную таможенную службу России;
б) Министерство экономического развития и торговли РФ;
в) Министерство имущественных отношений РФ;
г) МВД России.
89. Ответственность за административные правонарушения в области промышленности, использования электроэнергии несут:
а) должностные лица промышленных предприятий, на которых возложена ответственность по обеспечению безопасного ведения работ, рациональному использованию электроэнергии;
б) должностные лица на промышленных предприятиях, на которых возложены обязанности обеспечения проведения промышленных работ;
в) руководители промышленных предприятий и их заместители;
г) руководители хозяйственных служб промышленных предприятий.
90. В отношении иностранного гражданина - нарушителя государственной границы Российской Федерации, привлеченного к административной ответственности, может быть применена следующая мера:
а) передача властям государства, гражданином которого он является;
б) выдворение за пределы Российской Федерации;
в) передача властям государства, с территории которого он пересек Государственную границу Российской Федерации;
г) все перечисленное.
91. Для государственного управления и регулирования в области торговли одним из основных правовых нормативных актов является:
а) ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
б) ФЗ "Об акционерных обществах";
в) ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ";
г) ФЗ "О защите прав потребителей".
92. В систему органов по государственному управлению и регулированию внешнеэкономической деятельности входят:
а) академия внешней торговли;
б) налоговая полиция;
в) таможенные органы;
г) все перечисленные.
93. Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с экономической деятельностью означает:
а) контроль в области охраны окружающей природной среды;
б) мониторинг окружающей природной среды;
в) экологическая экспертиза;
г) надзор в области природопользования.
94. Вопросы природопользования окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности особо охраняемых природных территорий; осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий находятся в:
а) ведении Российской Федерации;
б) совместном ведении РФ и ее субъектов;
в) ведении субъектов РФ;
г) не четко разграничены законом.
95. Денежная эмиссия в РФ осуществляется:
а) Центральным банком РФ;
б) Федеральным Собранием РФ;
в) Правительством РФ;
г) Президентом РФ.
96. В компетенцию Правительства РФ в финансово-кредитной сфере входят:
а) назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
б) осуществление надзора за деятельностью органов арбитража;
в) осуществление контроля за использованием федерального бюджета;
г) принятие мер по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
97. Определение: "Коммерческое учреждение, являющееся лицом, которому предоставлено право привлекать денежные средства с физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять другие коммерческие операции" относится к:
а) таможне;
б) налоговой инспекции;
в) банку;
г) антимонопольному комитету.
98. Бюджетный процесс в Российской Федерации осуществляют:
а) органы исполнительной власти;
б) органы законодательной и исполнительной власти;
в) органы законодательной, судебной и исполнительной власти;
г) органы законодательной власти.
99. Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государства, выраженная в законе, - это:
а) бюджет;
б) финансовая деятельность;
в) кредит;
г) дотации.
100. Вопросы назначения и освобождения от должности Председателя Банка России (Центрального банка) отнесены к ведению:
а) Президента РФ;
б) Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
в) Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
г) Председателя Правительства РФ.
101. Не является элементом финансово-кредитной системы РФ:
а) финансирование экономики;
б) биржевая деятельность;
в) страхование;
г) бюджетный процесс.
102. Задачами территориальных органов федеральной службы РФ по финансовому мониторингу (финансовая разведка) являются:
а) участие в сборе, обработке и анализе информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
б) производство дознания по экономическим правонарушениям;
в) производство предварительного следствия по предмету своего ведения;
г) все перечисленное.
103. К органам взимания налогов относится:
а) Федеральная таможенная служба России;
б) Министерство экономического развития и торговли РФ;
в) Федеральная служба по налогам и сборам РФ;
г) МВД России.
104. Какие из органов исполнительной власти вырабатывают федеральную экономическую политику, устанавливают виды и размер налогов и сборов:
а) органы местного самоуправления;
б) Правительство РФ;
в) Министерство экономического развития и торговли РФ;
г) Федеральная служба по налогам и сборам РФ;
д) администрация субъектов РФ.
105. Какой из перечисленных органов исполнительной власти осуществляет межотраслевое управление:
а) Министерство транспорта РФ;
б) Федеральная служба безопасности;
в) Правительство РФ;
г) никакой.
106. Органом управления жилищно-коммунальным хозяйством является:
а) строительно-монтажное управление;
б) академия жилищно-коммунального хозяйства;
в) ремонтно-эксплуатационное управление;
г) Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
107. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является специально уполномоченным государственным органом в:
а) области племенного животноводства;
б) области семеноводства сельскохозяйственных растений;
в) аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма;
г) области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
108. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области:
а) экспортного контроля;
б) контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения;
в) обеспечения соблюдения карантина растений;
г) лицензирования отдельных видов деятельности.
109. К почтовой связи относятся:
а) федеральная фельдъегерская связь;
б) телеграфная связь;
в) факсимильная связь;
г) все перечисленные.
110. Тарифы почтовых отправлений в РФ устанавливаются:
а) Правительством РФ;
б) Министерством связи РФ по согласованию с Правительством РФ;
в) Министерством связи РФ;
г) почтовыми отделениями.
111. К управлению в экономическо-хозяйственной области относятся:
а) управление в области внутренних дел;
б) управление в области здравоохранения;
в) управление в области жилищно-коммунального хозяйства;
г) все перечисленные.
112. Основной функцией Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ является:
а) осуществление аттестации и переаттестации научных и научно-педагогических кадров;
б) присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и званий;
в) организация научной и преподавательской деятельности в образовательных и научных учреждениях;
г) подготовка экспертных заключений по приоритетным вопросам науки, техники, образования.
113. К высшим образовательным учреждениям не относится:
а) академия;
б) университет;
в) лицей;
г) институт.
114. Деятельность образовательных учреждений регламентируется:
а) типовыми положениями и разрабатываемыми на их основе уставами;
б) образовательными программами и методическими разработками органов управления образованием;
в) государственными образовательными стандартами;
г) уставами образовательных учреждений.
115. Диплом о присвоении бакалавра в многоуровневой структуре подготовки специалистов высшей школы означает получение:
а) базового высшего образования;
б) неполного высшего образования;
в) незаконченного высшего образования;
г) полного высшего образования.
116. К образовательным учреждениям общего и среднего профессионального образования не относится:
а) институт;
б) лицей;
в) училище;
г) гимназия.
117. К сфере социального развития и культуры относится управление:
а) торговлей и общественным питанием;
б) правоохранительной деятельностью;
в) иностранными делами;
г) здравоохранением.
118. Основными задачами Федеральной таможенной службы (ФТС) России являются:
а) участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;
б) содействие развитию национальных культур народов Российской Федерации;
в) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;
г) обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Российской Федерации.
119. Основными задачами ФСБ России являются:
а) информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
б) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
в) осуществление межотраслевой координации и функционального регулирования деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, производства строительных материалов, конструкций и деталей;
г) выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;
д) все перечисленное.
120. В систему органов безопасности Российской Федерации входят:
а) Федеральная служба безопасности России, Служба внешней разведки России, Федеральная пограничная служба России, Федеральное агентство правительственной связи и информации России;
б) Служба внешней разведки России и Федеральная пограничная служба России;
в) ФСБ России, Служба внешней разведки России, Федеральная пограничная служба России, Министерство обороны РФ;
г) все перечисленные.
121. Процедуру выезда и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации регулируют органы системы:
а) МВД;
б) ФСБ;
в) МИД России;
г) все перечисленные.
122. Задачами Министерства внутренних дел РФ являются:
а) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
б) обеспечение противопожарной безопасности;
в) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
г) обеспечение исполнения уголовных наказаний.
123. Как соотносятся между собой понятия "милиция" и "органы внутренних дел":
а) милиция входит в органы внутренних дел;
б) органы внутренних дел входят в состав милиции;
в) разнозначные понятия.
124. Органами внутренних дел на ранее судимых лиц, за которыми установлен административный надзор, могут быть наложены ограничения на право:
а) свободы передвижения:
б) неприкосновенности жилища;
в) занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
г) все перечисленное.
125. Условия и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции регламентируются:
а) ФЗ "Об оружии";
б) ФЗ "О милиции";
в) ФЗ "Об оружии" и ФЗ "О милиции";
г) Положением о милиции общественной безопасности, утвержденным Указом Президента РФ в 1993 г.
126. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции запрещено в отношении:
а) лиц, обладающих депутатской и дипломатической неприкосновенностью;
б) женщин с явными признаками беременности, несовершеннолетних и лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица;
в) психических больных, невменяемых;
г) все перечисленное.
127. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции против женщин, несовершеннолетних и инвалидов разрешено в случае:
а) совершения ими вооруженного нападения;
б) осуществления нападения в составе группы, которое угрожает жизни людей;
в) оказания ими вооруженного сопротивления;
г) все перечисленное.
128. Подразделения ГИБДД, ОМОНа, патрульно-постовой службы милиции входят в состав:
а) подразделений внутренней службы;
б) милиции общественной безопасности;
в) криминальной милиции;
г) милиции общественной безопасности и криминальной милиции.
129. Проведение оперативно-розыскной деятельности и предварительного следствия по делам об особо тяжких и тяжких преступлениях входят в компетенцию:
а) криминальной милиции;
б) милиции общественной безопасности и криминальной милиции;
в) милиции общественной безопасности;
г) органов Федеральной службы безопасности России и прокуратуры;
д) органов ФСБ, прокуратуры и криминальной милиции.
130. Основными задачами ФСНП России являлись:
а) выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
б) координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;
в) обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
г) государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и их близких.
131. К какой из систем здравоохранения относятся медицинские вытрезвители:
а) государственной;
б) муниципальной;
в) частной;
г) ко всем перечисленным.
132. Решение о введении режима чрезвычайного или военного положения в Российской Федерации принимает:
а) Совет Федерации;
б) Государственная Дума;
в) министр обороны РФ с последующим утверждением Советом Федерации;
г) Президент РФ с последующим утверждением Советом Федерации.
133. В условиях чрезвычайного положения в соответствии со ст. 56 Конституции Российской Федерации может быть ограничено право граждан на:
а) участие в управлении делами государства;
б) свободу передвижения, проведения собраний, митингов, шествий;
в) судебную защиту прав и свобод, получение юридической помощи;
г) свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища.
134. К социальным причинам, вызывающим необходимость введения режима чрезвычайного положения, относятся:
а) массовые беспорядки;
б) авария на АЭС, радиоактивное заражение местности;
в) забастовка;
г) все перечисленное.
135. При попытке насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, межнациональных конфликтах, создающих угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной жизнедеятельности государственных органов, может быть введен режим:
а) чрезвычайного положения;
б) военного положения;
в) чрезвычайной ситуации;
г) проведения контртеррористической операции.
136. Срок действия режима чрезвычайного положения на части территории Российской Федерации, после чего необходимо его прекращение или продление, составляет:
а) 30 дней;
б) 60 дней;
в) 90 дней;
г) 1 год.
137. Усиление мер административной ответственности в период действия режима чрезвычайного положения заключается в:
а) увеличении штрафных санкций за некоторые виды проступков;
б) установлении особых административно-процессуальных правил;
в) закреплении в законодательстве новых составов проступков;
г) все перечисленное.
138. Режим военного положения вводится на следующий срок:
а) 120 дней;
б) период военного времени;
в) на неопределенное время;
г) до окончания ликвидации непосредственной военной угрозы.
139. Определение: "Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории" относится к понятию:
а) государственная безопасность;
б) оборона;
в) Вооруженные Силы Российской Федерации.
140. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является:
а) Председатель Правительства Российской Федерации;
б) министр обороны Российской Федерации;
в) Президент Российской Федерации;
г) начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
141. Определение: "Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз" относится к понятию:
а) оборона;
б) безопасность;
в) охрана государственной границы;
г) разведка.
142. Классификация: ракетные войска стратегического назначения; сухопутные войска; военно-воздушные силы и войска ПВО - относится к понятию:
а) виды Вооруженных Сил РФ;
б) силы обеспечения безопасности;
в) военные структуры;
г) система мер обороны.
143. Основными задачами МЧС России являются:
а) осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
в) ведение оперативно-розыскной деятельности;
г) обеспечение особого административно-правового режима чрезвычайного положения.
144. Разновидностями дипломатических представительств являются:
а) посольства и торговые представительства;
б) посольства, консульства, миссии;
в) посольства, консульства и торговые представительства.
145. Государственное управление в области иностранных дел осуществляют:
а) Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Министерство иностранных дел РФ;
б) Президент РФ, Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ и его дипломатические представительства и консульские учреждения за границей;
в) Министерство иностранных дел РФ;
г) Министерство иностранных дел РФ, министерства иностранных дел субъектов РФ, а также их дипломатические представительства и консульские учреждения за границей.
146. Правом назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах обладает:
а) Председатель Правительства РФ;
б) Президент РФ;
в) Министр иностранных дел РФ;
г) Совет Федерации.
147. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) выполняет следующие задачи:
а) участие в формировании правовых основ системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
б) возбуждение в установленном порядке уголовных дел в отношении виновных лиц;
в) государственное управление в вопросах использования атомной энергии;
г) все перечисленные.
148. Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по:
а) организации выборов судей, обобщения судебной практики;
б) обеспечению личной безопасности судей;
в) организации и осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда;
г) обеспечению общественного порядка и безопасности.
149. Органы юстиции осуществляют управление:
а) органами ЗАГСа;
б) судебно-экспертными учреждениями;
в) органами прокуратуры;
г) судами.
150. Государственное управление воздушным транспортом осуществляют:
а) Министерство транспорта Российской Федерации;
б) Федеральная авиационная служба России;
в) Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением;
г) все перечисленные.
151. Основными задачами МПС России являются:
а) создание условий для устойчивой работы федерального железнодорожного транспорта с целью своевременного и качественного обеспечения во взаимодействии с другими видами транспорта потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельности всех отраслей экономики и национальной безопасности государства;
б) организация работы по обеспечению безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на водном, воздушном и федеральном железнодорожном транспорте;
в) создание совместно с железными дорогами сферы услуг с целью обеспечения конкурентоспособности федерального железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг;
г) все перечисленное верно.
152. Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по:
а) решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала;
б) участию в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
в) совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда;
г) обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
153. Основными задачами Федеральной службы Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства являются:
а) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
б) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
в) осуществление лицензирования предпринимательской деятельности;
г) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов);
д) все перечисленное верно.
154. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет управление в области транспортного комплекса, который включает в себя:
а) гражданскую авиацию;
б) морской, внутренний водный и автомобильный транспорт;
в) метрополитены;
г) железнодорожный транспорт.