Синьхайская революция 1911 и ее последствия. Партия Гоминьдан
Синьхайская революция (кит. упрощ. 辛亥革命, пиньинь xīnhài gémìng) — революция в Китае. Началась Уханьским восстанием 1911 года (в год «синьхай» по старому китайскому календарю). В результате неё была свергнута маньчжурская династия, разрушена империя Цин и провозглашена республика. Одним из геополитических результатов Синьхайской революции для России стало провозглашение независимости Внешней Монголии, признавшей вассальную зависимость от маньчжурской династии в 1691 году на сейме в Долон-норе. Малозаселённая, но обширная Монголия стала важным буферным государством между Российской империей и Китаем, а затем между СССР и КНР.
Сычуаньское восстание
В мае 1911 года маньчжурское правительство национализировало частную акционерную компанию по строительству Хугуанских железных дорог (это был гигантский проект создания китайцами железной дороги Чэнду-Ханькоу-Гуанчжоу), что ударило по миллионам налогоплательщиков в четырёх провинциях. На местах начались беспорядки. 24 августа в Чэнду состоялся митинг, собравший несколько десятков тысяч человек. На местах беднота громила налоговые управления и полицейские участки. Оппозиция призвала население не платить поземельный налог. В сентябре маньчжуры перебросили «новые войска» из провинции Хубэй в Сычуань для подавления непокорных. В ответ лидеры движения выпустили воззвание о «самообороне Сычуани», то есть по сути о её независимости от Пекина. Расстрел безоружной демонстрации послужил сигналом к вооружённой борьбе. Первым восстало население уездного центра Синьцзинь. Город оказался в руках повстанцев. На их сторону перешли части «новой армии», посланные на подавление. Так началось Сычуаньское восстание сентября-октября 1911 года, положившее начало свержению цинской монархии. Опорой Сычуаньского восстания стали тайные общества. Их вооружённые отряды из многих уездов и округов двинулись на Чэнду. Вооружённая борьба охватила всю провинцию. К началу октября цинским войскам ценой огромных усилий удалось подавить основные очаги сопротивления. Хотя первое сражение с цинским режимом оказалось проигранным, в целом Сычуаньское восстание резко усилило антиманьчжурские настроения по всей стране.
Учанское восстание
24 сентября произошёл стихийный бунт в артиллерийском дивизионе под Учаном (один из трёх городов трёхградья Ухань в провинции Хубэй). Подавив выступление солдат, отказавшихся повиноваться офицерам, хугуанский наместник ввёл в городе военное положение. Революционеры наметили начало восстания на 16 октября, но об этом стало известно властям. Начались повальные аресты и казни заговорщиков. Тогда вечером 10 октября сапёрный батальон, к которому присоединились два пехотных полка и артдивизион (всего до 4 тысяч солдат) захватили Учан. 12 октября в руках восставших было всё трёхградье Ухань. Власть в Ухане мирно перешла в руки оппозиции во главе с председателем комитета и лидером местных либералов шэньши Тан Хуалуном. Во главе хубэйского военного правительства был поставлен командир смешанной бригады «новых войск» генерал Ли Юаньхун. Новая власть объявила Китай республикой и призвала население перейти на сторону восставших. В знак освобождения от ига маньчжуров республиканцы срезали косы. Консулам держав в Ханькоу были направлены ноты с признанием всех неравноправных договоров, заключённых династией Цин.
Жители Уханя с энтузиазмом поддержали восставших солдат. За несколько дней численность республиканских вооружённых сил увеличилась до нескольких десятков тысяч человек. Наличие в Учане крупного арсенала, порохового завода, складов оружия и боеприпасов позволило быстро вооружить добровольцев, влившихся в хубэйскую армию. Новое правительство, конфисковавшее большие запасы серебра, банкнот и медных денег, на первых порах могло платить жалованье солдатам. Успех Учанского восстания был обусловлен позицией местных частей Наньянской армии. В ходе боёв к восставшим полкам и батальонам присоединилось большинство солдат и офицеров хубэйской дивизии «новых войск».
На подавление Учанского восстания маньчжуры направили в район Ханькоу две отборные дивизии и одну смешанную бригаду Бэйянской армии. Дивизиями командовали лучшие генералы Сяочжаньской группировки — Фэн Гочжан и Дуань Цижуй. Руководить операцией был послан военный министр маньчжур Ичан. На Янцзы его воинство поддерживала эскадра адмирала Са Чжэньбина. Наступавшие с севера цинские силы имели подавляющий перевес над хубэйскими войсками, значительную часть которых составляли вступившие в них в период восстания необученные добровольцы.
Напуганные восстаниями наньянских войск, цинские власти решили срочно вернуть из ссылки Юань Шикая. Цинское правительство предложило опальному сановнику пост наместника Хугуана (в данное наместничество входила территория провинций Хунань и Хубэй), рассчитывая его руками подавить «мятежников». Однако роль всекитайского палача Юань Шикая не устраивала. После его отказа маньчжуры 22 октября срочно созвали в Пекине Верховную совещательную палату, надеясь на помощь с её стороны. Однако этот «предпарламент», сстоявший из либералов-конституционалистов, потребовал немедленного введения конституции и снятия императорской родни с ключевых постов.
Тем временем в одной провинции за другой начинались новые восстания частей Наньянской армии. 22 октября войска свергли цинскую власть в Чанша, на следующий день — в Цзюцзяне, а 24 октября — в Наньчане и Сиани. В итоге провинции Хунань и Шэньси провозгласили независимость от Пекина. В ответ на это ещё верные маньчжурам части Бэйянской армии после упорных боёв 2 ноября овладели Ханькоу. Город был сожжён и разграблен, многие его жители — расстреляны. Однако эта акция устрашения привела к обратным результатам. На сторону республиканцев, по сути, перешла Верховная совещательная палата, потребовавшая проведения срочного расследования и сурового наказания тех, кто отдал приказ сжечь и разграбить Ханькоу. К хубэйским повстанцам присоединилась эскадра Са Чжэньбина, республиканцы укрепили оборону Ханьяна и Учана. Хубэйские революционеры добились назначения Хуан Сина на пост главнокомандующего, провели новый набор в армию и обучение добровольцев.
Шицзячжуанский мятеж
Напуганные стремительным развалом империи, князь-регент и Икуан попробовали предотвратить гибель династии новыми обещаниями. Признавая свою вину за восстания в провинциях, маньчжуры поклялись ввести конституцию, амнистировать всех политзаключённых, легализовать все политические организации, уравнять в правах маньчжуров и китайцев и гарантировать личную неприкосновенность всех подданных империи. Однако все эти запоздалые уступки никак не повлияли на республиканский лагерь. Великие державы провозгласили нейтралитет и отказали маньчжурам в помощи. Единственной надеждой на спасение для династии Цин оставалась Бэйянская армия. Тогда маньчжуры вторично предложили Юань Шикаю возглавить подавление «бунта». Юань Шикай поставил следующие условия: передача ему всей полноты власти в военной сфере, созыв парламента и создание ответственного перед ним кабинета министров, амнистия всем участникам антиманьчжурской борьбы и легализация политических партий. Маньчжуры поначалу не приняли этих условий.
Пока династия и генерал торговались из-за власти, две дивизии Бэйянской армии 29 октября в Шицзячжуане вышли из повиновения маньчжурам. Их командиры — генералы У Лучжэнь и Чжан Шаоцзэн — потребовали прекращения боевых действий против восставших в долине Янцзы и введения конституции. В противном случае обе дивизии были готовы начать поход на столицу. В тот же день в Тайюани против маньчжуров выступили солдаты и офицеры «новых войск» во главе с Янь Сишанем, провинция Шаньси вышла из состава Цинской империи и присоединилась к восставшему республиканскому лагерю. У Лучжэнь и Янь Сишань договорились о совместном наступлении на Пекин для свержения династии Цин. Данная ситуация оказалась опасной и для маньчжуров, и для Юань Шикая. Выступление этих двух дивизий без согласия «отца новой армии» нарушило бы дисциплину внутри Бэйянской группировки. Кроме того, мятежные генералы грозили свергнуть династию собственными силами и тем самым оставить Юань Шикая ни с чем. Справедливо опасаясь, что власть в Пекине возьмут другие, он приказал убить У Лучжэня. Со смертью последнего «мятеж» в Шицзячжуане на время захлебнулся.
Идеологом и организатором Гоминьдана являлся доктор Сунь Ятсен, сторонник китайской националистической идеи, который в 1894 году в Гонолулу на Гавайях основал Общество возрождения Китая[2]. В 1905 году Сунь Ятсен присоединился к другим антимонархическим обществам в Токио, чтобы основать Революционный альянс, целью которого было свержение династии Цин и образование республики. Альянс принимал участие в планировании Синьхайской революции 1911 года и основании Китайской республики 1 января 1912 года. Однако у Сунь Ятсена не было военной силы и он вынужден был уступить должность временного президента республики милитаристу Юань Шикаю, который 12 февраля организовал отречение от власти последнего императора Китая.
Гоминьдан был учрежден 25 августа 1912 года в Пекине, где Революционный альянс и несколько мелких революционных партий соединили усилия, чтобы участвовать в национальных выборах[3]. Сунь Ятсен был избран главой партии, а Хуан Син стал его заместителем. Наиболее влиятельным членом партии был третий по старшинству человек, Сун Цзяожэнь, который обеспечил массовую поддержку партии со стороны аристократии и купцов, которые симпатизировали конституционной парламентской демократии. Члены Гоминьдана видели себя в качестве сдерживающей силы при правлении Юань Шикая, и их основным политическим противником стали конституционные монархисты. В декабре 1912 года Гоминьдан получил подавляющее большинство голосов в Национальной ассамблее.
Юань Шикай игнорировал парламент, а в 1913 году приказал убить парламентского лидера Сун Цзяожэня. В июле 1913 года члены Гоминьдана под предводительством Сунь Ятсена устроили Вторую революцию, плохо спланированное вооруженное восстание против Юань Шикая. Восстание было подавлено, в ноябре президент объявил Гоминьдан вне закона, и многие члены партии вынуждены были искать политическое убежище в Японии. В начале 1914 года парламент был распущен, а в декабре 1915 года Юань Шикай объявил себя императором.
В 1914 году, находясь в Японии, Сунь Ятсен учредил Китайскую революционную партию, но многие из его старых товарищей, включая Хуан Сина, Ван Цзинвэя, Ху Ханьмина и Чэнь Цзюнмина отказались присоединиться к нему и не поддержали его намерение поднять очередное вооруженное восстание против Юань Шикая. Новые члены Китайской революционной партии должны были приносить присягу на верность самому Сунь Ятсену, и многие революционеры сочли это антидемократичной тенденцией, противоречащей духу революции.
Сунь Ятсен вернулся в Китай в 1917 году и учредил в Кантоне собственное правительство, но вскоре был изгнан и вынужден был бежать в Шанхай. 10 октября 1919 года он возродил свою партию, но теперь назвал ее «Китайский Гоминьдан», так как старая организация носила имя просто «Гоминьдан». В 1920 году Сунь Ятсен и его партия вновь получили власть в Гуанчжоу. После неудачных попыток получить признание за рубежом в 1923 году Гоминьдан договорился о сотрудничестве с Советской Россией. Начиная с этого года в южный Китай начали приезжать советники из СССР, наиболее значительным из которых был представитель Коминтерна Михаил Бородин. Их задачами являлись реорганизация Гоминьдана и налаживание сотрудничества между ним и Коммунистической партией Китая, в результате чего был создан Первый объединенный фронт двух партий.
Русские советники помогли националистам с обучением агитаторов, а в 1923 году один из доверенных людей Сунь Ятсена Чан Кайши был направлен в Москву на военные и политические курсы. На первом партийном съезде в 1924 году, где также присутствовали члены других партий, в том числе коммунисты, была принята программа Сунь Ятсена, основанная на «трех народных принципах»: национализме, демократии и процветании.