Борьба с интервентами и петлюровцами (декабрь 1918 - май 1919 г.)
В ночь с 7 на 8 декабря партизаны вошли в Тирасполь, заняли важнейшие учреждения, освободили политических заключенных. Но город оказался окруженным со всех сторон противником. На смену выдворенным из этих краев австро-германцам и гетманцам пришли петлюровцы и французские интервенты. Петлюровский слободской полк атаковал позиции партизан, и они вынуждены были покинуть город.
В аграрном вопросе петлюровская администрация продолжала политику гетманцев. Однако, учитывая высокий авторитет Советов в массах трудящихся, она проявила большую гибкость, выдвинув идею создания трудовых Советов. Правда, реализовать эту идею не успели, так как 30 января 1919 г. по заданию штаба Временного революционного комитета при Одесском областном комитете КП(б)У партизаны окрестных сел, отряд с. Маяки и местные подпольщики освободили Тирасполь. Власть перешла к вышедшему из подполья ВРК, во главе которого стоял бывший матрос, партизанский командир А. Глинка. Ревком объявил о восстановлении Советской власти в уезде, назначил комиссаров на железнодорожную станцию, телеграф, почту, в тюрьму. Были произведены аресты контрреволюционных элементов. Отношение ВРК к врагам революции было достаточно жестким. Так, в приказе 1 Тираспольского ВРК говорилось: «ВРК предлагает всем гражданам сохранять тишину и спокойствие. Всякое контрреволюционное выступление, а равно саботаж и противосоветская агитация будут преследоваться по законам военного времени». В этой войне никто не щадил своих врагов.
Тирасполь занимал важное стратегическое положение на железнодорожной магистрали, что являлось серьезным препятствием для осуществления связи между французскими интервентами, обосновавшимися в Одессе, и Румынией. Нужно было принимать срочные меры по освобождению города от партизан. Командование союзников в Одессе отдало приказ об отправке из Бендер на левый берег румыно-французского отряда, наступление которого сорвало торжественную демонстрацию, назначенную на 4 февраля 1918 г. в Тирасполе. В первой атаке, отбитой защитниками города, интервенты потеряли 100 человек убитыми, 32 были взяты в плен. Попытка атаковать город со стороны Кицкан также не увенчалась успехом: переправившиеся через Днестр партизаны подавили артиллерийские огневые точки и выбили противника из сел Кицканы, Слободзея и Талмазы.
Французские солдаты, которые должны были стать главной опорой интервентов, не без помощи Иностранной коллегии при Одесском областкоме КП(б)У оказались зараженными революционным вирусом. Так, солдаты 58-го Авиньонского французского пехотного полка, расквартированного в Бендерах, отказались выступить против повстанцев благодаря подпольщикам-коммунистам, которые вели среди них активную пропаганду.
февраля наступление из Одессы белогвардейских, польских и французских отрядов, снабженных артиллерией и танками, заставило партизан покинуть Тирасполь. Белогвардейцы и интервенты вошли в город. Буквально за несколько дней они расстреляли 89 человек. Чтобы удержать за собой Тирасполь, французское командование приказало румынским войскам немедленно занять железнодорожные линии Тирасполь-Раздельная и Раздельная-Бирзула. Но повстанцы, несмотря ни на что, продолжали оказывать сопротивление: румынские оккупанты подвергались нападениям приднестровских партизан, которые одновременно наносили удары и по петлюровским отрядам в районе Новосавицкой, у сел Гребеники, Малое Плоское, Ташлык и др. Численность партизанских отрядов увеличивалась за счет беженцев из-за Днестра, поток которых усилился после разгрома Хотинского восстания* в конце января 1919 г. Железнодорожные станции и населенные пункты по линии Кодыма-Слободка-Бирзула-Балта несколько раз переходили из рук петлюровцев в руки партизанского отряда Дьячишина. Активно действовали тираспольский, дубоссарский, григориопольский, малаештский отряды.
В это же время в освобожденной 6 апреля советскими войсками Одессе формировался I Бессарабский красноармейский полк. 9 апреля здесь был создан Бессарабский революционный комитет во главе с большевиком И.Н. Криворуковым, который формировал новые советские части из бессарабцев-добровольцев для подавления захватчиков.
Петлюровцы и румынские интервенты, осознавая неизбежность своего разгрома в Приднестровье, оставляли за собой выжженную землю. «Остатки украинских банд Козубского, - писала газета «Знамя борьбы» 19 апреля 1919 г., - продолжают терроризировать жителей Тирасполя. Все, что было в городе, разгромлено и разграблено. Румыны, прикрывающие зверства Козубского и способствующие ему в этом, объявили по всей местности насильственную мобилизацию». Грабеж, мародерство, реквизиции стали привычным делом. Румынские интервенты совместно с петлюровцами угнали из Тирасполя 1755 груженных награбленным добром вагонов, 46 паровозов. Большое количество груженых вагонов, которые они не сумели вывезти, было сожжено.
апреля советские войска, основную силу которых составляли местные повстанческие отряды, вступили в Тирасполь, а через два дня, 19 апреля, - в Рыбницу. В Дубоссарах Советскую власть восстанавливали местными силами. 13 апреля здесь был образован ВРК, в приказе ¹ 1 которого содержалось предупреждение о том, что «всякая агитация против Советской власти, против отдельных национальностей, а также призыв к погрому будет караться беспощадно…» Так совместными действиями частей Красной Армии, партизанских и повстанческих отрядов Приднестровье было очищено от петлюровцев. На повестку дня встал вопрос о полном освобождении Бессарабии от оккупантов.
Поражение Хотинского восстания не сломило жителей Бессарабии, включившихся в активную борьбу против румынской администрации. Одним из важнейших центров этой борьбы стали Бендеры.