Основы правового статуса города Москвы как субъекта Российской Федерации – города федерального значения
Понятие «субъект Федерации» было введено Федеративным договором 1992 г. и затем перешло в Конституцию Российской Федерации 1993 г., при этом ряд бывших административно-территориальных единиц государства (края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург) получили статус равноправных субъектов Российской Федерации.
Под субъектом Российской Федерации в конституционном праве понимается публично-правовое образование, входящее в состав единого федеративного государства, – Российской Федерации, – и наделенное конституционно гарантированными полномочиями по осуществлению государственной власти на подведомственной территории.[66]
Конституционно-правовой статус города Москвы как субъекта Российской Федерации регулируется Конституцией и Уставом города, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы (ч. 2 ст. 66 Конституции).
Согласно ч.5 ст. 66 Конституции статус субъекта может быть изменен по его взаимному согласию с Российской Федерацией и в соответствии с федеральным конституционным законом. Под изменением статуса субъекта Федерации следует понимать нормативное закрепление установленных по взаимному согласию РФ и ее субъекта особенностей в элементах общего конституционного статуса конкретного субъекта. Речь может идти об особенностях реализации на территории субъекта общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления, о закреплении определенных региональных особенностей отдельных государственно-правовых институтов, установлении некоторых изъятий в полномочиях органов государственной власти субъекта и т.д.[67]
Следует отметить, что правовой статус субъекта Российской Федерации в научной юридической литературе исследован достаточно полно[68]. Учитывая мнения ученых и практиков, высказанные в указанных работах, конституционно-правовой статус города Москвы можно определить как совокупность установленных Конституцией и Уставом города прав, обязанностей и ответственности города Москвы как равноправного субъекта Российской Федерации во взаимоотношениях с субъектами конституционного права Российской Федерации и уставного права города Москвы (государственно-правовых отношений).
К числу элементов конституционно-правового статуса города Москвы как субъекта РФ можно отнести следующие:
1. Город Москва обладает собственной территорией.
Из положения ч.1 ст. 67 Конституции, в соответствии с которым территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, следует, что каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Устава города Москвы, территория города составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации.
Территории субъектов имеют многофункциональное назначение, в частности: 1) служат основой пространственной организации институтов непосредственной демократии (выборов и референдумов, собраний и сходов граждан и т.д.); 2) определяют пространство, на котором функционируют общественные объединения (политические партии, профессиональные союзы, иные общественные организации) и другие институты гражданского общества; 3) составляют пространственную основу осуществления государственной власти; 4) выступают основой территориальной организации местной (муниципальной) власти.[69]
Формирование современной границы города Москвы, в целом, было завершено к концу 1984 года принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1984 г. № 541 «Об установлении городской черты г. Москвы».[70]
В настоящее время территориальное деление города Москвы и описание границ районов города осуществляется на основании Устава города и Закона города Москвы от 5 июля 1995 г. № 13-47 «О территориальном делении города Москвы» (ред. от 28.11.2007 г.).[71] Территориальное деление Москвы – это взаимосвязанная система территориальных единиц, создаваемая в пределах границ города (ст. 1 Закона № 13047). Территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы (ч. 1 ст. 15 Устава города).
(Более подробно уставные основы территориального устройства города Москвы рассматриваются в четвертой главе учебника).
2. Наличие собственного Устава и законодательства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 5), республики имеют свои конституции и законодательство, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа имеют свои уставы и законодательство. Уставы наряду с республиканскими конституциями занимают особое место в системе региональных источников права как нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам субъектов РФ и учредительный характер. Возникновение устава как основного закона края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа связано с существенными изменениями федеративных отношений в РФ, повышением юридического статуса краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и их признанием наравне с республиками полноправными субъектами Федерации.[72]
Устав города Москвы был принят 28 июня 1995 года и затем неоднократно изменялся. Устав состоит из 13 глав и 85 статей. Уставом города Москвы регулируются вопросы определения территории города, установлены принципы народовластия, символика города, система правовых актов города, установлены полномочия города Москвы, административно-территориальное деление, отношения собственности и земельно-имущественные отношения, бюджетно-финансовая система города, местное самоуправление.
В Уставе закрепляются основы организации системы и правового положения органов органов государственной власти города Москвы. Отдельной главой регулируются основы судебной власти и правоохранительных органов города Москвы. Уставом города регулируются также формы непосредственной демократии в Москве.
Учитывая особый статус Москвы как столицы Российской Федерации, Устав содержит отдельную главу, посвященную осуществлению Москвой столичных функций. Москва как субъект Федерации является участником международных, внешнеэкономических и межрегиональных отношений, что закреплено в отдельной главе Устава. Уставом также регулируется порядок внесения поправок в Устав.
(Место и роль Устава в системе и иерархии правовых актов города Москвы (источников уставного права города) рассматривается в первой главе учебника).
3. Город Москва образует свою систему органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
В соответствии с требованиями Конституции (ч.1 ст.77) система органов власти субъекта РФ должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительный органов государственной власти, установленным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
В соответствии с Уставом города, постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума. Исполнительную власть в Москве осуществляют Мэр Москвы – высшее должностное лицо города; Правительство Москвы – высший постоянно действующий коллегиальный орган исполнительной власти города, обладающий собственной компетенцией и обеспечивающий согласованную деятельность других органов исполнительной власти города; отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города. Судебная система в городе Москве является составной частью судебной системы Российской Федерации и включает в себя Московский городской суд, районные суды, Арбитражный суд города Москвы, Уставный суд города Москвы, мировых судей, другие судебные органы, учрежденные в соответствии с федеральным законом.
(Более подробно система и основы правового положения органов государственной власти города Москвы рассматриваются в пятой главе учебника).
4. Город Москва обладает компетенцией по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также по предметам собственного исключительного ведения.[73]
5. Город Москва обладает государственной символикой.
В соответствии со ст. 8 Устава, город Москва имеет герб, флаг и гимн. Описание герба, флага и гимна города Москвы и порядок их использования регулируются Законами города Москвы от 11 июня 2003 г. № 38 «О флаге города Москвы»,[74] № 39 «О гербе города Москвы»,[75] а также Законом города Москвы от 14 июля 1995 г. № 15-51 «О гимне города Москвы».[76]
6. На территории города Москвы в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Уставом города Москвы осуществляется местное самоуправление.
(Более подробно уставно-правовые основы организации местного самоуправления рассматриваются в восьмой главе учебника).