Понятие правовой процедуры и юридического процесса, их соотношение.
Юридический процесспредставляет собой урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах.
Особенности юридического процесса заключаются в следующем:
во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;
во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;
в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
Виды юридического процесса различаются прежде по отраслевому признаку. Конституция РФ закрепляет четыре вида процессов: гражданский, уголовный, административный, конституционный. Как особая разновидность гражданского процесса в системе российского права существует арбитражный процесс.
Следует иметь в виду, что процесс — более широкая категория, нежели процедура. Процедура характерна только для деятельности человека. Она формируется им осознанно в связи с необходимостью наиболее целесообразной организации совместной деятельности. Особое значение имеют процедуры в сфере действия права.
видуального (акты применения права) характера.
Юридическая процедура представляет собой последовательность действий, во-первых, урегулированных нормами права и, во-вторых, направленных на достижение определенного правового результата.
В зависимости от вида правовых норм,регулирующих то или иное отношение, можно говорить о регулятивной и охранительной юридической процедуре. Регулятивная процедура является служебной по отношению к регулятивным правовым нормам, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Такая процедура получила в литературе наименование позитивной (положительной), то есть рассчитанной на нормальное, ординарное развитие общественных связей, когда права и интересы субъектов права не нарушаются и не оспариваются, но существует необходимость их осуществления в определенной последовательности. Охранительная процедура служит цели реализации охранительных норм, направленных на защиту прав субъектов в случае их нарушения либо оспаривания, и предполагает применение мер юридической ответственности к правонарушителю. Такой вид процедуры получил наименование юридического процесса (юрисдикционной деятельности).
Принципиальное различие между позитивной юридической процедурой и процессом заключается в том, что они призваны обслуживать разные виды материально-правовых норм (регулятивные и охранительные), соответственно цели этих процедур также не могут не различаться. Как уже было отмечено, позитивная процедура есть порядок осуществления правовых предписаний в нормальном, обычном варианте их развития, то есть в отсутствие нарушения юридических норм. Процесс же рассчитан на защиту нарушенных или оспариваемых субъективных прав и законных интересов и регламентирует применение к лицу особых государственных принудительных мер, в обобщенном виде известных как санкции.
Из этого вытекают и более частные отличия позитивной процедуры от юридического процесса. Так, позитивные процедуры чрезвычайно разнообразны и относятся к так называемым типовым процедурам, то есть предназначены для регулирования какой-либо одной группы отношений в рамках отрасли права. Например, в праве социального обеспечения процедуры привязаны к определенным материальным нормам (процедура обращения за пенсией, процедура назначения пособий и т. д.), тогда как на уровне отрасли не существует единых процедурных правил. В отличие от этого, процессуальные нормы предназначены для защиты разнообразных охранительных норм, например, все охранительные нормы административного права реализуются посредством единой процедуры – административного процесса, а в рамках гражданского судопроизводства возможна защита гражданских, семейных, жилищных, трудовых, избирательных и иных прав. Это позволило создать отдельные процессуальные отрасли гражданского и административного процесса, отличающиеся общностью используемых каждой из этих отраслей механизмов и средств реализации и защиты различных нарушенных прав.
Деятельность субъектов права по использованию процедурных норм может осуществляться как с участием правоприменительного органа, так и без такового, когда субъекты самостоятельно реализуют предоставленные им в процедурной сфере права и обязанности. Примером первой ситуации является процедура назначения пенсии, второй – заключение гражданско-правового договора (если не требуется его государственная регистрация). Для процесса обязательным признаком является участие в этой деятельности особого, третьего субъекта – юрисдикционного органа, наделенного определенной компетенцией, поскольку привлечение лица к юридической ответственности, разрешение возникшего спора с неизбежностью предполагает существование особого субъекта, независимого арбитра, который и должен определить, имело ли место нарушение прав лица и есть ли основания для применения санкций.
Процедурные нормы могут закрепляться как на нормативном, так и на индивидуальном уровне (например, в отдельном договоре может быть предусмотрена процедура его изменения, расторжения, пролонгации и т. п.), хотя последнее встречается достаточно редко (в рамках гражданского, трудового права). Стороны, реализуя принцип свободы договора, вправе самостоятельно определить порядок исполнения возникшего обязательства. Процессуальные нормы, напротив, могут закрепляться только в централизованном, как правило, законодательном порядке, что связано с необходимостью строжайшего соблюдения прав лица, в отношении которого решается вопрос о применении мер юридической ответственности.
В юридической литературе указывается также и то, что юридический процесс, в отличие от позитивной процедуры,детально регламентирован императивными правовыми нормами, тогда как процедура предоставляет субъектам известную свободу в выборе варианта поведения.
Указанные основные отличия позитивной процедуры и юридического процесса позволяют сделать вывод, что это суть разные виды процедурной деятельности, которые имеют как общие, так и отличительные черты. Для абсолютизации их сходства или различий нет оснований, поскольку это ведет к искажению действительного положения дел. В первом случае можно прийти к ошибочному выводу о поглощении позитивной процедуры юридическим процессом (так называемая «концепция единой процессуальной формы»), а во втором – к не менее ошибочному отрицанию процедурной природы юридического процесса.
Таким образом, можно прийти к заключению, что процесс представляет собой особую разновидность юридической процедуры, рассчитанную на борьбу с правовыми аномалиями, экстраординарными юридическими явлениями, возникающими в результате нарушения субъектами прав других лиц и неисполнения возложенных на них обязанностей.