Высший Государственный Совет Союза
Решает важнейшие вопросы развития Союза:
- рассматривает вопросы, затрагивающие права и свободы граждан Союза;
- образует в пределах своей компетенции органы Союза, обеспечивает их взаимодействие, определяет местонахождение и условия пребывания;
- утверждает бюджет союза, рассмотренный Парламентским Собранием Союза;
- принимает нормативные правовые акты Союза и утверждает международные договоры Союза, рассмотренные Парламентским Собранием Союза;
- обеспечивает взаимодействие органов Союза с органами государственной власти государств – участников Союза;
- принимает решения по вопросам обеспечения безопасности государств – участников Союза, их коллективной защиты от посягательств извне, охраны границ Союза, военного строительства, борьбы с преступностью;
- не реже одного раза в год заслушивает отчет Исполнительного Комитета Союза о реализации принятых органами Союза решений, в том числе об исполнении бюджета Союза.
Председателем Высшего Государственного Совета Союза поочередно является один из Президентов государств-участников Союза. Председатель Высшего Государственного Совета Союза:
- организует работу Высшего Государственного Совета Союза;
- председательствует на его заседаниях;
- по поручению Высшего Государственного Совета Союза ведет международные переговоры, заключает от имени Союза и с согласия Высшего Государственного Совета Союза и в пределах предоставленных Высшим Государственным Советом Союза полномочий международные договоры, представляет Союз в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Решения, принятые Высшим Государственным Советом Союза, подписываются Президентами государств-участников Союза.
Парламентское Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств – участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях:
- принимает нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств-участников Союза в целях унификации их законодательства;
- вносит предложения по вопросам развития нормативной правовой базы Союза в Высший Совет Союза и в органы государств-участников Союза, обладающие правом законодательной инициативы;
- содействует унификации законодательства государств- участников Союза;
- обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников Союза по вопросам, представляющим взаимный интерес;
- заслушивает информацию о деятельности Исполнительного Комитета Союза;
- рассматривает проект бюджета Союза;
- осуществляет контрольные функции в пределах, установленных Уставом Союза;
- заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза;
- рассматривает международные договоры, заключенные от имени Союза;
- содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союза;
- заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом Союза.
Парламентское Собрание Союза состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Каждая парламентская депутация включает равное число представителей: по 36 от государства-участника Союза. Делегирование представителей в состав Парламентского Собрания Союза, а также их отзыв осуществляются парламентами государств-участников Союза в соответствии с их регламентами. Срок действия и порядок прекращения полномочий депутаций определяются соответствующим парламентом самостоятельно.
Исполнительный Комитет Союза является постоянно действующим исполнительным органом Союза.
Председатель Исполнительного Комитета Союза и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом Союза.
Исполнительный Комитет Союза формируется Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей государств-участников. Персональный состав представителей государств-участников в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.
Функции и полномочия Исполнительного Комитета Союза, а также порядок его деятельности определяются положением о нем, утверждаемым Высшим Советом Союза по предложению Исполнительного Комитета Союза.
Равные права граждан Союза Беларуси и России (в Договоре между Республикой Беларусь т Российской Федерацией о равных правах граждан от 22 июля 1999 года):
Ø Избирать и быть избранным в выборные органы Союза;
Ø Участвовать в хозяйственной деятельности;
Ø Пользоваться гражданскими правами и свободами;
Ø Получать среднее, средне специальное, высшее и послевузовское профессиональное образование;
Ø Беспрепятственно обмениваться жилыми помещениями;
Ø Приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом;
Ø На защиту права собственности граждан;
Ø На трудоустройство, оплату труда, признание трудового стажа;
Ø На социальное обеспечение, медицинскую помощь.
№ 24. Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь
В средние века высшая государственная власть принадлежала одному лицу – монарху, который и служил воплощением единства власти. Монарх устанавливал наиболее важные правовые нормы (законодательная власть), решал главные вопросы управления страной (исполнительная власть), был верховным судьей (судебная власть). С развитием капиталистических отношений возникают идеи о необходимости распределения властных полномочий между несколькими государственными органами с целью ограничения власти монарха, недопущения произвола, злоупотреблений с его стороны.
Англичанин Джон Локк выдвинул концепцию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, союзную. Под последней он понимал полномочия в области внешней политики, то есть по проведению международных переговоров, заключению международных договоров и т. д. Несколько позже Шарль Монтескье (18 век) разработал теорию разделения властей, развив идею Локка. Монтескье выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
Теория разделения властей получила очень широкое распространение в мире и стала закрепляться в первых конституционных актах: Конституция США 1787 года, Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (в статье 16 названной Декларации содержалось известнейшее положение: общество в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет Конституции). (Принцип разделения властей выступает основой конституционного строя всех демократических государств и является настоящим столпом конституционализма).
Советские Конституции не закрепляли разделения властей, так как исходили из противоположного принципа: «Вся власть советам!». В советские время разделение властей критиковалось с позиции народовластия. Дело в том, что теория разделения властей требовала уравнять высшие государственные органы: органы, избираемые народом, с органами, которые назначались. Советские идеологи считали это недемократическим положением. В соответствии с принципом «Вся власть советам» высшая власть в СССР принадлежала Верховному Совету.
Действующая белорусская конституция признает разделение властей. Статья 6 гласит, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым конституция восприняла модель разделения властей, предложенную Монтескье, а не Локком.
Суть принципа разделения властей состоит в следующем:
1.Высшая власть в государстве должна распределяться между несколькими государственными органами;
2.Названые органы являются самостоятельными и равными в отношениях друг с другом;
3.Каждый из этих органов выполняет специфическую функцию, полномочия, которые образуют определенную ветвь власти. Соответственно выделяются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти:
Законодательная власть это установление наиболее важных правовых норм путем принятия законов. Законодательная власть в Беларуси представлена одним органом – Парламентом. (в этом ее уникальность)
Исполнительная властьесть организация исполнения законов и других законодательных актов. Данная ветвь представлена наибольшим числом государственных органов. Согласно Конституции, главным органом исполнительной власти выступает Правительство.
Судебная властьявляет собой разрешение наиболее значимых споров и других юридических вопросов посредством принятия обязательных для конкретных субъектов постановлений. Особенность судебной власти в Республике Беларусь заключается в отсутствии одного ведущего органа. Есть 3 высших органа судебной власти:
ü Конституционных Суд;
ü Высший Хозяйственный Суд;
ü Верховный Суд.
У Верховного суда и Высшего Хозяйственного суда имеются нижестоящие суды. Ниже Конституционного суда нет никого.
4.Каждый орган наделяется небольшой частью полномочий органа другой ветви власти. Это делается для того, чтобы государственные органы уравновешивали и сдерживали друг друга. Данное положение называется механизмом сдержек и противовесов.Формально он противоречит принципу разделения властей, но фактически служит его реализации. Например: Парламент может выразить недоверие Правительству, Правительство, в свою очередь, наделено правом законодательной инициативы, а суды могут признать противоправными акты и Парламента, и Правительства.
В Конституции Республики Беларусь упоминаются государственные органы, которые нельзя отнести ни к одной из трех названных ветвей власти:
· Прокуратура;
· Комитет государственного контроля;
· Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов;
· Национальный банк;
· Местные Советы депутатов.
Существование подобных органов не противоречит принципу разделения властей, поскольку в статье 6 он назван лишь основой государственной власти и не исчерпывает ее. Более того, некоторые ученые дополняют триаду ветвей власти, выделяя новые ветви. Применительно к Беларуси, можно сказать, что некоторыми чертами самостоятельной ветви власти обладает прокуратура и Комитет государственного контроля. Их иногда называют надзорно-контрольной властью.
Более сложным является вопрос о соотношении принципа разделения властей со статусом президента Беларуси. Обладая очень широкими полномочиями, он руководит Правительством, то есть обладает исполнительной властью, может издавать правовые акты, имеющие силу закона (декреты), а значит располагает законодательными полномочиями, назначает единолично почти всех судей, пользуется правом помилования осужденных. Но статус Президента полностью не охватывается ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветвями власти.
Таким образом, для государственной власти в Республике Беларусь характерно как разделение, так и единство, воплощенное в статусе Президента.
№ 25. Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования)
Политическая система – это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.
Специфика политической системы:
1.Через нее осуществляется власть в обществе;
2.Политическая система – это часть надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом по мнению марксизма;
3.Политическая система относительно самостоятельна, она имеет свою структуру.
Подход к политической системе можно разделить на 2 части:
Институциональный | Системный |
С точки зрения совокупности государственных и не государственных институтов. Выделяют 5 основных подсистем: 1) Институциональная (государство, партии, общественные организации и движения); 2) Нормативная (совокупность норм, которые регулируют политические отношения: законы, нормы морали, обычаи, традиции); 3) Политико-культурная (идеологическая) (знания, ценности, убеждения, стандарты поведения, менталитет, политическая культура); 4) Коммуникативная (взаимодействие власти с народом, другими странами); 5) Функциональная (это способы и средства воздействия на общественную жизнь). | Политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико–властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования. |
К субъектам политической системы можно отнести: государство, политические партии, иные общественные объединения, их союзы и ассоциации, трудовые коллективы, СМИ и т. д.
№ 26. Понятие экономической системы и ее конституционные основы
Экономическая система – совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Исходной базой экономических отношений является собственность. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Часть 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности выступает Республика Беларусь (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица.
Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства» с изменениями и дополнениями.
Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч. 6 ст. 44 Конституции Республики Беларусь).
Конституция Республики Беларусь закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации: «принудительное отчуждении имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч. 5 ст. 44 Конституции Республики Беларусь).
Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (ч. 4 ст. 41 Конституции Республики Беларусь). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч. 2 ст. 42 Конституции Республики Беларусь).
Важным элементом экономической системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности.Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики – свобода экономической деятельности (ч. 4 ст. 13 Конституции). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.
В разделе первом Конституции Республики Беларусь регулируются в том числе важнейшие экономические отношения. В частности им посвящена статья 13. Эта статья не называет в целом экономическую модель Беларуси. Например, в Советской Конституции прямо говорили о социалистическом уклоне экономики, однако анализ конституционных положений, действующих теперь, позволяет сделать вывод о закреплении социально-ориентированной рыночной экономики. О рынке говорят равенство форм собственности, свобода предпринимательства, а о социальной направленности политики – норма, обязывающая государство регулировать экономическую деятельность в социальных целях (статья 13).
Основным элементом экономических отношений выступает собственность. Конституция Беларуси закрепляет 2 формы собственности: государственную и частную.
Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Государство способствует развитию кооперации.
Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.
Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.
№ 27. Характеристика форм собственности
Основным элементом экономических отношений выступает собственность. Конституция Беларуси закрепляет 2 формы собственности: государственную и частную.
Конституция Республики Беларусь говорит о равенстве государственной и частной форм собственности. Более подробно статья 13 регулирует государственную собственность: недра, воды, леса составляют исключительную государственную собственность. Земли с/х назначения должны в основном находиться в государственной собственности.
Собственность |
Коммунальная собственность |
Собственность организаций в широком смысле |
Собственность индивидов |
Частная |
Государственная |
Республиканская собственность |
Граждане, иностранцы, без гражданства). Их собственности специально посвящена статья 44. |
Принадлежность материальных благ административно- территориальным единицам: областям, районам и т. д., которые выступают собственниками. |
Принадлежность имущества государству в целом, то есть Республике Беларусь, которая и является в данном случае собственником. |
Юридических лиц |
Статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению.
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.
Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Государство способствует развитию кооперации.
Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.
Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.
№ 28. Общественные объединения – элемент политической системы
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на свободу объединений (статья 36). Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь определяется Законом «Об общественных объединениях».
Общественное объединение – добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.
Союз (ассоциация) общественных объединений – добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.
Виды общественных объединений:
1)Политические партии;
2)Профессиональные союзы;
3)Религиозные организации;
4)Организации, созданные органами государственного управления;
5)Органы территориального общественного самоуправления (ОТОС);
6)Адвокатура и др.
Принципы создания и деятельности общественных объединений:
Ø Добровольность;
Ø Самостоятельность;
Ø Гласность;
Ø Законность.
Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями. Все общественные объединения могут создаваться для реализации целей, которые не противоречат Конституции Республики Беларусь. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности.
На территории Республики Беларусь создаются и действуют общественные объединения:
ü международные – их деятельность распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь – ATE) и территорию одного или нескольких иностранных государств;
Создание: не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения;
ü республиканские – их деятельность распространяется на всю территорию Республики Беларусь;
Создание: не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска
ü местные – их деятельность распространяется на территорию одной или нескольких ATE Республики Беларусь.
Создание: не менее десяти учредителей (членов) от большинства ATE территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения.
В качестве учредителей союза имеют право выступать об-бедственные объединения, принявшие решение создать союз.