Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств.
Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса.
История – это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано.
История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всём его многообразии.
Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
История выполняет целый ряд функций:
1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития.
2)Воспитательная-способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.
4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.
5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни.
Классификация источников: ( Ковальченко И.Д)
1) Вещественные
2) Письменные
3) Изобразительные ( худ. работы)
4) Фонические ( документы аудио и видео ряда)
Методы изучения истории:
1) Хронологический
2) Хронологическо-проблемный метод
3) Проблемно-хронологический
4) Синхронический
5) Ретроспективный
Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств.
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
Периодизация всемирной истории:
1) Первобытное общество (2 млн. лет назад – 4 тысячелетие до н.э.)
2) Древний мир ( 5 тысячелетие до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.)
3) Средние века (476 г. – сер.17 в.)
4) Новое время (сер. 17 в. – начало 20 в.)
5) Новейшая история ( 1918 г. – начало 21в.)
Чаще всего под Западом понимают экономически развитые государства Западной Европы.
В отличие от Запада единого Востока не существует. Простое географическое деление (Восток - это Азия, а Запад - это Европа) ничего не даёт. Восток представляет собой причудливую смесь различных экономических укладов, религий и культур.
Во-первых, на Западе выше уровень экономического и технологического развития.
Во-вторых, культура Запада основана главным образом на христианских ценностях (хотя это не значит, что все жители Запада исповедуют христианство), а культура Востока сформировалась на основе ислама, буддизма, индуизма и др. Кроме того, по мнению учёных-социологов, на Западе в характере людей преобладают такие черты, как индивидуализм, личная ответственность и инициатива, а на Востоке - общинность, а следовательно, коллективная ответственность. Таким образом, Запад" и "Восток - это не столько географические, сколько экономические и в первую очередь культурные понятия.
А как соотносятся Восток и Запад в самой России? Существуют две точки зрения. Согласно одной, Восток - неславянское, преимущественно нехристианское население как европейской, так и азиатской части страны. Другая точка зрения отрицает существование общеевропейской цивилизации. Согласно данной теории, есть две христианские цивилизации: одна - собственно западная, а другая, противостоящая ей, - восточнохристианская. По мнению приверженцев подобного взгляда, в нашей стране Восток соседствует с особым, славянским, миром, поэтому России уготован собственный путь развития, не похожий ни на какой другой. В XIX в. защитников этих теорий назвали соответственно западниками и славянофилами..
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ - НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР
Ярко выраженным "западником" являлся Пётр I. Вся его деятельность была направлена на приобщение России к европейским ценностям и прошла в ожесточённой борьбе со старой аристократией, не желавшей расставаться с привычным укладом жизни. "Западниками" можно назвать и всех последующих русских монархов: никто из них не пытался восстановить допетровские порядки, да и по крови, по культуре, по воспитанию они были куда больше западноевропейцами, нежели русскими.
Сами понятия "западник" и "славянофил" появились довольно поздно, в середине XIX в. Славянофилы того времени выступали за особый путь развития России, принципиально отличный от западного. Они считали, что необходимо развивать собственную - русскую или "общеславянскую" - культуру, в определенной мере отгородившись от Запада. Другие, неевропейские народы страны, по мысли славянофилов, необходимо приобщать к славянским, а в религиозном плане - к православным ценностям.
Западники видели путь развития России совсем иным. По их мнению, славянские народы России должны воспринять западную культуру и политические идеалы, а потом распространить эти идеалы среди других народов страны.
И западники, и славянофилы в равной мере без особых симпатий относились к исламу, а буддийские и индуистские ценности либо вообще их не интересовали, либо представляли чисто познавательный интерес.