Промышленный переворот и его последствия для Англии, Франции, Германии, стран Скандинавии. Специфика промышленного переворота в России
Промышленный переворот, процесс перехода от ручного труда к машинному, сопровождавшийся глубинными изменениями в формах производства и социальной организации общества. Промышленность стала двигателем развития экономики, источником новых благ и условий жизни. Резко повышались производительность труда, уровень жизни, урбанизация.
1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);
2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;
3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.
После промышленной революции в Англии промышленный переворот начинается в 1830–1860 во Франции, в 1850–1890-е – в США и Германии, в 1870-е – в скандинавских странах,
Что характерно для индустриальной цивилизации:
· буржуазные революции
· крупное машинное производство в промышленности, ведущее положение промышленности
· увеличение экспорта (не сырье, а продукция)
· в импорте – сх продукция и сырье
· строительство дорог (жд и автомобильные), расширение средств коммуникации (радио, телеграф, телефон)
· развитие военной техники
· оформились классы рабочих и буржуазии, формировалась интеллигенция
· колонии поделены
· период 2 НТР и первый промышленный переворот
Англия
В 1733 году Джон Кей изобрел так называемый «летающий челнок», это увеличило производительность ткача вдвое и создало нехватку пряжи. Начались попытки создания прядильных машин. В 1771 году Ричард Арткрайт основал предприятие, где прядильные машины приводились в действие водяным колесом – это была первая фабрика. Через 20 лет в Англии было уже 150 фабрик. В 1784 году Джеймс Уатт создал паровую машину; теперь фабрики можно было строить не только у воды. Возникновение машин вызвало потребность в металле. В 1785 году Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала одной из основных отраслей промышленности.
Затем возникла мысль об использовании парового двигателя на транспорте. Первый удачный паровоз был сделан инженером-самоучкой Джорджем Стефенсоном в 1814 году. В 1825 году была построена первая в мире железная дорога, соединившая Манчестер и Ливерпуль.
Появление станков, паровых машин, паровозов и пароходов коренным образом изменило жизнь людей. Появление фабрик, выпускающих огромное количество дешевых тканей разорило ремесленников, которые работали на дому или на мануфактурах. В 1811 году в Ноттингеме вспыхнуло восстание ремесленников, которые ломали машины на фабриках – их называли «луддитами». Восстание было подавлено. Труд рабочего на фабрике был менее квалифицированным, чем труд ремесленника, фабриканты часто нанимали женщин и детей, за 12-15 часов работы платили гроши. Было много безработных и нищих, после голодных бунтов 1795 года им стали платить пособия, которых хватало на две булки хлеба в день. Население стекалось к фабрикам, и фабричные поселки вскоре превращались в огромные город; в 1844 году в Лондоне было 2,5 млн. жителей, причем рабочие жили в перенаселенных домах, где в одной комнатке, часто без камина, теснилось по несколько семей. Рабочие составляли большую часть населения Англии; это было новое индустриальное общество, непохожее на Англию XVIII века.
К 1840-м годам Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и хлопчатобумажных тканей, основная часть производства машин. Дешевые английские ткани заполнили весь мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и в Индии, в Китае, во многих странах Европы. Англия провозгласила «свободу торговли».
Промышленная революция подарила Англии не только экономическое, но и военное господство над миром; флот из пароходов с мощной артиллерией диктовал свою волю по всему миру. Кроме Индии осваивались рынки сырья и сбыта товаров Новой Зеландии (с 1837 г.), Австралии, Канады, некоторых территорий Африки. Англия все больше превращалась в первую "фабрику мира". К середине XIX в. она стала и "владычицей морей" — ей принадлежало 60% мирового торгового флота, что очень помогало в осуществлении внешнеторговых операций.
Великобритания к 1860 г., т. е. через столетие после начала промышленного переворота, стала индустриальной державой. Прирост промышленной продукции за каждые десять лет с 1800 по 1870 г. составлял 6%, что было очень высоким показателем для XIX в. За эти годы добыча угля выросла в 11 раз, выплавка чугуна — в 32 раза. В первой половине XIX в. темпы роста легкой промышленности были выше, чем тяжелой. Но в середине столетия в Европе вырос спрос на английский уголь, металл, машины, и, соответственно, возросли темпы производства в металлургии, машиностроении, угледобыче, однако по сумме прибыли, общей стоимости товарной массы и численности работников по-прежнему лидировала текстильная промышленность. До 1870-х гг. у Великобритании не было серьезных конкурентов в промышленном развитии. Поэтому, несмотря на преобладание в рамках страны текстильной промышленности, по стоимости товарной массы страна заняла первое место в мире по темпам и уровню развития промышленности в целом.
После 1825 г. в Великобритании разразился первый в мире циклический кризис, охвативший все отрасли. Такие кризисы периодически, в среднем через 10 лет, повторялись в 1836, 1847, 1866 гг. Кризисы сопровождались сокращением производства.
Одним из показателей успешной индустриализации был резкий рост численности рабочих. Англия становилась страной крупных городов. Одновременно к началу XIX в. в стране окончательно исчезло крестьянство. На смену ему в агросфере пришли крупные предприниматели и арендаторы.
В 1694 г. был создан Английский банк, ставший важным элементом промышленной и рыночной инфраструктуры. Через 100 лет в стране функционировало уже 350 банков. Они больше занимались кредитованием внешней торговли. Постепенно этот "банк банков" стал руководить кредитной системой страны. Англия начала играть роль не только мирового перевозчика и производителя товаров, но и "мирового банкира".
Выводы:
· промышленный переворот – в 30е 18 века, к 19 веку завершился
· «мировая фабрика» - 40 % промышленного производства мира.
· главное - производство бумаги, ткани, обработка шерсти. дешевые и качественные ткани, в текстильной и швейной промышленности занята треть рабочих; на втором месте – литейное, металлургическое
· внедрение паровых двигателей: паровой транспорт; островное положение: судостроение, судоходство, пароходный транспорт, главный перевозчик
· акцент на развитие внешней торговли; огромные колониальные владения обеспечивали благосостояние Англии
· огромный торговый флот + «мировой перевозчик»
· к концу века – ослабевает, перевооруженность шла медленно
· 80-90 – развитие монополий ( трест Англии и Германии «Динамит Нобель» - по взрывчатым веществам; финансовая группа Моргана); английские монополии уступали немецким и др.
· от протекционизма к фритредерству (свободная торговля) – рост темпов индустриализации, превышение внутренних потребностей страны – внешнеторговый оборот возрастает в 7 раз (текстиль машины, импорт - черная металлургия, зерно, мясо); импорт вдвое превышает экспорт
· пионер в вывозе капитала; большой размер международных займов; английская валюта – международная
· банкиры Ротшильды, Ллойд, Бернинг
Реклама: деятельность не только агентств, но и отдельных агентов – Томас Роджерс
1797 – баварец Аллоиз Зенефельдер создал литографию – многокрасочную печать, плакат!!!!
· рекламная продукция была рассчитана на разные слои
· конкуренция в рекламе – отсюда постоянное обогащение жанров
· государство активно занималось рекламой, контролем, цензурой