Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности
Стадии применения норм права:
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела;
2. Выбор и анализ нормы права (юридическая квалификация);
3. Уяснение содержания нормы права, разъяснение её компетентным субъектам;
4. Принятие акта применения;
*5. Контроль за исполнением принятого применительного акта.
Установление и анализ фактических обстоятельств юридического дела включает:
1. Определение круга юридически значимых фактов;
2. Сбор и процессуальное закрепление добытых фактов;
3. Исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности;
4. Оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.
Выбор и анализ нормы права:
1. Выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоятельство;
2. Проверка правильности текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и т.д.).
3. Проверка подлинности нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;
4. Уяснение смысла и содержания нормы, изучение актов официального толкования юридической нормы.
Принятие акта применения включает:
1. Подготовку проекта правоприменительного акта;
2. Проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям;
3. Вынесение (издание) акта правоприменения;
4. Доведение до субъекта содержания принятого акта применения.
Основные требования к правоприменительной деятельности:
1) обоснованность - должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; они должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.
2) целесообразность - 2 аспекта: с одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. С другой стороны, соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации.
3) законность- при решении конкретного случая правоприменительной орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать её точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не закреплены в законе.
4) справедливость -соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества.
65. Пробелы в праве: понятие и виды. Институт аналогии в праве.
Пробел в праве - отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай; это состояние неурегулированности правом конкретной ситуации, общественного отношения. Случай есть, а нормы нет. В любом случае пробел в праве открывает возможность своеволия, личного усмотрения чиновника.
Иными словами, речь идет о неполноте, отставании законодательства. Отсюда - необходимость его дополнения, развития, совершенствования.
Виды пробелов в праве:
первоначальные (недосмотр законодателя) и последующие, когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения;
реальные(существует объективно) и мнимые (когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению).
Причины пробелов в праве: относительная "консервативность" права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;несовершенство законов и юридической техники;бесконечное разнообразие реальной жизни;появление новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.
Пути устранения и преодоления пробелов в праве: принятие новой нормы(устранение);применение правовой аналогии(преодоление или восполнение).
Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель - восполняет или преодолевает.
Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, Термин "аналогия" означает сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо.
Задача аналогии: разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, т.о., каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. К моральным отношениям аналогия права неприменима.
Различают 2 вида правовой аналогии:
аналогия закона (отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного НА);
аналогия права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).
Институт правовой аналогии закреплен в ст. 6 ГК РФ которая гласит: "В случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В научной литературе выделяется еще субсидарная аналогия. Субсидарной - аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового).
Замечание: отсутствует институт аналогии в уголовном праве
Институт аналогии не действует в УП, хотя пробелы в нем тоже возникают, но они устраняются законодательным путем.
Аналогия в УП не применяется потому, что оно исходит из основополагающей идеи: нет преступления без указания на то в законе.
Преступлением может быть признано только такое деяние, которое прямо предусмотрено УК, и следовательно, уголовная ответственность может наступить только за заранее предусмотренное действие. Эта идея признана всеми демократическими правовыми системами и направлена на защиту свободы личности. Во всех остальных отраслях права аналогия так или иначе используется.
Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо: установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения; убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи;отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело;в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права.
66. Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
Акт применения нормы права- это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое вносятся им в результате разрешения конкретного юридического дела. Признаки -Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим. Во-вторых, акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен.В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.) Виды
акты представительных органов государственной власти; акты исполнительных органов государственной власти; акты правоохранительных государственных органов(суда, прокуратуры, арбитража идр.);акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм. Соотнесение понятий нормативного акта и акта применения права. Прежде всего, стоит отметить, что по своей волевой сущности нормативный акт воплощает в себе волю законодателя, в то время как акт применения права осуществляет эту волю, дает основу ее реализации. Таким образом, нормативный акт относится к положительному законодательству, а акт правоприменения более тяготеет к конкретному правоотношению. По юридической природе нормативный акт содержит общее предписание универсального плана, оно может относиться к неопределенному кругу лиц, быть обязательным для всех (например, Конституция) или регулировать отношения с участием лиц определенной категории (как правило, это законы о регулировании правового положения отдельных категорий лиц: инвалидов, участников военных действий и пр.). Акт применения права представляет собой конкретизированное предписание, рассчитанное на определенный казус и определенное лицо. Кроме того, он носит характер однократного, разового действия. Одной из наиболее ярких характеристик нормативного акта является то, что он принимается органами государственной власти как результат нормотворчества, знаменуя его заключительную стадию. Правоприменительный же акт издается, как правило, органами суда, контроля, надзора, администрацией, должностными лицами в ходе оперативно – исполнительной, организаторской, контрольно – ревизионной и т. п. деятельности. Причем акт применения права не обязательно выступает в качестве заключительной стадии указанной деятельности. По юридической форме закон, нормативный указ, постановление, приказ всегда требуют письменной формы с соблюдением четко определенных реквизитов и структуры, а также опубликования. Ненормативный акт может быть как в письменной, так и в устной форме, не требует официального опубликования, имеет свой порядок вынесения и оформления (в зависимости от субъекта издания).Нормативный акт не может быть обжалован, а акт применения права подлежит обжалованию в силу того, что по правовым последствиям он рассматривается в качестве юридического факта. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормативный акт выступает главным правовым регулятором общественных отношений, который носит самостоятельный характер и является основной составной частью правовой системы. Акт применения права, в свою очередь, является необходимым проводником нормативно – правового воздействия, подзаконен и не несет в себе нормы права как таковой.