Занятие 7. Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации

Задачи и кейсы:

2.На состоявшейся в Биробиджане сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о повышении государственно-правового статуса Еврейской автономной области и превращения ее в республику. Акт

провозглашения республики был неоднозначно воспринят жителями области. Сессии представительных органов двух крупнейших районов – Ленинского и Смидовичского – приняли решение категорически воспрепятствовать претворению декларации в жизнь.

Оцените вышеуказанное решение и раскройте конституционный порядок преобразования субъектов федерации.

Решение

При обретении субъектом федерации нового статуса необходимые изменения вносятся в ч. 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Пункт 1 ст. 137 Конституции РФ устанавливает особые случаи внесения изменений в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, которые вносятся на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Исходя из вышесказанного, Еврейская автономная область может изменить статус в процессе принятия федерального конституционного закона.

Внесение на основании ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменений в перечень субъектов Федерации не носит характера конституционной поправки и потому не требует реализации процедуры, предусмотренной статьей 136 Конституции РФ, которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении КС РФ от 31.10.1995 N 12-П [4], завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

В соответствии со статьями 5 и 65 Конституции РФ статус «автономной области имеет только один субъект» - Еврейская автономная область и изменение ее статуса может потребовать внесения изменений в первую главу Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции. Поэтому практически данное изменение статуса вряд ли возможно. Конституционное Собрание вряд ли поддержит данный законопроект, даже если он будет поддержан тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание, скорее всего, подтвердит неизменность Конституции Российской Федерации, отказав в положительном решении вопроса (да и самого Конституционного Собрания, как такового, еще нет). Это дает основание говорить о неравноправии субъектов, которое выражается в особенностях конституционно-правового статуса некоторых субъектов.

ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ.

Все процедуры, связанные с изменением статуса субъекта можно разбить на две основные стадии: до выдвижения официальной инициативы и после нее. Первая стадия связана с выявлением потребности в изменении статуса субъекта. Она не ограничена во времени, не определена какими- либо рамками и границами. С момента начала процесса преобразования, т.е. С момента осуществления официальной инициативы изменения статуса субъекта начинается более формализованная процедура, которая требует обязательного соответствия ее закону. В данной процедуре следует выделить следующие этапы:

1) инициатива субъекта о преобразовании его статуса;

2) процедура достижения взаимного согласия Российской Федерации и ее субъекта об изменении статуса субъекта РФ;

3) закрепление в правовой форме достижения согласия об изменении статуса субъекта РФ;

4) референдум по вопросу изменения статуса субъекта РФ;

5) законодательное оформление изменения статуса субъекта РФ;

6) процедура внесения изменений в Конституцию РФ;

7) регулирование вопросов переходного периода.

Наши рекомендации