Нормативно-правовая основа политической системы России
Универсальным фактором, позитивно воздействующим на деятельность индивидов, организаций, является система нормативного регулирования. Эта система состоит из целой совокупности норм, включающей нормы права, корпоративные нормы, нормы морали и др. Нормативно-правовая основа политической системы российского общества, по сути, предпосылка (база) деятельности всех институтов, осуществляющих политические функции. Иными словами, нормативно-правовая основа политической системы — это совокупность социальных норм, обеспечивающих организацию и взаимодействие субъектов — участников политических отношений современной России. Имеются в виду нормы права и другие социальные регуляторы, которые так или иначе влияют на осуществление политической власти, деятельность партий, общественных объединений, упорядочивают проявления общественно-политической активности.
Нормативно-правовая основа политической системы российского общества — это сложное комплексное образование, включающее следующие системные элементы: правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием;
-политические нормы, предусмотренные программными документами партий, общественно-политических движений, общественных организаций;
-политические обычаи;
-политические традиции;
-нормы морали (нравственности).
Предписания права в сравнении с нормами морали и обычаями в наибольшей степени оказывают влияние на политическую деятельность людей. Назначение российского права — быть ориентиром в выборе варианта поведения в политической сфере, соответ- вать общенациональным, общечеловеческим интересам.
Жизнеспособность политической системы определена тем, насколько реально гарантировано право субъектов политических отношений (право на свободу объединений, свободу слова, реализацию других политических возможностей).
Ценность права относительно политической системы российского общества проявляется и в иных аспектах. По-видимому, порядок, образуемый в результате действия права, отражает сочетание интересов различных групп населения, организаций, религий, наций, государственно-территориальных образований. В рамках такого порядка разрешение возможных противоречий и конфликтов обеспечивается в основном путем использования правовых предписаний. Именно это способствует созданию условий для установления мира и согласия в обществе, оптимальной координации деятельности граждан и организаций в рамках различных общественных объединений (партий, профсоюзов и др.).
Важнейшим нормативным правовым актом, имеющим прямое отношение к правовым основам политической системы российского общества, является Конституция РФ. Основной Закон начинается главой «Основы конституционного строя», содержание которой наиболее отчетливо включает и правовые, и политические моменты, влияющие на формирование и действие демократических институтов России. К тому же названная глава включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества:
а) народовластие — один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч. 2 ст. 3);
б) идеологическое и политическое многообразие (ст. 13) и др.
Последнее положение принципиально значимо в связи с тем, что в современной России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной, т. е. единой, оказывающей определяющее воздействие на сознание членов общества. К тому же политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил. Это выражается прежде всего в многопартийности, участии политических партий в избирательном процессе.
Особо значимо, что в условиях действующей политической системы право призвано ограничить государственную власть, точнее. ее всесилие по отношению к общественным формированиям, личности (установление строгих пределов компетенции органов государственной власти, введение и упрочение системы разделения властей (ст. !0 Конституции РФ) и др.).
Нормы права, имеющие непосредственное отношение к политической системе общества, содержатся и в законодательных актах, конкретизирующих конституционные нормы (федеральные законы «О политических партиях», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.).
Нормативные правовые акты, имеющие политическую направленность, могут касаться норм разных отраслей права — государственного, административного, муниципального и др.
Значительные функции здесь выполняют политические нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах (Федеральный закон «О политических партиях») или в актах партийных организаций, общественно- политических движений и других общественных формирований. Они регулируют внутриорганизационные отношения в партиях и объединениях, взаимоотношения с другими партиями, государством, с гражданами, содержат программные положения. В этой связи политические нормы, содержащиеся в партийных документах — уставах и других актах организаций, условно можно подразделить на нормы внутреннего действия и внешнего действия.
Особенность норм внутреннего действия в том, что они распространяются на членов общественной организации, закрепляются в соответствующем документе (уставе и др.). Эти нормы определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.
Заметим, что моральные принципы, нормы определяют цен* ностные ориентации людей в сфере политики, влияют на поведение граждан, руководителей различных государственных и иных структур в период избирательных кампаний, использование политическими субъектами методов политической борьбы на выборах и др.
На функционирование политической системы определенное влияние могут оказывать существующие традиции, обычаи, религиозные верования, убеждения, т, е. особенности общественного сознания и его стереотипов.
По- видимому, для нормативной основы политической системы особенно важно, чтобы политические нормы базировались на нормах и принципах общечеловеческой морали, которая пронизывала бы их содержание. В практической политической жизни реальная ситуация не всегда совпадает с идеалом, расходится с ним. Об этом свидетельствует то, что право и политика в сфере политических отношений иногда расходятся с моралью, противоречат нравственным принципам.